Многообразие содержания и методов педагогического процесса
статья

Белых Павел Валерьевич

Педагогический процесс — последовательные изменения во всех его участниках: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности,

а педагог пополняет (или теряет) свою профессиональную компетентность;

оба участника педагогического процесса диалектически связаны как его субъекты и объекты, оба, хотя и по-разному, развивают свою социальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyh.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГООБРАЗИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Белых П.В.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

                                                                                                 

                                                                                                        Главнейшая дорога

                                                                                                                 человеческого воспитания

                                                                                                                       есть убеждение, а на

                                                                                                                  убеждение можно только

                                                                                                                  действовать убеждением.

                                                                                                                                К. Д. Ушинский

     

Педагогический процесс — явление сложное; как и всякий процесс, он представляет собой совокупность действий и последовательную смену состояний в ходе достижения определенного результата. Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. Педагогический процесс — последовательные изменения во всех его участниках: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности, а педагог пополняет (или теряет) свою профессиональную компетентность; оба участника педагогического процесса диалектически связаны как его субъекты и объекты, оба, хотя и по-разному, развивают свою социальность. Педагогическая направленность — сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это — требование и к процессу, и к его результатам. Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели — развития 30 социальности воспитанников; их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме, в вербальных и реальных ситуациях. Непротиворечивость средств помогает сложному и длительному "выделыванию" человека.

Целостностью предполагается и разлитость влияния на духовность и эмоции, разум и волю, и комплексное развитие активности — познавательной и трудовой, физической и нравственной, эмоциональной, чтобы не допустить узкого функционализма, односторонности воздействий, избежать формализма. Тогда и воспитание оказывается обучающим (жизни среди людей, умению строить с ними отношения, оценивать себя и других), а обучение — воспитывающим (духовное начало, желание больше знать, ощущение прекрасного в языке слов и цифр).

В свою очередь, целостность педагогического процесса приводит к целостности его результатов: к изменениям во внутреннем мире и поведении воспитанника, его убеждениях и поступках, его самоощущении и самореализации — его человекообразовании.

 Педагогический процесс образования Человека представляет собой единство трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека. О воспитании и саморазвитии как педагогических категориях говорилось в прошлой лекции. Социализация современной наукой толкуется по-разному, но в принципе в ее содержании отчетливо просматриваются две тесно связанных, хотя и совершенно различных по природе и проявлениям стороны: во-первых, социализация обозначает весь поток внешних — природных, социальных, социально-психологических влияний на человека, его социализирующих, продвигающих его социальность. С этой точки зрения, естественный "социализатор" — вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало и явно отрицательных, таких, как глубокое социальное расслоение и растущая безработица, инфляция и мафия, и отрицательных, но привлекательных для части молодежи, например наркомания и преступность, крайности моды и матерщина. Есть и неоднозначные явления андерграунда. Воздействия среды могут осознаваться или не осознаваться, оставлять более или менее глубокий след, охватывать широкие или узкие сферы образа жизни и т.д., но они существуют. Невозможно учесть (предвидеть) всю их сложнейшую гамму, но педагогу нельзя и не знать наличия и характера тех влияний, что оказываются наиболее важными для того или иного человека, будь то учащийся, воспитанник военного училища, ученик мастера в цеху, ребенок в семье. Другая сторона социализации — внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Они изменяются в ту или иную сторону под влиянием того, что личностью не только воспринимается, но и осваивается.

Однако эти изменения не фатальны, как не всесильны вызвавшие их влияния. Второй "вершиной" нашего воображаемого педагогического треугольника выступает воспитание. В отличие от социализации, которая (в обоих значениях) преимущественно стихийна, воспитание — чаще всего целенаправленно. Его обеспечивает вся система образования, производство, армия, общественность. Делается это профессионально или нет (что вовсе не всегда значит хуже), более или менее эффективно, влияет локально или широко. Бывает же, что благими намерениями педагога, воспитателя выстелена дорога в ад для их воспитанника. Бывают, и нередко, дурные родители, как и школы, трудные для ребят. Есть и другие сложности. Они связаны с достаточно частой противоречивостью не только

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Г. Гегель

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А.С. Макаренко между факторами социализации или между субъектами, технологиями воспитания, но и между влияниями социализации и воспитания: в жизни — одно, в школе — другое. Сегодня системе образования, лишенной привычных безусловных идеалов, образцов, примеров давнего и совсем недавнего прошлого, энергично критикуемого, ничем, в сущности, позитивным, утверждающим не замененных, к тому же в условиях резкого снижения уровня жизни, — системе этой приходится выдерживать весьма трудную конкуренцию с негативными факторами социализации, которая пока побеждает. Между школой, хорошей семьей (а они являются и факторами социализации детства и юношества) и детьми все увереннее оказываются цинизм, бездуховность, волнующий (как животное — кровь жертвы) зов беспредела и безнаказанности: детская преступность растет вдвое быстрее взрослой. Это, конечно, будет преодолено, но уже новым обществом, для которого дело социального воспроизводства поколений станет действительно приоритетным, а потому воспрянет и школа.

 Итак, позитивная связь между двумя "вершинами" разрушена, да и сами они весьма в непростом состоянии. Обратимся к третьей — саморазвитию. Оно тоже двусоставно. Вопервых, включает естественное психофизиологическое развитие организма. Такое развитие — сугубо, казалось бы, биологическое — определенным образом обусловлено социализацией (культура быта, питание, здоровье) и воспитанием (занятия спортом, закаливание, режим, личная гигиена). Мы ему содействуем или препятствуем. Во-вторых, саморазвитие — желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями, которые формируются социализацией и воспитанием. Их противоречивость — одна из главных причин трудностей педагогического процесса, а значит, и человеческих драм саморазвития.

 В то же время, если личность лишена "самостоянья" (А.С. Пушкин), не проявляет его в разносторонней активности, неизбежны потери в развитии социальности. Причина очевидна: воспитание не может быть эффективным без самовоспитания, как последнее — без необходимых условий. Содержание воспитания — создание условий для развития у воспитанников духовных потребностей, положительных мотивов, желания и умения ответственно относиться к учению и труду, быть здоровыми и культурными, уметь ценить, беречь и создавать красоту, участвовать в делах на благо группы, коллектива, общества. Для этого в учебных заведениях создаются классы, группы, где учатся и дружат, общаются ребята одного возраста, различные объединения по интересам, где нормой становится самоуправление, взаимодействие между ребятами и педагогами. Среди методов — будь то убеждение примером (в том числе личным) или словом, будь то организация отношений и общения ребят — главным является создание ситуации, требующих личного решения. Содержание самовоспитания определяется "разностью потенциалов", т.е. сознательным движением человека от того, каким он себя

                            В стенах школы не должно быть ученика, который был бы только     воспитанником, которого кто-то вел бы за руку. Каким бы маленьким ни был ребенок, он должен кого-то поддерживать, о ком-то заботиться, чью-то судьбу переживать. В А. Сухомлинский

Любить родину — не твоя идея. А вот как ее любить, ты должен сообщить людям. Ты должен не повторять патриотизм, а продолжать его. М.А. Светлов осознает, к тому, каким хотел бы стать: больше знать или накачать мускулы, научиться играть в бейсбол или водить автомобиль, исправлять фигуру или приобщаться к фанатам, воспитать волю, а то и жестокость к людям... Да и мотивы могут быть разными: кто-то хочет исправить недостаток, кому-то важно привлечь ее (его) внимание, кто-то сознательно стремится еще больше закалить волю, преодолевая страх или неуверенность, кому-то надо доказать себе или другим, что он все может. Содержание работы над собой определяется идеалами и ценностями человека, потому она и может быть связана со стремлением одних самоутвердиться на пользу себе и людям, а других — стать фашистами, "крутыми" "новыми русскими", примкнуть к мафии. Методы педагогического руководства самовоспитанием восходят прежде всего к организации рефлексии — во имя самооценки и, условно говоря, программы работы над собой. Важна индивидуальная поддержка воспитанника верой в успех его стремления чего-то добиться от себя, корректная помощь в его адекватной самооценке, в осуществлении программы, а особенно — в констатации результатов предпринятых им усилий, которые, как правило, не могут остаться незамеченными окружающими.

В конечном итоге воспитание и саморазвитие тесно связаны в едином педагогическом процессе (им "мешают" лишь отрицательные факторы социализации); воспитанный человек высоко ставит планку самовоспитания и берет эту высоту в результате многих попыток, в то же время умение упорно работать над собой помогает осваивать то, что предлагает, для чего создает условия воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

Доклад на ШМО " Методы обучения и воспитания. Особенности их применения в коррекционно - педагогическом процессе"

В докладе раскрыты методы обучения и воспитания, особенности их применения в коррекционно - педагогическом процессе....

"Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы"

Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы на примере иностранного (английского) языка....

«Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы»

«Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений  навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает ра...

Дидактические принципы мониторинга фонетико-фонематических процессов: содержание, формы, методы, приёмы, измерительные средства у детей младшего школьного возраста.

Дидактические принципы мониторинга фонетико-фонематических процессов: содержание, формы, методы, приёмы, измерительные средства у детей младшего школьного возраста....

Использование методов педагогического процесса на уроках(физики)

Материал содержит определения педагогического проесса, структуры педагогического процесса, тенденции, классификацию методов по критериям, примеры использовангия различных методов на уроках физики....