Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Заяц Ирина Станиславовна

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8b_klass.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 6

РЕКОМЕНДОВАНА

к исполнению на заседании

методического объединения

учителей русского языка и литературы

протокол  №   1

от «___31___»__08_ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО с

педагогическим советом

школы

протокол  №   1

от «___31___»__08_ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________В.В. Каверин

Приказ №

от «___31___»__08_ 2019 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по предмету  «Литература»

 для 8 «Б» класса

(модифицированная)

на 2019-2020 учебный год

Составитель:  Заяц И.С.,  учитель русского языка                                                                               и  литературы, I КК

2019

1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Изучение предметной области "Литература"  должно обеспечить:

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.

Предметные результаты изучения предметной области "Литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентифжации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

К концу 8  класса обучающиеся должны владеть следующими умениями:

Обучающийся  научится:

   

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Обучающийся  получит возможность научиться:

Устное народное творчество

сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.Литература народов России. Зарубежная литература

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

п/п

Наимено-

вание

разделов

и тем

Всего часов

70

Формы

организации

учебных

занятий

Основные виды учебной деятельности

В том числе

Тео

ре

тич.

Р/Р

Вн. чт.

I.

Введение

1

Коллективная, индивидуальная работа

Лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование

II.

Из устного народного творчества

3

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Выразительное чтение; работа со статьей учебника, иллюстрациями, репродукциями картин; лексическая работа; исследовательская работа с  текстом

III.

Из древнерусской литературы

2

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Лексическая работа; подробный пересказ; викторина; подготовка сообщения; заполнение таблицы; работа с репродукциями картин; составление цитатного плана статьи учебника; художественный пересказ; исследовательская работа

IV.

Из русской литературы XVIII века

4

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Работа с иллюстрациями учебника; исследовательская работа с текстом; лексическая работа; выразительное чтение наизусть; работа со статьей учебника; составление сравнительных таблиц

V.

Из русской литературы

1-ой

половины

XIX века

25

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Работа с учебником; составление вопросов к статье учебника; конструирование диалога; лексическая работа;

 работа с репродукциями картин художников; исследовательская работа с текстом;

 выразительное чтение по ролям; составление историко-литературного комментария;  анализ лирического произведения в единстве формы и содержания; пересказ статьи учебника; художественный пересказ эпизода; составление рассказа о герое, цитатного плана; анализ эпического произведения в единстве формы и содержания; составление сложного и тезисного планов эпизодов произведения; беседа; выразительное чтение наизусть; работа с портретом писателя; подготовка сообщения; составление письменного ответа на вопрос; написание сочинения с элементами рассуждения

20

3

2

VI.

Из русской литературы

2-ой

половины

XIX века

12

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Работа с учебником, портретом писателя; выразительное чтение; составление цитатного портрета героя; исследовательская работа с текстом; лексическая работа; художественный пересказ; письменный отзыв; составление словаря языка персонажа; многоуровневый анализ поэтического текста; работа с репродукциями картин художников; выразительное чтение наизусть; прослушивание музыкальных произведений; составление литературных комментариев; написание сочинения с элементами рассуждения

10

2

VII.

Из русской литературы  XX века

14

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Исследовательская работа с текстом; художественный пересказ; работа со статьей учебника, иллюстрациями; лексическая работа; составление рассказа о поэте по материалам статьи учебника; подготовка сообщений; выразительное чтение наизусть; филологический анализ поэтического текста; составление письменного высказывания на заданную тему; работа с произведениями живописи, созвучными по проблематике с изучаемым произведением; многоуровневый анализ лирического произведения; составление рассказа по иллюстрации учебника; составление цитатного плана произведения; прослушивание музыкальных записей; написание сочинения с элементами рассуждения

14

Выразительное чтение; подготовка плана для участия в диспуте; комментирование эпизода; работа со статьей учебника; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями в учебнике; дискуссия

VIII

Из зарубежной литературы

6

Коллективная, групповая, индивидуальная, парная работа

Составление устных сообщений на заданную тему, слайдовой презентации; выразительное чтение по ролям; художественный пересказ; составление плана рассказа о писателе; работа с иллюстрациями учебника; прослушивание музыкальных произведений;  заполнение таблицы; беседа

4

1

1

IX.

Итоговые уроки

3

Написание итогового тестирования; повторение и обобщение изученного

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема урока

Дата

Примечание

По

плану

По факту

1.

Художественная литература и история

03.09

2.

Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

04.09

 

3.

Исторические песни XVII в. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета».

10.09

4.

Песни о Степане Разине.

20-е годы XVII века – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX веков

11.09

5.

«Житие Сергия Радонежского»

17.09

6.

«Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского»

18.09

7.

Г.Р. Державин - поэт и чиновник. Ода «Вельможа»

24.09

8.

Г.Р. Державин «Памятник»

25.09

9.

Н.М. Карамзин – основоположник сентиментализма. Карамзин и Пушкин

01.10

10.

«Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность

02.10

11.

Внеклассное чтение. Поэты пушкинского круга. Романтизм

08.10

12.

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь»

09.10

13.

Стихотворения «Море», «Невыразимое». Возможности поэтического языка

15.10

14.

К.Ф. Рылеев. Думы «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Понятие о думе. Исторические персонажи и поэтические образы в «Думах»

16.10

15.

А.С. Пушкин – гений русской поэзии

22.10

16.

«19 октября» (1825). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве

23.10

17.

«Бесы»

29.10

18.

Внеклассное чтение. «Маленькие трагедии»

30.10

19.

«Песни о Стеньке Разине»

12.11

20.

«Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (Анализ 1 и 2 глав)

13.11

21.

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (Анализ 3-5 глав)

19.11

22.

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (Анализ 3-5 глав)

20.11

23.

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе  (Анализ 6-14 глав)

26.11

24.

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе  (Анализ 6-14 глав)

27.11

25.

Р. Р. Сочинение по творчеству Пушкина

03.12

26.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.  История создания поэмы, тема и идея произведения

04.12

27.

«Мцыри» как пример романтической поэмы

10.12

28.

Р. Р. Сочинение по творчеству Лермонтова

11.12

29.

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии

17.12

30.

«Сборный город всей тёмной стороны» (Анализ I действия)

18.12

31.

Хлестаков и городничий (Анализ II действия)

24.12

32.

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (Анализ III действия)

25.12

33.

Хлестаков – ревизор (Анализ IV действия)

14.01

34.

Художественная идея комедии (Анализ V действия)

15.01

35.

Р. Р. Сочинение по творчеству Гоголя

21.01

36.

И. С. Тургенев автобиографический характер повести «Ася»

22.01

37.

Образ Аси

28.01

38.

Р. Р. Отзыв о произведении

29.01

39.

Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

«Внимая ужасам войны…», «Зелёный шум»

04.02

40.

А.А. Фет – представитель «чистого искусства». «Зреет рожь над жаркой нивой», «Целый мир от красоты», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

05.02

41.

А.Н. Островский «Снегурочка»: своеобразие сюжета

11.02

42.

Связь пьесы с мифологическими и сказочными сюжетами

12.02

43.

Образ Снегурочки

18.02

44.

Краткие сведения о Л.Н. Толстом.  «Отрочество»

19.02

45.

«После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа

25.02

46.

Автор и рассказчик в произведении. Мысль о моральной ответственности человека

26.02

47.

Р. Р. Сочинение по творчеству Толстого

03.03

48.

М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

04.03

49.

М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал

10.03

50.

В.В. Маяковский. Поэт и толпа в стихах. «Хорошее отношение к лошадям»

11.03

51.

О серьезном – с улыбкой.  Н.А. Тэффи.  «Свои и чужие»

17.03

52.

М.М. Зощенко. «Счастливый случай»

18.03

53.

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»

01.04

54.

Н.А. Заболоцкий – поэт труда, красоты, духовности. «Я не ищу гармонии в природе…», «Некрасивая девочка»

07.04

55.

М.В.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы»

08.04

56.

Краткие сведения об А.Т. Твардовском.  «За далью – даль». История создания поэмы (Анализ 1 главы)

14.04

57.

А.Т. Твардовский  «За далью – даль» (Анализ главы «Огни Сибири»)

15.04

58.

В.П. Астафьев. Человек и война в творчестве

21.04

59.

«Фотография, на которой меня нет»

22.04

60.

В.Г. Распутин. XX век на страницах прозы писателя

28.04

61.

«Уроки французского». Герои рассказа  и авторское отношение к ним

29.04

62.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого сердца и предрассудков. Поединок семейной вражды и любви. Конфликт как основа сюжета драматического произведения

05.05

63.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии. Герои трагедии как символ верной и чистой любви.

06.05

64.

М. Сервантес «Дон Кихот». Автор романа и его эпоха. Душевное величие и наивная простота романа

12.05

65.

М. Сервантес «Дон Кихот». Дон Кихот – «Рыцарь печального образа». Немеркнущая слава произведения

13.05

66.

Анализ письменных работ учащихся

19.05

67.

Внеклассное чтение. Э.Л. Войнич «Овод». Нравственная проблематика: любовь и предательство, благородство и подлость; антиклерикальные мотивы

20.05

68.

Итоговое тестирование

26.05

69.

Заключительный урок

27.05

70.

Рекомендации для летнего чтения

02.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...