Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и созданию проекта
консультация

Рыбкина Юлия Григорьевна

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и созданию проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_podgotovka_k_olimpiade.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к олимпиаде

В системе работы с одаренными и талантливыми детьми заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания.

Давайте разберемся, что же необходимо сделать учителю, чтоб подготовить ученика к участию в олимпиаде.

Прежде всего, начать нужно с выбора ученика. Так как в последнее время проводится огромное количество различных языковых конкурсов и олимпиад уже с начальной школы, то отследить учащихся, проявляющих языковые способности и интерес к изучению английского языка несложно. Однако кроме знаний и способностей ученик должен, на мой взгляд, обладать рядом качеств, которые необходимы для подготовки и участия в олимпиаде. Это ответственность, трудолюбие, активность, целеустремленность, самостоятельность, креативность.

При подготовке к олимпиадам, безусловно, большое внимание следует уделять навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности.  При этом, должна быть выстроена система занятий, составлен план работы. Считаю, что план подготовки к олимпиаде должен быть и у ученика. Это позволит ему самостоятельно отслеживать свои результаты, работать над проблемными вопросами.

 В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня учителю необходимо научить ученика, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания.

Олимпиада обычно делится на этапы в соответствии с видами речевой деятельности и включает лексико-грамматические задания, задания по чтению письму и аудированию. Соответственно и подготовка должна вестись по всем этим направлениям.

При подготовке к выполнению лексико-грамматических заданий  учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.

В последнее время задания предлагаются в формате экзаменов IELTS, TOEFL, FCE и т.д., поэтому при подготовке следует ознакомить учеников с подобными заданиями.

Обратите внимание детей на то, что нужно выполнять в точности то, что указано в инструкции.  Особенно Vocabulary zone.

Ученику необходимо научиться выполнять задания самого разнообразного вида: подстановка, поиск ошибок, раскрытие скобок, выбор правильного варианта, перефразирование, изменение словоформы, вставка нужного слова и т.д.

Для тренировки используйте олимпиадные задания прошлых лет, различные учебные пособия, интернет ресурсы и он-лайн тренажеры.

При подготовке к выполнению заданий по письму необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:

 внимательно изучить установку и понять цель письма:

 что я пишу (письмо, отчет, рассказ, статью и т.д.);

 кому я это пишу (учителю, предполагаемому работодателю, другу);

 зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, предостеречь и т.д.).

 Обучающиеся должны:

 научиться правильно использовать опорные тексты, выбирая и перефразируя полезную информацию из них;

 использовать различные приемы логической организации и связи текста;

 варьировать использование структур и лексики (особенно вводных структур в начале предложений);

 делить тексты на абзацы;

 соблюдать правила словообразования, орфографии и пунктуации;

 использовать синонимы и избегать повторения одного и того же слова;

 помнить об особенностях жанра текста;

 не выходить за рамки указанного объема;

 следить за почерком.

При подготовке к выполнению заданий по аудированию необходимо обратить внимание на следующее. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Необходимо учить учеников понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они слушают только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудиокассетах тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух. Важны и отбор языкового и речевого материала, и система работы над лексикой.

 Система работы с аудиотекстами обычно состоит из трех этапов: до прослушивания; во время прослушивания; после прослушивания. На дотекстовом этапе выполняются следующие задания:

обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания,

догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям,

краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Этап слушания текста предполагает следующие задания: прослушать текст и вставить пропущенные слова в данных предложениях, прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений, прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались, закончить данные предложения. Послетекстовой этап предполагает возможность использовать прослушанный текст для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи.

При подготовке к аудированию обязательно используйте все доступные ресурсы: аудиозаписи, видеоуроки, фильмы на языке, интернет ресурсы.

При подготовке к выполнению олимпиадных заданий по чтению учителю необходимо тренировать детей в чтении аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Необходимо научить учеников извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

 Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

 игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

 вычленять смысловую информацию;

 читать по ключевым словам;

 работать со словарем;

 использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

 интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

 Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций.

 При контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:

 задание на множественную подстановку;

 задание на множественный выбор;

 восстановление текста;

 поиск конкретной информации.

 Работу с текстом следует проводить по трем этапам:

 Дотекстовый этап (работа с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, формулировка предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки, определение тематики/проблематики текста по вопросам или утверждениям).

 Текстовый этап (ответы на предложенные вопросы, подтверждение правильности/ложности утверждений, выбор подходящего заголовка к каждому из абзацев и т.д.).

 Послетекстовый этап, на котором выполняются следующие упражнения и задания:

 Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

 Доказать, что...

 Охарактеризовать...

 Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.

 Обосновать свой ответ.

 Сказать, с каким из данных выражений был не согласен автор.

 Составить план текста, выделив его основные мысли.

 Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

 Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т.д.

Безусловно, вышеперечисленные виды работы могут и не встретиться на олимпиаде, но они научат детей правильно работать с текстовой информацией.

 При подготовке к выполнению заданий по говорению

для совершенствования диалогических навыков и умений необходимо развивать следующие речевые умения:

 умение задавать вопросы разных типов;

 логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

 использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

 употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

 пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.

 На олимпиаде проверяются умения речевого взаимодействия с партнером, а также степень сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяют уровень речевой компетенции.

Помимо языковой подготовки очень важной является подготовка психологическая. Правильный настрой и мотивация ученика помогут ему справиться с волнением, сконцентрироваться, рационально распределить время и силы на выполнение работы.

Подготовка к проекту

Еще одним видом деятельности одаренных детей является их участие в написании и защите исследовательских проектов.

Здесь тоже очень важна правильная организация работы. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Итак, основные этапы работы над проектом

Выбор учеников

Не следует сужать круг потенциальных участников работы отличниками. При отборе обратите внимание на тех учащихся, которые способны с головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.

Выбираем тему

Всё начинается с выбора темы. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности и тем, где исследовать практически нечего. Иначе, вы рискуете превратить вашу работу в реферат, а это крайне нежелательно. Таким образом, наиболее предпочтительны темы узкой направленности. Неплохо разработать проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна.

Формирование рабочей группы проекта

Если с темой определились, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

Планирование работы

Теперь поговорим о планировании работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

Координация проекта

Координировать такую работу несомненно придётся учителю, как руководителю проекта. От него требуется самое важное — следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании. Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту. Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

Сбор информации

На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования. Недели вполне достаточно.

Формулируем цели и задачи проекта

Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

Презентация проекта

На что следует обратить внимание? Нужно учитывать, что мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку. Последнее зачастую становится главным, т.к. вашу работу прочтёт, скорее всего, один эксперт, который лишь напишет на неё рецензию, а за презентацией проекта будет наблюдать вся комиссия и зрительный зал, полный конкурентов.

Работа над презентацией

Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми я занимаюсь с учащимися, является их выполнение на иностранном языке, особое внимание мы уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш козырь.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть. В лучшем положении оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры... Нужно включить зал в свою работу: «Обратите внимание...», «Вам понравилось...?», «Не правда ли...» Уверяю вас, это отлично работает.

Продолжительность выступления

Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан, «выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё. К презентации работы нужно отнестись как к рекламе. Ваша цель — заинтересовать, воодушевить, ничего более.

Оформляя исследовательский проект, необходимо помнить о правилах его написания с точки зрения научно-понятийного аппарата. Обычно во введении указывается тема, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотеза… Зачастую возникают проблемы при описании именно этой части проекта.

Итак…

Объект и предмет исследования.

Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос что рассматривается?

Определяя предмет исследования необходимо определить, как будете рассматривать объект в данном исследовании?

Требования к выбору темы:

1.тема должна быть интересной;

2.оригинальной;

3.востребованной в будущем;

4.в ней должен быть элемент неожиданности, необычности.

Обоснование актуальности темы.

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

Главные правила:

1.Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема - некая противоречивая ситуация, требующая разрешения) .

2.Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если… , то…» ; «так… , как…» ; «при условии, что…» .

Цель исследования – конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить… ; установить…. ; обосновать… ; уточнить… ; объяснить… ; доказать… ; разработать… .

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Научная новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Методика исследования – это способ достижения цели исследования.

Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

Выводы и заключение.

Заключительным аккордом всего исследования являются выводы. Это та истина, ради поиска которой и задумывалась вся работа. Выводы – корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы должны соответствовать поставленным задачам, быть четкими, лаконичными и информативными, лучше в количественных показателях. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных. Выводы обычно следуют в конце каждой главы и в заключении исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к предметной олимпиаде

Из опыта работы с одаренными детьми. Выступление на окружном семенаре учителей технологии ЮЗАО...

Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».

 Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

подготовка учащихся к предметной олимпиаде

Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по химии...

Работа "Алгоритм работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической культуре"

В материале описывается алгоритм работы по подготовке одареных детей к участию в предметной олимпиаде по физической культуре....

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам...

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам

На что стоит обратить внимание учащихся и педагогов-наставников при подотовке к олимпиадам и конкурсам по географии?...