Формы и методы организации учащихся
учебно-методический материал

Дорофеева Татьяна Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках географии

Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет своей педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

Для решения следующих педагогических задач:

  1. Усвоение базовых знаний по географии;
  2. Систематизация усвоенных знаний;
  3. Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
  4. Формирование навыков самоконтроля;
  5. Формирование мотивации к учению в целом и к географии в частности;
  6. Подготовка к государственной (итоговой) аттестации;
  7. Развитие творческих способностей учащихся;
  8. Формирование здоровьесберегающих умений и навыков учащихся;

Я регулярно применяю в учебном процессе современные образовательные технологии развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие, с помощью которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов.

Для развития познавательной мыслительной деятельности методы прикладной диалектики, такие, как системный анализ, «мозговой штурм»  приводят к пониманию нового материала. Ученики сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Так, на уроке географии в 6 классе по теме «Что такое атмосфера и как она устроена» учащиеся участвуют в целеполагании, мотивируются на получение знаний в ходе урока (анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, новизны, познавательная игра).

 «Ребята, послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?

Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет. Есть? А вроде бы и нет… (Об атмосфере).

По каким признакам вы определили, что идет речь об атмосфере? (Как одеяло, укрывает Землю, не видно ее, пропускает дождь и свет).

Сообразите! (Учитель показывает фотографии поверхности Земли и других планет). Ребята, кто догадался, почему для нашего урока я выбрала именно эту фотографию? (На ней изображены планеты Солнечной системы, Землю мы узнали по наличию воздушной оболочки, На нашей планете есть жизнь, а на других – нет. У нашей планеты есть оболочки).

 «Мозговой штурм» (работа в парах). Над Антарктидой образовалась озоновая дыра. Необходимо срочно принять меры для спасения планеты. Предложите свое решение.

В итоге урока дети смогли ответить на проблемный вопрос: «Подумайте, что произойдет, если не будет азота или углекислого газа?» (Изменится состав атмосферы, а это опасно для жизни на нашей планете).

С первых уроков географии особое внимание уделяю работе с картами. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.

Например, на уроке географии в 9 классе по теме «Сухопутный, водный и воздушный транспорт»  при знакомстве с морским видом транспорта предлагаю учащимся заполнить таблицу:

порт

специализация

грузооборот

примечание

Работая с учебником и картами атласа, им необходимо:

Указать основные морские порты Северного Ледовитого океана, их специализацию и грузооборот.

Указать основные морские порты Тихого океана, их специализацию.

Указать основные морские порты Атлантического океана, их специализацию.

Указать основные морские порты бассейна внутреннего стока. (Работа с учебником, презентация – использование ИКТ)

У подобного рода работы много плюсов и для учащихся, и для учителя, так как конкретные ее цели перерастают в результаты: продолжать учить анализировать тематические карты; научить получать с карты новую информацию; продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную; учиться оформлению работы в табличной форме.  

В основу данных уроков были положены технологии развивающего обучения: коммуникативная, проблемно – исследовательская.

Для активизации познавательной деятельности учащихся применяю технологию критического мышления через чтение и письмо. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, так как данная технология уделяет особое внимание познавательным педагогическим целям.

Ценность уроков,  проведённых в данной технологии,  я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться».

Одна из форм рефлексии, применяемой в технологии критического мышления – «Рефлексивный экран». Ученик выбирает свое начало предложения и заканчивает фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Или предлагается обратиться к соседу по парте выбрав одну из фраз:

  • -  Ты молодец
  • -  Я доволен твоей работой на уроке
  • -  Ты мог бы работать лучше.

Считаю, что применение технологий развивающего обучения, развития критического мышления на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей  жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Важную роль отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Некоторые элементы уроков географии:

1) Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

Выполняем двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта;

Руки вверх – север; и т.д.

2) Уроки в 9-10 классах на тему «Население».

Провожу беседу о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей стране. Вырабатываем рекомендации  для улучшения демографической ситуации в России.

3) Урок в 9 классе на тему «Земледелие».

Беседую с учащимися о правильном питании, о полноценных белках и витаминах:

- Какие овощи вы едите чаще других?

В чём их польза для вашего организма?

- Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век?

- Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?

Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках географии - физкультминутки.  Одним из самых лучших моментов отдыха я считаю физкультминутку,  имеющую географическую направленность.

Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки».

Я считаю, что использование информационных технологий в учебном процессе при изучении географии позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.

Применение методик обучения с использованием вышеперечисленных технологий позволило повысить мотивацию к изучению географии во всех обучаемых классах и добиваться хороших результатов по предмету.

Таким образом, данные технологии помогли мне решить педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их на уроках географии и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы организации итогового повторения, подготовки к выпускным экзаменам.

Подготовительные материалы и методические рекомендации по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Геометрия....

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся.

В докладе раскрывается понятие  субъективного опыта учащихся, предлагаются  разнообразные  формы и методы  организации учебной деятельности для  его формирования....

Формы и методы организации деятельности учащихся

     Основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию является учебное занятие (урок). Урок физической культуры является для всех учащихся обязательной формой...

Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка

ull;Цель данной работы — выявить наиболее распространенные формы организации методов контроля качества знаний, определить основные способы проведения мониторинга качества знаний в образователь...

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии.

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии....

Формы и методы организации досуга учащихся в группе продленного дня

Формы и методы организации досуга учащихся в группе продленного дня....

Методическая раработка "Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения.", 2023г.

В данном материале указаны основные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения...