"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения»
статья

галина николаевна скрынникова

Выступление на педсовете: "Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущихусловий повфшение качества знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения»

Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации у ребенка освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

 Образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения знаний учащимися. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев показателя результативности образовательного процесса.

Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность».  Мотив - это то, что, отражаясь в голове ученика, побуждает к деятельности, направляет на удовлетворение определённой потребности. Потребность даёт толчок к возникновению мотива.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. На фоне возрастающих требований к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы, дающему возможность оказаться успешным и конкурентоспособным в будущем на рынке труда, возникает ситуация, когда учащиеся, в учебной деятельности сталкиваются с серьёзными проблемами снижением учебной мотивации. Отсутствие внимания и инициативы на уроке, слабая ориентация в учебном материале, действия по шаблону, неумение работать самостоятельно, неадекватность самооценки — вот далеко не полный перечень проявлений низкого уровня сформированности учебной мотивации у школьников.

Выявление характера учебной мотивации и смысла учения в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия и влияния. Смысл ученияего значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего ближнего окружения. Смысл учения складывается из следующих моментов: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка. Поскольку все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно.

основные мотивы учебной мотивации.

Познавательные мотивы.  Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивыОни связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Данный мотив является важной основой самовоспитания и  самосовершенствования личности.

Мотив учения может быть внутренним или внешним. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у обучающихся формировались прежде всего внутренние мотивы. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному.

 Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок.

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

 Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

 При анализе анкет учащихся 5 класса отмечается, что уже меньше детей относятся к учебе с высоким интересом.

Подростковый возраст очень сложен в силу физиологических преобразований у человека. Этот период начинается в 10-11 лет. Но несмотря на сложность возраста есть и благоприятные условия для мотивации.  Это «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора). В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми.

Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникают иногда весьма критические взгляды на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя.

Анкетирование учащихся 7  класса показало закономерное снижение учебной мотивации,

Как же повысить мотивы учения у ученика, какие методы и формы работы применять учителю, как привлечь родителей к решению этой проблемы? - такие вопросы встают перед нами ежедневно.

Одним из участников обучения является, конечно, педагог. Он организует урок так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроке. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию к неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. Педагогу необходимо владеть различными приемами формирования мотивации у школьников всех возрастов: коллективные формы деятельности; сотрудничество ученика и учителя; создание творческой атмосферы; применение поощрения и наказания; создание ситуации успеха; вера учителя в возможности ученика; оценка деятельности ученика.

Портрет идеального учителя глазами учащихся 9-х классов. Качества, которыми должен обладать учитель: профессионализм, требовательность, общительность, юмор, шарм, понимание и уважение; любовь к детям; доброта; ум и строгость.

Учитель- профессионал должен обладать личностными качествами:

  • Стремлением к максимальной гибкости;
  • Способен сопереживать, сочувствовать, воспринимать потребности детей;
  • Владеет стилем доверительного (неформального) общения с учениками;
  • Эмоционально уравновешен, жизнерадостен;
  • Умеет придать личностную окраску преподаванию, не стесняйтесь словесно поощрять ученика: -Ты на верном пути.

-Замечательно!

-Ты делаешь это сегодня значительно лучше.

-Продолжай работать так же, ты добьешься большего

-Это успешное начало.

-Отлично!

-Ты прав.

-Твои успехи все заметнее

-Я верю в тебя.

-Красивая мысль.

-Спасибо!

Так тоже закладывается учителем мотивация на успех, на достижение цели, на развитие себя как личности.

Личные качества учителя дополняет его профессиональная компетентность:

  • Знание и наполнение содержания учебного материала;
  • Организация учебной деятельности;
  • Стиль педагогической деятельности учителя;
  • Коллективные, групповые формы учебной деятельности;
  • Оценка учебной деятельности школьника в сравнении с собственными его результатами;
  • Наполнение каждого этапа элементами психологического содержания:
  1. «Мы хорошо поработали над предыдущей темой»- так мы зафиксировали у детей мотивы предыдущих достижений;
  2. «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы» - вызвали мотивы относительной неудовлетворённости;
  3. «А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях» - Усилили мотивы ориентации на предстоящую деятельность
  4. Далее учитель подкрепляет возникшую мотивацию, чередуя разные виды деятельности, используя материал различной степени трудности, активизируя интерес через поисковую деятельность самих детей, самостоятельную работу, участие в проектной деятельности.
  5. В конце урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы возникла установка на дальнейший процесс, т.е. положительная мотивация перспективы.

Итак, Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

Формирование учебной мотивации школьников является одним из ведущих условий повышения качества обучения и, как следствие, может выступать показателем результативности образовательного процесса.

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить.

Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.

В работе рассматривается технология "Развития критического мышления" и проблемное обучение как способ развития творческой и познавательной деятельности учащихся...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

«Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...