Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности
методическая разработка

Уварова Наталья Борисовна

Методическая разработка недели толерантности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»

(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»)

_____________________________________________________________________________________________

670010,  Республика Бурятия,  г.Улан-Удэ, ул. Гагарина, 26 «а»;  тел./факс:8(3012) 49-82-16; 49-82-15;

e-mail: school65uu@yandex.ru; сайт: http://school65uu.ru; ИНН/КПП 0323015653/032601001;

ОГРН 1020300985968

«Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности»

(методическая разработка проведения декады толерантности в школе в рамках внеурочной предметной деятельности)

Сроки реализации: 14.11-25.11.2016 г

Возраст детей: 5-11 классы

                                               Разработчики:

                                                                     методическое объединение

                                                      учителей истории:

                                           Уварова Н.Б.

                                                 Содномова В.Б.

                                              Андреева О.С.

г.Улан-Удэ

2017 г.

Современная российская школа должна обеспечить не только интеллектуальное развитие, но и гражданское, духовное и культурное воспитание обучающихся. В сфере общего  образования наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Вот поэтому, ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в формировании толерантного отношения к согражданам, обществу, государству, отводится образованию.

В системе школьного образования становление толерантной личности охватывает весь учебно-воспитательный процесс и происходит как в рамках урочной, так и внеурочной предметной деятельности. Участие школьников во внеурочной предметной деятельности позволяет осуществить системный подход в достижении личностных,  предметных и метапредметных результатов.

Одной из форм внеурочной деятельности является проведение предметных недель. Одна из таких недель была приурочена к Международному дню толерантности, который с 1997 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно отмечается 16 ноября.

Проведение предметной недели преследует как педагогические, так и практические цели:

- содействие становлению духовно-нравственных, толерантных черт личности учащихся;

- способствовать формированию и углублению знаний учащихся по истории становления толерантного отношения к личности, обществу, миру;

- активизация саморазвития и самообразования детей посредством  вовлечения их в познавательную, учебно-исследовательскую деятельность;

- способствовать повышению эффективности духовно-нравственной воспитания  школьников и вовлечению их во внеурочную предметную деятельность. 

Данное мероприятие направлено на решение следующих задач:

1. Учебно-познавательных:

- формирование предметных теоретических знаний и практических умений.

- привитие навыков исследовательской работы.  

2. Социальных:

- способствовать формированию мировоззрения учащихся в соответствии с общественными ценностями;

- способствовать социализации, самореализации и адаптации учащихся к общественной жизни.

3. Общекультурных:

- способствовать воспитанию личностных качеств учащихся – гражданских, нравственных, интеллектуальных, эстетических;

-формировать представления о необходимости соблюдения общечеловеческих нравственных норм и законов;

- содействие в понимании связи подрастающего поколения с окружающим миром

4. Коммуникативных: формирование навыков толерантного общения, контактности; развитие самостоятельности, творческой активности и инициативности учащихся.

5. Информационных: развивать умения самостоятельно работать с   информационными источниками, искать, анализировать и отбирать  необходимую  информацию.

,,,,,,,,,,,,,,

Основные направления недели толерантности

Классы

Цели

Форма реализации

Формирование УУД

Планируемые результаты

5-7

1. Дать представление учащимся о понятии «толерантность».

 2. Помочь сформировать учащимся основные представления о толерантности на основе поведения сказочных героев.

3. Выявить уровень сформированности толерантных черт младших подростков.

Проведение мониторинга «Толерантная личность»

Классный час «Беседа о толерантности».

 

Личностные УУД.

Осознание своей идентичности как гражданина страны, общества.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Формирование метапредметных результатов состоит:

В самоорганизации внеурочной деятельности: умении определять цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку.

Работать с учебной и внешкольной информацией (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет-источников).

Выполнять универсальные логические действия (анализировать, синтезировать, сравнивать  и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

В умении строить монологическую речь, участвовать в обсуждении, формулировать вопрос, выступать с сообщениями, презентациями.

В способности  решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, эссе, проект, презентация, реферат и др.).

В способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.

В умении продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать

Ученики научатся:

Познавательные действия:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; самостоятельно и с помощью учителей постановке и формулирование проблемы; составлять сообщения, презентации и умение их защищать

Универсальные логические действия:

 умение самостоятельно анализировать, синтезировать, обобщать используемые источники; самостоятельно решать задачи творческо-поискового характера.

Регулятивные действия:

  организовывать свою  деятельность: самостоятельно и с помощью учителя определять цель, задачи работы, выбирать последовательность действий; составление плана и последовательности деятельности; осуществлять коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные действия:

владеть устной и письменной речью; слушать и вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;      участвовать в коллективном обсуждении проблем, эффективно сотрудничать со сверстниками; учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

Ученики получат возможность научиться:

 ставить проблему, аргументировать ее актуальность; организовывать исследовательскую деятельность;  основам саморегуляции в познавательной деятельности, направленной на достижение поставленных целей;        адекватно оценивать свои возможности,      прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; брать на себя инициативу в организации совместного действия;  следовать морально-этическим и толерантным принципам общения и сотрудничества

8-9

1. Познакомить учащихся  с историей возникновения  и основными принципами толерантности, чертами толерантной и интолерантной личности.

2. Определить ценностные категории духовно-нравственного воспитания толерантной личности

3.  Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Проведение мониторинга «Основы межличностных отношений».

Классный час «Толерантная личность».

Ролевая игра «Способы разрешения конфликтных ситуаций»

10-11

1.Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

3. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

4.Способствовать пониманию роли толерантного взаимоотношения в жизни человека и общества и необходимости соблюдения уважительного отношения к людям иной культуры, религии, национальности, статуса и физического здоровья.

Проведение социологического опроса старшеклассниками среди учащихся школы и мониторинга «Уровень сформированности толерантных черт личности учащихся школы» «Этническая толерантность как основа стабильности современного общества»

Список литературы.

  1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  2. Конституция РФ (12 декабря 1993 г.).
  3.    Федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», принята постановлением Правительства РФ от 25.08.2001 г №629.
  4.     Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2008.
  5.      Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 2138-2
  6.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1992.
  7.     Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История: научно-методическая газета, 2002, №4.- М. «Первое сентября». 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"

Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.

Материал по самообразованию учителя истории....

«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».

данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....

Инновационная деятельность учителя. Формирование толерантной личности школьника.

Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного вос...

Выступление на педсовете «Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»

Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в с...