Роль мониторинга в управлении качеством образования в условиях ФГОС
статья

Инновационной сущностью Стандартов второго поколения являются новые результаты образования: это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Исходя из этого, учитель должен не только овладеть технологиями формирования УУД,  но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых Стандартов, основным объектом которого будет реализация  предметных, метапредметных и личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль мониторинга в управлении  качеством образования   в  условиях ФГОС»

Для администрации школы, учителей всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе. Такую информацию на школьном уровне могут предоставить регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются необходимым инструментом анализа различных сторон учебного процесса.

Инновационной сущностью Стандартов второго поколения являются новые результаты образования: это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Исходя из этого, учитель должен не только овладеть технологиями формирования УУД,  но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых Стандартов, основным объектом которого будет реализация  предметных, метапредметных и личностных результатов.

Можно ли эти результаты отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Частично – да. Знания ребёнка по тому или иному учебному курсу можно проверить с помощью вопросов, заданий, решения различных учебных задач в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля. Оценить уровень выполнения контрольной работы учеником можно с помощью понятных и привычных педагогических критериев (количество ошибок, аккуратность, количество выполненных заданий и т.д.). А как измерить метапредметные результаты? Годятся ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний? Очевидно, что не годятся. Для достижения этой цели необходимо разрабатывать новые подходы к измерению уровня их развития и сформированности, ориентироваться в особых измерительных инструментах.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных, так и метапредметных и личностных результатов по мнению учёных, является мониторинг.

Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

Мониторинговые исследования:

– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;

– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;

– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям    обучающихся.

Цели мониторинга:

– отслеживание качества образовательных услуг в динамике;

– определение эффективности управления качеством обучения.

Задачи мониторинга:

– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;

–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;

– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;

– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.

   Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты  и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

Этапы мониторинга.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект  исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии оценивания.

Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:

  • наблюдение,
  • контрольные срезы,
  • анкетирование,
  • тестирование;
  • опрос.

Результаты срезов, контрольных работ оформляются в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельными учащимися так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам.

Третий этап – аналитический. Он включает в себя:

  • составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга;
  • анализ уровня учебных достижений;
  • коррекционную работу по устранению пробелов знаний, умений и навыков.

Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации. Непрерывность, своевременность, точность, структурированность – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:

– достигается ли цель образовательного процесса;

–существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;

– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала возможностям обучающихся.

         

     Рекомендуется ежегодно, в начале каждого учебного года осуществлять входной контроль. Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, мотивации и организовать коррекционную работу. Результаты стартовой работы фиксируются в таблицах.  Проводится он в середине сентября. Анализ результатов входного контроля дает возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.          

     Для того чтобы оценить индивидуальные  достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения учителю рекомендуется   проводить  промежуточный контроль качества знаний учащихся (тематический, четвертной, полугодовой).

И завершающий этап мониторинга - итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса. Проведение итогового контроля необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании собранных данных  учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.

Объектом оценки  результатов в соответствии с требованиями Стандарта служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий. В рамках итоговой  аттестации и текущего контроля в качестве инструментария используются уровневые контрольные работы по  предметам, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»). С этой целью педагогами могут разрабатываться стандартизированные письменные работы, практические работы, творческие работы, проекты.

Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях: 

  1. Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.
  2. Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год.
  3. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы все  условия (наличие необходимого количества различных вариантов).
  4. Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время.
  5. Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для  заполнения, особенно учащимися начальных классов.

Контроль качества образования нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания результатов. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

        Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.  

Боженкова Е.А.  

учитель математики и информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль мониторинга

Статья предназначена для работников системы образования: для учителей, для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической, экспереиентальной, воспитательной....

Мониторинг оценки качества образования в учреждении дополнительного образования

Данная статья будет интересна для методистов системы дополнительного образования.  Сегодня  педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на...

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования / Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10.

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования // Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10....

ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННО – ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ЕГО РОЛЬ В МОНИТОРИНГЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится о введении института государственно-общественного управления, то есть создание условий для реформирования  образовательной организации  в реальный институт гражданского об...

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...

Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС

Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей,  интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС...