Методическое сообщение "Роль репертуара в музыкальном развитии ребенка"
учебно-методический материал

Клюшева Марина Юрьевна

Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру , но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию,формирует вкус и взгляды,повышает ответственность перед всем коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie-_rol_repertuara.docx17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Сообщение

«Роль  репертуара в  музыкальном развитии ребенка»      

     В любом исполнительском коллективе, в том числе и в детском хоре, репертуар играет первостепенную роль. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания». «Репертуар — лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях».

    Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом.

        Характеризуя сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного, А. В. Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее». Осуществление этого высокого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар. В него могут быть включены самые разнообразные произведения, выполняющие ведущие цели и задачи музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, с солистом и без солиста, одноголосные и многоголосные. В репертуаре хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир хористов, расширит их музыкальный кругозор.   Репертуар — это стержень, содержание работы коллектива, главная черта, определяющая его творческий облик. Вся профессиональная деятельность хормейстера связана с детскими хоровыми коллективами

    Задачи воспитания, формирования личностных качеств своих хористов мне всегда представлялись необходимыми. В современных условиях быстро меняющихся идеалов молодежи в условиях неоправданного копирования традиций, зачастую противоречащих нашей культуре, калечащих и без того не сформированный духовный мир ребенка; только настоящее хоровое искусство способно научить пониманию чарующего, волшебного языка музыки, услышав который однажды, уже не можешь оторваться. Только настоящее искусство поможет научить ребенка отличать чистоту и самобытность вокальных циклов Шуберта от ничего не выражающих эстрадных песенок с низко интеллектуальными текстами и мелодией, состоящей из трех аккордов, повторяющихся в течение пятнадцати минут. Только настоящее искусство способно заставить душу трудиться и пробудить все лучшие черты в маленьком человеке. Анализируя и перечитывая текст хоровой партитуры, всегда представляешь себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании; что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою долгую жизнь. Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека. Такие произведения, на темы которых можно дискутировать, домысливать что-либо; исполняя которые, можно прославлять или обличать, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству. Сверхзадачей, основной целью работы хормейстера, осуществляемой при помощи грамотно подобранного репертуара, должно являться приобщение ребенка к миру искусства в широком смысле.

 Задачи: 

       Дидактическая (воспитательная):     Развитие и укрепление музыкального вкуса и способности отличать Настоящее, Истинное от незатейливой «подделки».     Умение черпать живительную силу культурного наследия разных этносов и народностей, накопленную веками и передаваемую, что называется, «из уст в уста».                   

       Педагогическая (обучающая):    

               Умение петь по нотам    

               Пение чистого унисона    

               Многоголосное пение    

               Пение a'cappella    

               Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формировании репертуара заключается в нарушении принципа доступности репертуара. Эту ошибку не следует путать с теми случаями, когда хормейстер сознательно берет в репертуар хора произведения, ставящие перед ним определенные новые трудности, преодолевая которые хор, тем самым, завоевывает новые исполнительские высоты. Хормейстер должен уметь объективно и верно оценить возможности хорового коллектива. Опытные хоровики, работающие с детьми, в отдельных случаях применяют в работе также и следующий прием. Они предлагают ученикам в качестве своеобразного упражнения произведение, сложное по своим интонационным (но не   тесситурным!)особенностям.. Что дает в педагогическом отношении такое «ступенчатое разучивание»? Одним из положительных свойств предлагаемого метода является неторопливость и основательность самого процесса разучивания, когда интонационные и прочие трудности усваиваются учащимися без поспешности и напряжения. Вторая особенность метода — формирование у учащихся твердого представления о своих исполнительских возможностях. Не следует петь на открытых показах произведение, которое еще недостаточно закрепилось в сознании, не доработано вокально. В то же время эскизное знакомство с таким произведением способствует повышению интереса участников хора к высоким ценностям хоровой литературы, создает своеобразную заманчивую перспективу будущего исполнителя. Участники хора, вдохновленные действительной, а не выдуманной трудностью, используют в работе по разучиванию такого сочинения весь свой энтузиазм. Известно также, что произведение, на которое затрачено много сил и энергии, становится дороже и ближе юным участникам хора. и подъемом. Главной трудностью в применении рекомендуемого метода является подбор такого произведения, разучивание которого «впрок» не надоело бы учащимся, не вызвало у них «пресыщения». Искать такие произведения надо в сфере классической музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров. Формируя репертуар на основе всех этих принципов, нужно брать более простые произведения, доступные для широкого и мало подготовленного слушателя, но всегда обязательно высокого качества и хорошего вкуса, которые, не нарушая общего стиля, вносили бы в концерт разнообразие. Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать также программы, в которых представлены пять групп стилистических пластов репертуара в широком понимании слова: — духовные сочинения различных конфессий; — светские сочинения зарубежных композиторов-классиков; — светские сочинения композиторов русской классической школы; — народные песни разных стран; — произведения современных композиторов — русских и зарубежных. С целью развития у участников школьного хора разносторонности музыкальных интересов, желательно включать в репертуарный план произведения, сочиненные композиторами разных народов Российской Федерации и образцы музыкального творчества зарубежных авторов, создававших произведения, близкие к народной основе. И, наконец, есть еще одно обязательное, на мой взгляд, условие, которое определяет планирование и подбор репертуара — не использовать в работе с детьми произведения, которые могут вызвать очень сильное эмоционально-психологическое потрясение ребенка ,да и просто не брать произведения, предназначенные для взрослого исполнителя. И напоследок хочется добавить, что чем шире и разнообразнее репертуар, тем значительнее и интереснее вся работа в хоре.

   Литература: Овчинникова Т. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников // Работа с детским хором / Под ред. В. Г. Соколова М., 1981 Свешников А. В. Хоровое пение — искусство истинно народное. М., 1962. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: "Музыкальное развитие ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство гармоничного воспитания его личности."

·        Целью  данной   работы является:·        Определить значение музыки в эмоциональном развитии ·...

"О музыкальном развитии ребенка".

Часто родители задают вопрос:......

ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка

ФГОС дошкольного образованияо музыкальном развитии ребенка...

Музыкальное развитие ребенка в семье

                                                      ...

Здоровье и музыкальное развитие ребенка

Статья - консультация для родителей о влиянии пения на здоровье ребенка....

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Характеристика условий для музыкального развития в семье...

Консультация для родителей «О музыкальном развитии ребенка»

Консультация для родителей "О музыкальном развитии ребенка"...