Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста
статья

Путилина Светлана Валентиновна

Сообщение из опыта работы

Диалог как основная форма разговорной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста

   В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. Существует ряд работ по формированию коммуникативных умений и навыков как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с ОНР (А.Г. Арушанова, Н.К. Усольцева, Е.Г. Федосеева).
  С началом обучения в школе развитие речи ребенка обусловливается двумя особенностями: во-первых, язык и система его средств,  становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной ее формы (А.К. Маркова). На этом этапе требования к формам речи вообще и к диалогу в частности все больше повышаются.

   Занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического общения, крайне важны и при работе с детьми с ОНР используются так же активно, как традиционные корекционно-развивающие. В зависимости от конкретных условий (наличия учебных и психологических проблем у детей, уровня речевого развития) применяются фронтальные или групповые занятия. В зависимости от педагогических целей работа по развитию диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное коррекционное.

     На начало года нами было проведено обследование всех сторон речи детей. Из полученных результатов было выявлено отставание развитие связной речи у дошкольников подготовительной  группы, мы стали уделять особое внимание этому разделу. Ведь речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.  

   В нашем ДОУ основное внимание уделяется: формированию диалогической речи; обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, по образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Дети учатся отвечать на вопросы развернутыми предложениями, самостоятельно задавать вопросы (по тексту, по картинкам), договаривать начатую фразу, реконструировать предложение, восстанавливать деформированный текст: уточнять, рассуждать, объяснять. Проводя такую работу в течении года, мы добились положительной динамики в данном разделе и увидели что у Даньшина Ильи, Головенковой Вики повысился навык давать развернутые ответы на поставленные педагогом ответы, у Прошина Вити были проблемы в восстановлении деформированного текста, но проводя различные игровые упражнения , например Составление предложения по трем определенным словам, ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных (ребенок толкает…) и др.  

    Развитие диалогической речи старших дошкольников с ОНР заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков:
- системы языка как средства общения;
- логической организации диалогического общения;
- установления социальных контактов друг с другом и со взрослым;
- установления интерактивного взаимодействия;
- закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.
   Для старших дошкольников важно не только овладение коммуникативными умениями и навыками, но и усвоение теоретических понятий языковой системы. И.С. Назметдинова предлагает знакомить детей с рядом диалоговых понятий и правилами диалогического общения . Свою методику она разработала для детей с нормальным речевым развитием, некоторые правила и понятия сложны для ребят с ОНР. Тем не менее для общего знакомства мы используем разработки Назметдиновой полностью. Для большей эффективности логопед и все окружающие ребенка взрослые (врачи, воспитатели, медсестры, родители) должны активно использовать правила диалогической речи. Дети должны осваивать их практически. Для этого мы в своей работе используюем:
- проигрывание ситуаций с участием сказочных героев;
- инсценировки сказочных сюжетов;
- сюжетные картинки;
- создание таких условий, в которых дети сами приходят к определенным нормам ведения диалога и пытаются их формулировать.

Такая игровая форма работы очень нравиться детям это позволило раскрыться и побудить их к диалогу Александрову Артему, Правоторовой Карине,  Черкашиной Даше, Новикову Дане. Дети довольно легко вступали в разговор, но не всегда готовы поддерживать его. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. Приходилось дополнительными вопросами наталкивать детей на ответы.

   Для этого были использованы игры направленные на побуждение детей вступать в разговор со взрослыми. Игры «Подари улыбку», «Доброе сердце». Содействовали развитию доброжелательности внимательному отношению друг к другу.

 Уровень речевого развития детей, очень разный, поэтому к стратегии развивающих занятий нужно подходить дифференцированно.

Первый этап
Вопросно-ответная форма речи
 
Сначала необходимо развить у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание мы уделяем формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

Кто больше?
  Необходимо назвать как можно больше существительных на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать. Если пара называет только свое слово, ей присуждается 0 очков; только чужие слова - 1 очко; свое и 1-3 чужих - 2 очка.
Невпопад
Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребенок отвечает на заданный вопрос, с него требуют фант.
Распространение предложений
По сюжетной картинке первый участник составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.
Снежный ком
Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и методически разработана. В диалоге она используется как для решения познавательных (информативных), так и социально-коммуникативных (контактоустанавливающих) задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Последняя служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию.

Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры).
Волшебный мешочек
1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя.
2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.
Над вопросно-ответной формой речи мы обычно работаем на традиционных коррекционно-логопедических занятиях.
Второй этап
Общение

Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального общения (Ю.С. Шевченко и В.П. Добридень).
Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем
Отгадай
Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера (они должны прийти к единому мнению). Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

  С помощью наводящих вопросов мы даём детям неверную динамическую характеристику изображаемых предметов («Самолет пашет?»; «Магнитофон прыгает?»; «Утюг поет?» и т.д.) Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель «подлежащее - сказуемое». В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию - действие. Затем вводится модель «подлежащее - сказуемое - дополнение». («Я чищу картошку»; «Приготовление салата»; «Автомобиль из конструктора»; «Я прикручиваю колеса».)
  Одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развиваются грамматический строй и произносительная сторона речи.
   На этапе развития коммуникативных умений и навыков целесообразном проводить отдельные занятия.

Третий этап
Совершенствование усвоенных навыков
 
На этом этапе обучения при решении проблемной коммуникативной задачи используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками.Эта работа проводится совместно с воспитателями групп. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого, общего плана. Наиболее эффективным способом согласования замыслов можно назвать попеременное пошаговое планирование. Причем дети обязательно должны осознать расхождение собственных замыслов с замыслами партнеров. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры актуализируются ролевая и комментирующая речь, а в отношениях, возникающих по поводу ее организации, - оценивающая, корректирующая и планирующая функции речи. Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения. Естественная речь порождается не необходимостью, а потребностью ребенка. Одной из трудностей, которые мы испытываем при организации занятий по развитию диалогического общения у детей с ОНР можно назвать дефицит времени, Но эту проблему мы решаем проводя занятия вместе с воспитателями. Положительная динамика в речевом развитии отмечается у всех ребят.

            Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями для развития диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимости владения диалогическими умениями, а следовательно, и развивает их.

Подлинной социальной практикой ребенка является игра. Известно, что в игре развиваются два типа отношений: а) реальные детские взаимоотношения и б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.

Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагается более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.

Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

   Привлечение родителей по развитию связной речи у детей мы начали с анкетирования. Цель анкетирования - проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей коррекционной работы логопеда с семьёй по  формированию связной речи у детей.

В течение всего учебного года проводили ряд консультаций для родителей на темы:

  • «Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»;
  • «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников»;
  • «Читайте детям сказки. Учите пересказу».

В работе с родителями мы используем беседы, в ходе которых отвечаем на возникающие их вопросы, знакомим с художественной литературой и  с динамикой развития связной речи  детей. Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых  занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн. др.
 Развитие как монологической, так и диалогической речи у детей подготовительной к школе группе происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений и инсценировок.           
       В ходе подгрупповых консультаций объясняем родителям значимость  дальнейшей работы по развитию связной речи у детей с ОНР, а именно:
Такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность. Одобрение высказываний.
 Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Родители регулярно получают задания дома, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку , а также задания типа:

  • придумай, что дальше было;
  • придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
  • как назвал художник эту картину?
  • придумаем название;
  • Я начну, а ты закончи;
  • и многое другое.

Совместно с родителями оформили газету на тему: «Составляем описательные рассказы дома», в которой мы разместили небольшие рассказы об одежде, написанные родителями со слов детей.

В дальнейшей нашей работе мы планируем организовать кружок театрализованной деятельности. Так как для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

При систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

     Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере к осуществления речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, не внимательны. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры - инсценировки. Целью работы было: научить отвечать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной работы можно сделать вывод что:

· Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

· Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

· К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы

привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

· Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

· Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста

Данная методика позволяет   рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха,  но и как самостоятельн...

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...