Место и роль мониторинга
материал по теме

Нарицина Людмила Григорьевна

Статья предназначена для работников системы образования: для учителей, для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, научно-методической, экспереиентальной, воспитательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_i_rol_monitoringa_statya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 Место и роль мониторинга при проектировании инновационных технологий обучения в школе

    Существенной особенностью современного образования являются требования к качеству образования. В связи с этим на первый план выходят проблемы эффективного управления качеством образования.

    Мониторинг – важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик и технологий, обеспечивающий непрерывное слежение за качеством школьного образования, а также прогнозирование результативности системы качества.

    Слово «мониторинг» происходит от латинского слова «monitor» (напоминающий, надзирающий, предостерегающий). Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

    Педагогический мониторинг является одним из инструментов управления в качестве динамичной системы отслеживания результативности  и прогнозирования деятельности учителя и ученика при использовании инновационных технологий обучения, в том числе и технологии проектного метода обучения.

    Цель мониторинга:

  1. отслеживание динамики развития инновационной технологии проектного метода обучения, ее качественных показателей;
  2. определение эффективности управления инновационными технологиями обучения, создание новой модели в системе качества.

    Педагогический мониторинг позволяет регистрировать ход инновационной деятельности, сравнивать, анализировать, корректировать управленческие решения; планировать работу, исходя из полученных результатов; прогнозировать возможные риски и избегать их. Таким образом, педагогический мониторинг является одном из перспективных средств совершенствования образовательного процесса.

    Задачи мониторинга:

  1. непрерывно наблюдать за состоянием образовательного процесса в ходе инновационной деятельности и получить оперативную информацию;
  2. своевременно выявлять изменения в ходе инновационной деятельности и факторы, вызывающие их;
  3. предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе.

    Организационно-методические требования к процессу мониторинга:

  1. набор показателей мониторинга должен быть ограниченным и постоянным в течение установленного периода;
  2. показатели должны носить рамочный характер;
  3. периодически (не реже одного раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

    Очевидно, что  проектная деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет те параметры, на которых строится мониторинг.

    Для успешного внедрения педагогического мониторинга в практическую деятельность школы обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

    Подготовительный этап:

  1. определение объектов мониторинга;
  2. установление сроков представления информации;
  3. назначение ответственных за сбор информации;
  4. осуществление разработки единого инструментария в форме мониторинговых карт;
  5. создание примерной модели внутришкольного мониторинга, включающей показатели, критерии, методы и средства мониторинга, сроки предоставления информации и список ответственных лиц.

    Практический этап – этап отработки технологии:

  1. «запуск» мониторинга;
  2. сбор информации;
  3. «свертывание» ее на различном уровне – от учителя до руководителя школьного методического объединения, от руководителя школьного методического объединения до заместителя директора по УВР (НМР), от классного руководителя до заместителя директора по воспитательной работе, от заместителя директора до руководителя школы.

    Аналитический этап:

  1. систематизация информации;
  2. анализ информации;
  3. принятие управленческих решений.

    Особенность аналитического этапа в то, что он требует слаженной работы всех членов административной команды вместе и каждого в отдельности. Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность и синтез – те требования, без которых мониторинг не может быть эффективным.

    В результате такого мониторинга можно выстроить предположение о тенденции и реализации проектной деятельности, ее влияния на качество школьного образования.

    Роль педагогической оценки в школьном мониторинге велика, важно, чтобы она была объективной. Оценка может быть как бальной, так и рейтинговой, включающей самооценку и взаимооценку того или иного проекта, как правило, во время презентации.

    Методика оценки качества выполнения проекта. Назначение методики

    Методика предназначена для осуществления оценки качества выполненной работы и может быть использована для экспертизы как комплексной оценки, так и по отдельным объектам и параметрам оценивания.

    Методика может быть использована как для внешней экспертизы и оценки, так и для самоанализа и самооценки.

    Результаты экспертизы могут быть использованы как основание для принятия управленческих решений и внесений корректировок в организацию и содержание деятельности по внедрению и использованию технологии проектной деятельности в школе.

    Особенности применения методики

    Оценочная шкала методики имеет 3-х уровневое таксономическое построение. На каждом уровне для более точной и полной оценки степени проявления качества осуществляется ранжирование с использованием количественной 9-балльной оценки.

№ п.п.

Таксономический уровень

Количественная бальная оценка

Сумма баллов по параметрам объекта оценивания

Степень проявления качества по объектам оценивания  измеренным параметрам

1.

Высокий

9 – 8 – 7

126 – 98

Высокий

2.

Хороший

6 – 5 – 4

97 – 56

Хороший

3.

Удовлетворительный

3 – 2 – 1

55 – 14

Удовлетворительный

    К объектам оценивания могут быть отнесены (в зависимости от классификации проекта) следующие:

  1. сущность и актуальность проблемы проекта;
  2. оригинальность идее;
  3. степень технологической проработки;
  4. качество выполненной работы (полученного продукта);
  5. уровень презентации.

    Предлагаемые формы сбора информации, необходимой для мониторинга проектной деятельности в школе

Кадровое обеспечение

Материально-техническая база школы

Степень партнерства

ФИО

учащихся

Виды проектов

ФИО учащихся

Уровень презентации

Критерий оценки (высокий, средний, низкий)

Участие в конкурсах и результаты

Мониторинговая карта

аспектного анализа урока с использованием технологии проектного метода обучения

    Качество проявляется:

2 – полностью

1 – частично

0 – отсутствует

№ п.п.

Критерии оценки

Шкала оценивания

1.

Новизна и актуальность проблемы, определение основного смысла урока: развитие критического мышления (способность рассматривать явления с разных точек зрения, ориентироваться в разноголосице мнений)

2 – 1 – 0

2.

Цели и задачи урока (формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы, организация поисковой деятельности учащихся)

2 – 1 – 0

3.

Интеграция инновационных технологий обучения наряду с проектным методом обучения:

2 – 1 – 0

  1. информационно-коммуникативный;

  1. здоровьесберегающая;

  1. проблемное обучение;

  1. развивающее обучение;

  1. исследовательские методы обучения и др.

4.

Использование на уроке современных средств обучения

2 – 1 – 0

5.

Использование на уроке современной системы оценивания знаний учащихся (диагностика, коллективные и индивидуальные результаты, продвижение учащегося, самооценка, взаимооценка, оценка эксперта и т.д.)

2 – 1 – 0

6.

Уровень презентации проекта

2 – 1 – 0

7.

Определение цели домашней работы, ее характер (подготовка к новому уроку, рекомендуемый и самостоятельно определяемый характер заданий)

2 – 1 – 0

8.

Формирование ключевых компетенций:

2 – 1 – 0

  1. ценностно-смысловая;

2 – 1 – 0

  1. общекультурная;

2 – 1 – 0

  1. социально-практическая;

2 – 1 – 0

  1. коммуникативная;

2 – 1 – 0

  1. валеологическая

2 – 1 – 0

Общий итог:

22

    Каждый критерий оценивается по 3-х балльной шкале:

2 – проявляется полностью

1 – проявляется частично

0 – не проявляется

Формула эффективности урока (ЭУ)

где К – обобщенный балл показателя оценки урока (выставляется экспертами). Максимальное значение для каждого показателя указано в таблице.

    Эффективность урока:

85% - 100% - урок отличный

65% - 84% - урок хороший

45% - 64% - урок удовлетворительный

44% и ниже - урок неудовлетворительный

Заключение

    Описанная в рамках данного научно-методического пособия система проектирования и использования инновационной технологии проектного метода обучения в условиях конкретной школы свидетельствует об исключительной актуальности вопросов внедрения в школьную практику данного метода бучения. Эта актуальность определяется прежде всего потребностью качественного обновления общеобразовательной школы в новых социально-экономических условиях, поиска ориентиров ее инновационного развития, обозначенных в инициативе президента «Наша новая школа». Разработка методолого-теоретических основ педагогической системы управления качеством образовательного процесса путем внедрения инновационных технологий обучения, как-то проектного метода обучения в интеграции с информационно-компьютерными технологиями призвана разрешить целый ряд противоречий в развитии современной общеобразовательной школы, в первую очередь противоречие между знаниевой парадигмой и деятельностным подходом в обучении.

    Учитывая сложность и многоаспектность исследуемой проблемы, категорий «инновация», «управление инновацией», «качество», «управление качеством», представляется необходимым применение многоуровневой методологии для их раскрытия, определения соотношений с другими категориями и понятиями дидактики, теории внутришкольного управления, других, более частных теорий.

    Ключевую роль в качестве методологической базы должны играть общефилософские принципы объективности, детерминизма, развития, взаимодействия, составляющие высший, первый уровень такой многоступенчатой методологии.

    Необходимость в выделении второго методологического уровня (уровня общенаучных дисциплин) при исследовании проблемы проектирования и внедрения в практику современной школы технологии проектного метода обучения обусловлена ее полинаучным характером, вследствие чего для ее решения необходимо задействование систем знаний из теории управления, теории систем, психологии и др. Рассмотрение организационно-педагогических форм управления проектированием и внедрением педагогических систем как проблемы на стыке целого ряда наук позволяет с позиций уже имеющегося знания, сформулированных принципов и знаков не только интерпретировать полученные результаты, но и задействовать их арсенал для решения выдвинутых задач. Это нашло свое конкретное выражение в использовании таких подходов, как: системный, личностно-деятельностный, управленческо-технологический, ситуационный.

    Выделение последующих трех методологических уровней: уровня педагогики, уровня составляющих педагогику отдельных дисциплин, уровня частных педагогических направлений позволило углубить изучение предмета исследования, рассмотреть его как педагогическую проблему.

    Это позволило, с одной стороны, определить место формулируемой и обосновываемой в научно-методическом пособии проблеме среди других точек зрения на совершенствование современной системы образования, а с другой – опереться на существующие теории и положения с тем, чтобы найти адекватные современным требованиям решения.

    В частности можно констатировать, что в педагогической науке достаточно глубоко и системно представлены практически все аспекты управления школой, образовательным процессом. Ключевое знание среди основных научных положений теории внутришкольного управления имеют положения о необходимости системного подхода к организации управления школой; целевом аспекте управления педагогическими объектами и процессами; путях обеспечения большей казуальности управленческих воздействий; принципах формирования организационных структур управления; необходимости выделения в структуре управления школой множества различных по целям. Объектам и продолжительности управленческих циклонов. Широкое раскрытие и педагогическую интерпретацию получили функции, принципы. Методы, закономерности управления.

    Свидетельством осознанности, актуальности и важности вопросов проектирования и внедрения инновационных технологий обучения являются многие из начинаний на уровне федеральных органов управления образованием: разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов, декларирование деятельностного подхода в решении проблемы качества российского образования, разработка и практическое осуществление механизмов государственной аттестации и лицензирования образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров; материальная поддержка на государственном уровне школ, использующих инновационные программы, а также творчески работающих учителей через Национальный проект «Образование», инициатива президента «Наша новая школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все...

Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельнос...

МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ.

Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья....

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм ка...

Патриотизм: понятие, место и роль в жизнедеятельности личности и общества

Первоначально патриотизм возник как естественное чувство самосохранения человека - представителя человеческого рода, стремящегося защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, свою территорию...

Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс. «Место и роль СМИ в современном обществе»

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихс...

урок по ИЗО 7 класс Место и роль картины в искусстве 20 века

Урок ИЗО с использованием приема активизации мышления "синкквейн"....