Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся
статья

Статья "Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога - воспитателя и учащихся" поможет в проведении методического объединения воспитателей или учителей школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся

Чабанова Валентина Васильевна

воспитатель МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3» Тяжинского района Кемеровской области

Культура есть мера развития человека, она характеризует не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать.

Под педагогическим общением В.А.Кан – Калик понимал систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержание которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и управляет им.  

         Подчеркивая значимость воспитательных-дидактических функций педагогического общения, А. А. Леонтьев отмечает, «оптимальное педагогическое общение - такое общение педагога со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера воспитательной, учебной деятельности, для  формирования личности школьника, обеспечивает управление социально - психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном, воспитательном процессе личностные особенности педагога».  

Педагогическое общение -  это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение, педагога–воспитателя  и ученика, рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушения динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается комфортность поведения. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к педагогу – воспитателю, а потому и к предмету. Такая угнетенность предметом – для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет.

Общение педагога с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать образовательно - воспитательного процесса.  

Главным в общении педагога – воспитателя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.

Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В. А.Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом -  самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы, он требовал от педагога мастерского владения им: каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным.

В. А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал: «Слова педагога должны, прежде всего, успокаивать». Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребенка общаться с педагогом как с другом и наставником.

Педагог – воспитатель должен уметь в каждом конкретном случае найти единственно правильное направление общения, либо, наоборот, смягчения тех или иных качеств своего ученика. Ему нужно и своих воспитанников научить управлять своими чувствами, чтобы они могли осознанно воспринимать действительность, оценивать и  контролировать себя в общении с одноклассниками, другими людьми.

Как раньше, так и теперь почти все дети отзывчивы к добру, ласке, вниманию, им свойственны бурные всплески переживания: гордость, ревность, стремление быть сильным, необходимым людям личностью. Они легко забывают неприятности, но зато долго помнят успехи.

Однако, чем старше ребенок, тем более он склонен прятать свои чувства, стыдится проявлять их, выдавать свою доброту, любовь, нежность. Отсюда - часто грубость, стремление к самоутверждению любой ценой. Особенно трудно становится педагогу, когда у кого - либо из его воспитанников что – то не ладится в семье, с друзьями, в учебе. Все это требует от педагога - воспитателя в общении со своими воспитанниками высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное, понимания того, что и почему происходит с его воспитанником.

В организации делового общения педагога - воспитателя с учениками во внеурочное время, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера.

В общении с воспитанниками на внеклассных занятиях возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Возникает ситуация, когда одному - двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание.

Нередко педагог не сдерживается, он устал от непослушания, хорошие, добрые слова, как ему кажется, не доходят до этого ученика, и он срывается на крик, угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика, конечно, поможет закончить объяснение без помех, но и без былого энтузиазма.

Сдержанность важное психологическое свойство в общении педагога с учеником. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности.

Особо напряженное общение складывается у педагога - воспитателя с трудными учениками, они не понимают, что такое порядочность, достоинство, честность.

Залогом успешной работы общения с трудными, как в прочем, и со всеми учениками, является постоянный объективный и самокритический анализ своих взаимоотношений с воспитуемыми. Надо постоянно проигрывать варианты бесед, встреч, разговоров, искать и находить нужный вариант общения с воспитанниками.

Важнейшим средством воспитания является коллектив, сплоченный для умной, творческой, яркой школьной работы, по -  настоящему увлекающей ребят. Только при наличии такой хорошо поставленной работы всей группы, всегда найдется способ воздействия на каждого ученика.

Важнейшим условием профессиональной культуры педагога - воспитателя является его умение быть творцом общения. Ведь от умения вступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными группами учащихся, воспитанников, прежде всего, зависит успешное решение педагогических задач. Трудно приходится педагогу, не владеющему искусством общения, внятно и доходчиво объяснить,  внимательно  выслушать, дать требуемый совет.

Спокойствие, уравновешенность, определенная строгость, сосредоточенность, доброжелательность, конечно, обладание этими качествами само по себе еще не может служить показателем профессионализма общения, они лишь обязательное условие культуры общения.

        Таким образом, необходимо научить детей пользоваться языком взрослых людей и научить взрослых понимать язык детей. Важную роль имеет умение поставить себя на место того, с кем общаешься.              

        Итак, комплексное решение проблемы культуры педагогического общения требует приведения в гармоническое соответствие семейного воспитания, воспитания в школьных и внешкольных заведениях. Центральной фигурой этой системы является педагог – воспитатель и   от его знаний, умений, опыта, профессионального мастерства во многом зависит будущее подрастающего поколения, будущее интеллектуального и нравственного развития нашего общества.

Список литературы:

1.Добрович А. Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей.- М. , 1987. – с. 66 - 204.

2.Кан - Калик В. А.Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1987 .- 190 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974. -256с.

4.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – М.  : Школа – Пресс, 1997. – 512 с.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1973. – с. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

Значение совместной деятельности педагогов и родителей в формировании трудовой мотивации учащихся с ослабленными способностями к волевым усилиям

В работе представлены рекомендации классному руководителю по формированию трудовых навыков у учащихся 5-11 классов школ VIII вида, система работы с родителями, а также, на примере учащегося одного кла...

Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливо...

Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.Классифицировать методы обучения можно по различным кр...

Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.Классифицировать методы обучения можно по различн...