Математическая грамотность
методическая разработка
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.»
PISA. Система оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ « Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»
Особое внимание к оценке математических рассуждений. Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы: для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики . Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. • Компьютерное моделирование
Структура оценки математической грамотности • Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности): Изменения и зависимости (алгебра) Пространство и форма (геометрия) Неопределенность и данные (ТВ и статистика) Количество (арифметика) • Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения Формулировать ситуацию математически Применять математические понятия, факты, процедуры Интерпретировать , использовать и оценивать результаты Рассуждать • Контекст , в котором представлена проблема. Личная жизнь – Мир человека Общественная жизнь – Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная деятельность – Мир науки
Тесты PISA, проверяющие математическую грамотность школьников, содержат задания прикладного характера: например, рассчитать процент по кредиту или сделать прогноз роста уровня продаж. По последним результатам, 15-летние школьники из России занимают места чуть выше среднего среди 65 стран. Это фактически означает, что применение академических знаний в области математики для решения конкретных задач дается ребятам с большим трудом.
Результаты апробации Положительное: учащиеся практически не пропускают задания, очень мало ответов «не знаю», «не могу решить», есть положительные отзывы о задачах («интересное задание»). Отрицательное: значительная часть демонстрирует неготовность вычленять математические аспекты из реальной ситуации , выбирать существенную информацию, обрабатывать, используя математический аппарат. Не понимают, когда надо привлекать жизненный опыт, а когда математические знания. Не понимают, что означает «доказать», «обосновать». Нет развития навыков смыслового чтения. Плохо читают условие, не сопоставляют текстовую и табличную, графическую информацию, не используют справочную информацию. Проявляют известные недостатки: несформированность чувства числа, недостаточность вычислительной подготовки, развития геометрических представлений, воображения, навыков измерения геометрических величин, неумение решать даже учебные задачи.
Что делать для формирования математической грамотности Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы; формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира -погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы); формировать опытпоиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированиюреальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные; развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами; формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции; развивать регулятивную сферу и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.
Подробнее о том, почему так важно быть математически грамотным в XXI веке, рассказывает советский и американский математик, профессор Калифорнийско-го университета в Беркли Эдуард Френкель, автор книги «Любовь и математика». Математика лежит в основе критического мышления, а критическое мышление — один из важнейших навыков XXI века, который необходим, чтобы не утонуть в море ненужной информации, объективно ее анализировать и обобщать, эффективно решать задачи, не позволять манипулировать своим мнением и решениями, не стать жертвой непроверенных фактов и сомнительной статистики.
С помощью математики мы отвечаем на простые бытовые вопросы и сложные вопросы социальной и политической жизни: Во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть до окончания регистрации рейса,с учетом дня недели, времени суток и вида транспорта, на котором мы будем добираться? Как создать безопасный пароль, не используя даты рождения близких (в любых ком-бинациях) и при этом легко его запоминать? Можно ли доверять результатам социологических опросов? А результатам тестиро-вания лекарств? Как создаются статистические исследования и насколько они отражают реальную картину? Можно ли выиграть в лотерею и как? Как покупать через Интернет и на что обращать внимание при распродажах?
Заниматься математикой в реальной жизни — это в том числе принимать правильные решения при большом числе возможных вариантов, избегать финансовых пирамид, использовать формальную логику при оценке событий и помнить, что чудо — это вероятность, подкрепленная большим количеством шансов. С другой стороны, математика — это универсальный способ описания физического мира, в котором мы живем, его закономерностей. Пусть с ее помощью нельзя описать чувства, зато их можно выразить с помощью идеального строя музыкального ряда или фотографии, композиция которой построена по правилу золотого сечения.
На сайте «Учи.ру» можно потренироваться решать задачи и даже олимпиадные задания. Занимаясь на сайте, вы вместе с ребенком сможете убедиться, что математика — это и шифровки, и построение фигур по теням, и числовые пирамиды, и задачи про раздел шоколадок, и развертки, и многое другое
К сожалению, онлайн-ресурсов по увлекательной математике на русском языке не так много, зато среди сайтов на английском есть по-настоящему гениальные! Познакомиться с ними — это неплохой повод не только улучшить математическую грамотность, но и потренировать английский язык. Кроме того, большинство видеороликов настолько наглядны, что все понятно и без слов. Алекс Беллос в книге «Красота в квадрате» рассказывает про цифры, которые нас окружают в жизни — и рассказывает все! О том, как математика учит критическому мышлению в повседневной жизни, рассказывает профессор математики Джордан Элленберг в книге «Как не ошибаться. Сила математического мышления».
Материалы ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ http :// skiv.instrao.ru /
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/matematicheskaya-gramotnost.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи по функциональной грамотности (математической грамотности) для 5, 7 и 8 классов
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспече...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876701-1484287364.jpg)
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-493951-1412751171.jpg)
Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40
Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-1465540-1679816075.png)
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»
Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»Тема «Задачи на переливание»5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1076886-1542192919.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1076886-1542192919.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-312130-1381344378.jpg)
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...