Доклад «Создание адекватной среды для развития одаренных детей».
опыты и эксперименты

Хабиева Патимат Абдулахидовна

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Развитие системы работы с одарёнными учащимися – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной  практики  в условиях модернизации российской системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx57.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. ХолманкаПерелюбского муниципального района Саратовской области»

Доклад на тему:

«Создание адекватной среды для развития одаренных детей».

Хабиева Патимат Абдулахидовна

учитель математики

МБОУ «ООШ с.Холманка

Перелюбского муниципального

района Саратовской области »

2018 год

Создание адекватной среды для развития одаренных детей.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

                                          Если их тронуть умелой рукой,

                                   они красиво зазвучат »  

В.А. Сухомлинский

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Развитие системы работы с одарёнными учащимися – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной  практики  в условиях модернизации российской системы образования.

Создание  педагогом оптимальных условий по развитию коммуникативных действий обеспечивает талантливым и одарённым школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволяет им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательному учреждению необходимо обеспечить также гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий талантливых и одарённых детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствие с требованиями ФГОС 2-го поколения.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Существуют две крайние точки зрения:

1.«Все дети являются одарёнными». До уровня одарённого ребёнка можно развить практически любого здорового ребёнка путём создания благоприятных условий

2. «Одарённые дети встречаются крайне редко». Одарённость – явление уникальное. Это дар Божий. Как это нередко бывает, правы  те и другие: это и дар судьбы, и нечто, зависящее от условий воспитания и обучения.

Специфика одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

1)детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.;

2)под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить угасание признаков детской одарённости;

3)обученность, являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребёнка, зачастую трудно отличить от проявления детской одарённости.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ученика не являются прямым достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одарённости, проявляемые в детском возрасте, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут исчезнуть. Учёт этого обстоятельства важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Одарённые дети в своём развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одарённым детям.

Под понятием «скрытая одарённость» принято понимать одарённость, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребёнка или подростка и не является очевидной для тех, кто окружает школьника. Более того, дети, обладающие такого рода одарённостью, часто бывают просто неуспевающими. Так, П. Торранс сообщает драматические цифры, согласно которым 30% детей, отчисляемых из школ на неуспеваемость, составляют одарённые. Один из наиболее известных примеров А.Энштейн, в 15 лет исключённый из гимназии.

Образовательная среда школы должна быть адаптированна к образовательным потребностям одарённых детей за счёт следующих факторов: подборка оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития; психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся; свободного профиля, уровня, вида творческого труда, комфортности окружающей среды.

  1. Принципы и методы выявления одарённых детей

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);

6) многократность и многоэтапность обследования;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;

10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,

оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

  1. Направления работы с одарёнными детьми в сфере образования

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно считаться центральной задачей личностного развития.

Так, в качестве приоритетных целей обучения могут быть выделены следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности;
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

При обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности..

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании собственного объяснения, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, рефлексивного плана сознания.

Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

  1. Модель работы с одарёнными (мотивированными) учащимися.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагог в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых (мотивированных) учащихся, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых (мотивированных) учащихся;
  • формировать у одарённых (мотивированных) школьников и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

  Данная модель ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых (мотивированных)  учащихся, повышение социального статуса творческой личности. Модель направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

  • выявить одаренных (мотивированных) учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формировать у учащихся  умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения;
  • создавать условия одаренным (мотивированным)  учащимся для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой, творческой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • развивать исследовательскую позицию учащегося, поддерживать  активность учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными (мотивированными) учащимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления реализации модели работы:

  •  создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагога;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы:

  • непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания;
  • гуманизм в межличностных отношениях;
  • научность и интегративность;
  • индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
  • применение принципов развивающего обучения;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

   На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;
  • задания с отсроченным вопросом;
  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
  •   задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня;
  •  творческие задания.

Например, задания - разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.).  Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

  •  организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми;
  •  подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, всероссийского уровня;
  •  проведение массовых мероприятий;
  •  обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями:

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении  «Умники и умницы».

  

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и районной олимпиадах .

Прогнозируемые результаты:

  • повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня.
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Непременным условием высокой результативности современного математического образования является активная   работа по выявлению и развитию одаренных учащихся  ;организация и разнообразие форм   идей и методов, его практического приложения;создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, который обеспечивает саморазвитие, самоопределение, формирование высокого интеллекта учащихся и стремление их к познанию . Такая работа способствует также формированию активной жизненной позиции школьников.

Создание творческой среды при обучении математике  для развития одаренности.

В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во всех странах мира. Изучение основ математики становиться все более существенным элементом образовательной подготовки молодого поколения, т. к. математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.

Творческое осмысление опыта работы привело к созданию системы педагогической деятельности, а так же системы работы над развитием и формированием одаренности детей.

 В период обучения в школе учеников, проявляющих особые способности к математике, видно. Они, как правило, легче и быстрее сверстников усваивают новые темы, предлагают новые, нестандартные решения задач, проявляют повышенный интерес к предмету, предпочитают решать нестандартные задачи, а не «отрабатывать навык» по закреплению какого-либо способа решения. Талантливые дети видят неожиданные, непривычные связи между событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности.

Задача педагога:

Выявить склонности, а затем в процессе их совершенствования развивать способности, которые в дальнейшем смогут перерасти в одарённость.

  1. Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:

•         Позитивная «Я - концепция».

•         Целеустремленность и настойчивость.

•         Зрелость.

•         Эмоциональная стабильность.

•         Чуткость.

•         Способность к индивидуализации обучения.

•         Умение вырабатывать эффективные пути работы с родителями одаренных детей.

Учитель должен:

•         Быть доброжелательным.

•         Разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и

           интересы.

•         Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

•         Иметь широкий круг интересов и умений.

•         Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с

           обучением одаренных детей.

II. Этапы работы

•         Изучение научной, методической и психологической  литературы и опыта коллег.

•         Разработать и апробировать мониторинг, с учетом вопросов преемственности.

•         Подбор содержания.

•         Анализ промежуточных результатов и их коррекция.

•         Создание системы работы.

•         Обобщение опыта работы по проблеме.

  1. Система работы над развитием и формированием одаренности

Направления:

  • Урочная деятельность
  •  Внеклассная работа по предмету
  •  Воспитательная работа
  •  Методическая работа

         1.Методическая работа

Реализуется через:

  • Обобщение ППО
  •  Участие в ШМО, РМО, семинарах управленцев, круглых столах
  •  Повышение квалификации
  •  Участие в профессиональных конкурсах
  • Конкурсах инноваций

2.Урочная деятельность

Реализуется через:

2.1 Уроки с использованием технологии:

  • Проблемного обучения
  •  Модульного обучения
  •  Обучение в сотрудничестве

(группового самостоятельного обучения)

Применение технологий в учебной деятельности провожу в шесть этапов:

       1 Подготовительный:

      а) изучение теории, посещение курсов;

      б) анализ информации и собственной деятельности;

      в) характеристика классов, анализ диагностик, прогнозирование результатов.

       2 Апробация технологий.

       3  Авторская сравнительная характеристика трех технологий, применяемых на практике (отличительные признаки, плюсы, минусы, применения (методы, приемы и типы уроков), формируемые ОУУН).

      4 Анализ полученных результатов учебно-воспитательной деятельности.

      5 Обобщение опыта по внедрению технологий.

      6 Распространение опыта.

2.2 Элективные курсы, индивидуально-групповые занятия, курсы по выбору с применением метода проектов      

Элементы статистики и теории вероятностей (5кл.)

Математическая шкатулка(5 кл.)

Геометрия в архитектуре Англии(5 кл.)

Решение нестандартных задач (6 кл.)

Математическая мозаика(6 класс)

Математика – метод познания окружающего мира.(6 кл)

Мир языком цифр(7 кл.)

Логические задачи(7 кл)

Математический язык через призму естественного языка или язык математики(7 кл)

Математика и спорт(7 кл.)

Решение задач, содержащих знак модуля и параметра ( 8,9 кл)

Графики функций. Красота линий(9кл.)

Текстовые задачи(9 класс)

Моделирование экологических процессов(9 кл.)

 2.3 Использую на уроках:

        1)Занимательные и творческие задания.  

Даже устный счёт можно подать так, чтобы дети увлеклись. Ему я уделяю большое внимание. Цель устного счёта – повышение вычислительной культуры учащихся. Я стараюсь проводить устный счёт на каждом уроке, во всех классах. Не секрет, что чем старше класс, тем хуже дети считают. На устном счёте применяются наглядные и занимательные задания. Например, кому интересно узнать какая рыба без чешуи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание:

щука – 5,2; сом – 3; карась – 5; налим – 2, 5; окунь – 7,1.

Учащийся должен выбрать рыбу из данного списка, подставить соответствующее ей число в тёмный квадрат и выполнить вычисления, диктуемые блок-схемой. Если в результате получится 10, то, следовательно, ответ найден.

На уроках играем в  «Буквоград», «Математический волейбол», «Математическая спираль», «Математическая вышивка», кодовые слова и т. д.

Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.

          2) Задания повышенной сложности

      3) Тесты, самостоятельные и контрольные работы трёх уровней сложности (5 - 9 кл)

2.4 Проектная деятельность.

Мониторинг эффективности использования метода проектов в урочной деятельности показал положительную динамику увеличения числа учащихся, вовлеченных в творческую деятельность. Сопоставление данных дает возможность сделать вывод о правильном выборе метода проектов. В ходе работы над проектами формируются информационная и коммуникативная компетентности .

Элементы этой технологии  применяю с 5 класса. Дети объединяются в группы по желанию, по интересам, группы с разным уровнем обученности. В проекте найдется дело для каждого! С большим интересом пятиклассники готовили проекты по теме: «Многогранники», «Шар», «Цилиндр», «Конус», «Куб», «Пирамида», а так же выполняли другие творческие задания. В исследовательской деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. Меняются и критерии успешности обязательного процесса.

Оцениваю не только знания, но и другие показатели:

– участие в дискуссиях;

– умение высказывать свою точку зрения;

– сбор материала из различных источников;

– активность при обсуждении вопросов;

– умение задавать вопросы;

– возможность выразить свое отношение к изучаемому материалу.

В  5 классе работали вместе с учащимися над информационным проектом  «Старинные меры». В ходе выполнения данного проекта школьники учатся работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения и выводы;  идёт развитие  творческих способностей: умение выдвигать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы. В 6 классе: “Развитие математики: этапы, проблемы, достижения. Первобытнообщинный строй”. Выбор темы обусловлен тем, что математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, и поэтому каждому человеку, полезно знать фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в ход эволюции.

В 9 кл. ребята выполняют курсовые работы, цель которых качественная подготовка к ГИА по математике. Уровень выполнения работ заметно отличается от других ступеней обучения. Работа под проектом: ориентируется на личность ученика, его интересы; способствует развитию творческой активности и познавательной способности школьников; предполагает самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой (словари, справочники, таблицы, графики, журналы, газеты и т. д.), а так же пользоваться информационными ресурсами  Интернет; расширяет кругозор.

На современном этапе, используя информационные ресурсы Интернет можно решить целый ряд дидактических задач на уроке. Исходя из технических условий школы, использую групповую форму работы с электронным изданием, представляющим комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и  теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов заданиями творческого характера.

Умение пользоваться компьютером даст возможность мне и моим ученикам участвовать в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах  и конкурсах регионального уровня. Использую компьютерные презентации с целью более доступной  и наглядной подачи нового материала и обобщения материала по теме.

3.Внеклассная работа по предмету

Реализуется через:

       Проведение недели математики (КВНов, викторин, смотров знаний, вечеров, выпуск газет, написание докладов, рефератов, которые используются для проведения классных часов)

Небольшие творческие задания предлагаю на каникулы:

1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.

В 5 классе учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь.

Семь деревень, а лошадка одна.

2. Придумайте свою задачу, оформите ее и решите на данную тему. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте примерную контрольную работу для товарищей.

3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.

4.По теме «Центральная и осевая симметрия»  в 8 классе прошу «шире раскрыть глаза» на окружающий мир.

IV. Итоги системы. Учащиеся конкурентоспособны на выступлениях различного уровня. Выпускники девятых классов успешно учатся на технических специальностях в техникумах, колледжах и профильных классах.    

   

Литература

1.Мельниченко И. А. Создание модели образовательной среды для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54025.htm.

2.Дидактические основы развития одаренности учащихся: учеб.пособие / А.И. Доровской. - Москва : Рос.пед. агентство, 1998.

3..Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда   материалы Всерос. науч.-метод. конф. "Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде", 1-4 февр. 1999 г. Голицыно. - Москва : Изд. центр Рос.гос. гуманит. ун-та, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей

В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» осо­бое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и соц...

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

Доклад "Создание условий для индивидуального развития одаренных детей как одно из требований ФГОС"

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить...

Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"...

"Создание условий, способствующих развитию одаренности детей.."

В статье представлен материал из опыта работы на темеу  "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАК  ОДНО ИЗ П...