Доклад «Создание адекватной среды для развития одаренных детей».
опыты и эксперименты
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Развитие системы работы с одарёнными учащимися – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.docx | 57.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ с. ХолманкаПерелюбского муниципального района Саратовской области»
Доклад на тему:
«Создание адекватной среды для развития одаренных детей».
Хабиева Патимат Абдулахидовна
учитель математики
МБОУ «ООШ с.Холманка
Перелюбского муниципального
района Саратовской области »
2018 год
Создание адекватной среды для развития одаренных детей.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой,
они красиво зазвучат »
В.А. Сухомлинский
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Развитие системы работы с одарёнными учащимися – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Создание педагогом оптимальных условий по развитию коммуникативных действий обеспечивает талантливым и одарённым школьникам социальную компетентность и успешную интеграцию в группу сверстников, позволяет им строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Образовательному учреждению необходимо обеспечить также гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий талантливых и одарённых детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствие с требованиями ФГОС 2-го поколения.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Существуют две крайние точки зрения:
1.«Все дети являются одарёнными». До уровня одарённого ребёнка можно развить практически любого здорового ребёнка путём создания благоприятных условий
2. «Одарённые дети встречаются крайне редко». Одарённость – явление уникальное. Это дар Божий. Как это нередко бывает, правы те и другие: это и дар судьбы, и нечто, зависящее от условий воспитания и обучения.
Специфика одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):
1)детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.;
2)под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить угасание признаков детской одарённости;
3)обученность, являющуюся результатом благоприятных условий жизни данного ребёнка, зачастую трудно отличить от проявления детской одарённости.
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ученика не являются прямым достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одарённости, проявляемые в детском возрасте, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут исчезнуть. Учёт этого обстоятельства важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Одарённые дети в своём развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одарённым детям.
Под понятием «скрытая одарённость» принято понимать одарённость, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребёнка или подростка и не является очевидной для тех, кто окружает школьника. Более того, дети, обладающие такого рода одарённостью, часто бывают просто неуспевающими. Так, П. Торранс сообщает драматические цифры, согласно которым 30% детей, отчисляемых из школ на неуспеваемость, составляют одарённые. Один из наиболее известных примеров А.Энштейн, в 15 лет исключённый из гимназии.
Образовательная среда школы должна быть адаптированна к образовательным потребностям одарённых детей за счёт следующих факторов: подборка оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития; психолого-педагогической, правовой, социальной поддержки обучающихся; свободного профиля, уровня, вида творческого труда, комфортности окружающей среды.
- Принципы и методы выявления одарённых детей
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);
6) многократность и многоэтапность обследования;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,
оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
- Направления работы с одарёнными детьми в сфере образования
Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно считаться центральной задачей личностного развития.
Так, в качестве приоритетных целей обучения могут быть выделены следующие:
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
При обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности..
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании собственного объяснения, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, рефлексивного плана сознания.
Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.
- Модель работы с одарёнными (мотивированными) учащимися.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагог в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
- не терять потенциально одарённых (мотивированных) учащихся, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
- создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых (мотивированных) учащихся;
- формировать у одарённых (мотивированных) школьников и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Данная модель ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых (мотивированных) учащихся, повышение социального статуса творческой личности. Модель направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Задачи:
- выявить одаренных (мотивированных) учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формировать у учащихся умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения;
- создавать условия одаренным (мотивированным) учащимся для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой, творческой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- развивать исследовательскую позицию учащегося, поддерживать активность учащихся.
Принципы работы педагога с одаренными (мотивированными) учащимися:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации модели работы:
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагога;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми:
- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы:
- непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания;
- гуманизм в межличностных отношениях;
- научность и интегративность;
- индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
- применение принципов развивающего обучения;
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;
- задания с отсроченным вопросом;
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня;
- творческие задания.
Например, задания - разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, всероссийского уровня;
- проведение массовых мероприятий;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися:
- объединения дополнительного образования;
- внеурочная деятельность;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями:
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении «Умники и умницы».
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и районной олимпиадах .
Прогнозируемые результаты:
- повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Непременным условием высокой результативности современного математического образования является активная работа по выявлению и развитию одаренных учащихся ;организация и разнообразие форм идей и методов, его практического приложения;создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, который обеспечивает саморазвитие, самоопределение, формирование высокого интеллекта учащихся и стремление их к познанию . Такая работа способствует также формированию активной жизненной позиции школьников.
Создание творческой среды при обучении математике для развития одаренности.
В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во всех странах мира. Изучение основ математики становиться все более существенным элементом образовательной подготовки молодого поколения, т. к. математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.
Творческое осмысление опыта работы привело к созданию системы педагогической деятельности, а так же системы работы над развитием и формированием одаренности детей.
В период обучения в школе учеников, проявляющих особые способности к математике, видно. Они, как правило, легче и быстрее сверстников усваивают новые темы, предлагают новые, нестандартные решения задач, проявляют повышенный интерес к предмету, предпочитают решать нестандартные задачи, а не «отрабатывать навык» по закреплению какого-либо способа решения. Талантливые дети видят неожиданные, непривычные связи между событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности.
Задача педагога:
Выявить склонности, а затем в процессе их совершенствования развивать способности, которые в дальнейшем смогут перерасти в одарённость.
- Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:
• Позитивная «Я - концепция».
• Целеустремленность и настойчивость.
• Зрелость.
• Эмоциональная стабильность.
• Чуткость.
• Способность к индивидуализации обучения.
• Умение вырабатывать эффективные пути работы с родителями одаренных детей.
Учитель должен:
• Быть доброжелательным.
• Разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и
интересы.
• Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
• Иметь широкий круг интересов и умений.
• Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с
обучением одаренных детей.
II. Этапы работы
• Изучение научной, методической и психологической литературы и опыта коллег.
• Разработать и апробировать мониторинг, с учетом вопросов преемственности.
• Подбор содержания.
• Анализ промежуточных результатов и их коррекция.
• Создание системы работы.
• Обобщение опыта работы по проблеме.
- Система работы над развитием и формированием одаренности
Направления:
- Урочная деятельность
- Внеклассная работа по предмету
- Воспитательная работа
- Методическая работа
1.Методическая работа
Реализуется через:
- Обобщение ППО
- Участие в ШМО, РМО, семинарах управленцев, круглых столах
- Повышение квалификации
- Участие в профессиональных конкурсах
- Конкурсах инноваций
2.Урочная деятельность
Реализуется через:
2.1 Уроки с использованием технологии:
- Проблемного обучения
- Модульного обучения
- Обучение в сотрудничестве
(группового самостоятельного обучения)
Применение технологий в учебной деятельности провожу в шесть этапов:
1 Подготовительный:
а) изучение теории, посещение курсов;
б) анализ информации и собственной деятельности;
в) характеристика классов, анализ диагностик, прогнозирование результатов.
2 Апробация технологий.
3 Авторская сравнительная характеристика трех технологий, применяемых на практике (отличительные признаки, плюсы, минусы, применения (методы, приемы и типы уроков), формируемые ОУУН).
4 Анализ полученных результатов учебно-воспитательной деятельности.
5 Обобщение опыта по внедрению технологий.
6 Распространение опыта.
2.2 Элективные курсы, индивидуально-групповые занятия, курсы по выбору с применением метода проектов
Элементы статистики и теории вероятностей (5кл.)
Математическая шкатулка(5 кл.)
Геометрия в архитектуре Англии(5 кл.)
Решение нестандартных задач (6 кл.)
Математическая мозаика(6 класс)
Математика – метод познания окружающего мира.(6 кл)
Мир языком цифр(7 кл.)
Логические задачи(7 кл)
Математический язык через призму естественного языка или язык математики(7 кл)
Математика и спорт(7 кл.)
Решение задач, содержащих знак модуля и параметра ( 8,9 кл)
Графики функций. Красота линий(9кл.)
Текстовые задачи(9 класс)
Моделирование экологических процессов(9 кл.)
2.3 Использую на уроках:
1)Занимательные и творческие задания.
Даже устный счёт можно подать так, чтобы дети увлеклись. Ему я уделяю большое внимание. Цель устного счёта – повышение вычислительной культуры учащихся. Я стараюсь проводить устный счёт на каждом уроке, во всех классах. Не секрет, что чем старше класс, тем хуже дети считают. На устном счёте применяются наглядные и занимательные задания. Например, кому интересно узнать какая рыба без чешуи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание:
щука – 5,2; сом – 3; карась – 5; налим – 2, 5; окунь – 7,1.
Учащийся должен выбрать рыбу из данного списка, подставить соответствующее ей число в тёмный квадрат и выполнить вычисления, диктуемые блок-схемой. Если в результате получится 10, то, следовательно, ответ найден.
На уроках играем в «Буквоград», «Математический волейбол», «Математическая спираль», «Математическая вышивка», кодовые слова и т. д.
Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.
2) Задания повышенной сложности
3) Тесты, самостоятельные и контрольные работы трёх уровней сложности (5 - 9 кл)
2.4 Проектная деятельность.
Мониторинг эффективности использования метода проектов в урочной деятельности показал положительную динамику увеличения числа учащихся, вовлеченных в творческую деятельность. Сопоставление данных дает возможность сделать вывод о правильном выборе метода проектов. В ходе работы над проектами формируются информационная и коммуникативная компетентности .
Элементы этой технологии применяю с 5 класса. Дети объединяются в группы по желанию, по интересам, группы с разным уровнем обученности. В проекте найдется дело для каждого! С большим интересом пятиклассники готовили проекты по теме: «Многогранники», «Шар», «Цилиндр», «Конус», «Куб», «Пирамида», а так же выполняли другие творческие задания. В исследовательской деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. Меняются и критерии успешности обязательного процесса.
Оцениваю не только знания, но и другие показатели:
– участие в дискуссиях;
– умение высказывать свою точку зрения;
– сбор материала из различных источников;
– активность при обсуждении вопросов;
– умение задавать вопросы;
– возможность выразить свое отношение к изучаемому материалу.
В 5 классе работали вместе с учащимися над информационным проектом «Старинные меры». В ходе выполнения данного проекта школьники учатся работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения и выводы; идёт развитие творческих способностей: умение выдвигать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы. В 6 классе: “Развитие математики: этапы, проблемы, достижения. Первобытнообщинный строй”. Выбор темы обусловлен тем, что математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, и поэтому каждому человеку, полезно знать фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в ход эволюции.
В 9 кл. ребята выполняют курсовые работы, цель которых качественная подготовка к ГИА по математике. Уровень выполнения работ заметно отличается от других ступеней обучения. Работа под проектом: ориентируется на личность ученика, его интересы; способствует развитию творческой активности и познавательной способности школьников; предполагает самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой (словари, справочники, таблицы, графики, журналы, газеты и т. д.), а так же пользоваться информационными ресурсами Интернет; расширяет кругозор.
На современном этапе, используя информационные ресурсы Интернет можно решить целый ряд дидактических задач на уроке. Исходя из технических условий школы, использую групповую форму работы с электронным изданием, представляющим комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов заданиями творческого характера.
Умение пользоваться компьютером даст возможность мне и моим ученикам участвовать в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах и конкурсах регионального уровня. Использую компьютерные презентации с целью более доступной и наглядной подачи нового материала и обобщения материала по теме.
3.Внеклассная работа по предмету
Реализуется через:
Проведение недели математики (КВНов, викторин, смотров знаний, вечеров, выпуск газет, написание докладов, рефератов, которые используются для проведения классных часов)
Небольшие творческие задания предлагаю на каникулы:
1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.
В 5 классе учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь.
Семь деревень, а лошадка одна.
2. Придумайте свою задачу, оформите ее и решите на данную тему. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте примерную контрольную работу для товарищей.
3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.
4.По теме «Центральная и осевая симметрия» в 8 классе прошу «шире раскрыть глаза» на окружающий мир.
IV. Итоги системы. Учащиеся конкурентоспособны на выступлениях различного уровня. Выпускники девятых классов успешно учатся на технических специальностях в техникумах, колледжах и профильных классах.
Литература
1.Мельниченко И. А. Создание модели образовательной среды для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54025.htm.
2.Дидактические основы развития одаренности учащихся: учеб.пособие / А.И. Доровской. - Москва : Рос.пед. агентство, 1998.
3..Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда материалы Всерос. науч.-метод. конф. "Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде", 1-4 февр. 1999 г. Голицыно. - Москва : Изд. центр Рос.гос. гуманит. ун-та, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей
В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и соц...
Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей.
Выступление на городском семинаре. Одаренные дети....
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе
В статье описано как можно создать условия для для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....
Доклад "Создание условий для индивидуального развития одаренных детей как одно из требований ФГОС"
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить...
Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"
Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"...
"Создание условий, способствующих развитию одаренности детей.."
В статье представлен материал из опыта работы на темеу "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ П...