Конспект-лекций по БЖД по теме "Защита от аварий (катастроф) на транспорте.
книга

Брослав Анатолий Михайлович

Конспект- лекций предназначен для изучения учебной дисциплины БЖД  по теме "Защита от аварий (катастроф) на транспорте" в ходе проведения лекций, практических занятий, классно-гупповых и других занятий со студентами по специальности: 43.02.06. "Сервиз на транспорте" и других специальностей колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lektsiy_serviz_na_transporte.docx64.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                  города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Конспект-лекций

по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Защита при авариях (катастрофах) на транспорте»

Москва

2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Защита при авариях (катастрофах) на транспорте………………………….….3
  1. Правила безопасного поведения в общественных местах (ЖД вокзалах, остановках, аэропорты, порты, причалы и автостанции)

  1. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте…………………………………………………….. ……………….
  1. Общие требования безопасности.
  2. Правила и меры безопасности и действия пассажиров при крушении или экстренном торможении поезда.
  3. Действия пассажиров при пожаре.

  1. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на автомобильном транспорте.
  1. Общие требования и правила безопасности. Профилактика ДТП.
  2. Порядок действия и правила спасения при ДТП.
  3. Правила и порядок действий при спасении из тонущего автомобиля.

  1. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте.
  1. Общие требования и правила безопасности.
  2. Порядок действия пассажиров при декомпрессии, при "жесткой" посадке и после нее. Приемы и правила безопасности.
  3. Порядок действия и правила спасения при посадке самолета на воду.
  4. Порядок действия пассажиров при пожаре.

  1. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на водном транспорте.
  1. Общие требования и правила безопасности. Причины аварий на водном транспорте.
  2. Классификация аварий на водном транспорте.
  3. Правила поведения на водном транспорте.

  1. Правила и меры безопасности людей в городском общественном транспорте.
  1. Наземный городской транспорт.
  2. Подземный транспорт (метро). Правила поведения на эскалаторе, на платформе, в вагоне, при входе на станцию и выходе из нее.
  3. Железнодорожный транспорт (МЦК).
  4. Правила безопасности при возгорании в общественном транспорте

  1. Литература

ТЕМА № 1. Защита при авариях (катастрофах) на транспорте.

 

       Авария на транспорте - это повреждение транспортного средства. Например, потерпеть аварию могут автомобиль, железнодорожный состав, самолет, корабль. При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Вопрос № 1 Правила безопасного поведения в общественных местах (железнодорожные вокзалы, аэропорты, автовокзалы, речные и морские порты)

   Правила безопасного поведения на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях, в зданиях речных и морских портов, аэропортов (потеря ребенка, эвакуация при пожаре или другой чрезвычайной ситуации, паника, толпа, потеря вещей)

Общие требования поведения на вокзалах, станциях, платформах, на причалах и остановках.

  • Будьте внимательны. Если вы обратили внимание на людей, чье поведение показалось вам странным, заметили бесхозный необычный предмет или обратили внимание на другие подозрительные мелочи, сообщайте об этом сотрудникам правоохранительных органов.
  • Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
  • Договоритесь с членами семьи о плане действий в чрезвычайных обстоятельствах, определите постоянное место встречи в экстренной ситуации, запишите номера телефонов и адреса электронной почты друг друга.
  • Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.
  • Если началась суматоха или вы заметили активное передвижение сотрудников спецслужб в определенном направлении, идите в другую сторону.
  • Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

Выбирая себе место в зале ожидания, исходите из следующих соображений:

  • Не стойте возле мусорных контейнеров, телефонных будок, урн, детских колясок, бесхозных чемоданов-часто именно в этих местах закладывается взрывчатка.
  • Занимайте место спиной к стене. Тогда вы сможете видеть все, что происходит вокруг.
  • Не занимайте мест у окон.
  • Стойте или сидите около колонн, стоек или других препятствий, которые могут служить укрытием в случае опасности.
  • Осматривайтесь по сторонам, фиксируйте по сторонам, фиксируйте возможные места, где можно спрятаться в случае опасности.
  • Закройте багаж на замок, чтобы никто не смог предложить вам наркотики или взрывное устройство.

В целях обеспечения безопасности детей выполняйте следующие правила:

  • Крепко держите ребенка за руку или несите его на руках, если он совсем мал.
  • Заучите заранее с ребенком его адрес и фамилию, а до той поры вкладывайте ему в карман записку с необходимой информации.
  • Если ребенок потерялся в людном месте, дайте объявление по громкой связи. Сообщите фамилию и имя ребенка, его предметы и место, где его ожидают родители. Следует также обратиться в дежурную часть полиции.
  • В случае пропажи багажа обращайтесь в полицейское отделение по месту пропажи или к старшему кладовщику камер хранения забытых или утерянных вещей.

Правила безопасного поведения в толпе:

  • Не занимайте мест близко к стенам, в углах зала, откуда затруднено бегство и где есть опасность быть раздавленным толпой.
  • Избегайте больших скоплений людей. Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
  • Если толпа пришла в движение и повлекла вас, не держите руки в карманах, согните их в локтях и держите перед грудью. Застегните наглухо одежду, снимите шарф.
  • Если у вас есть какие-либо громоздкие вещи-чемодан, рюкзак, большие сумки, бросьте их, они могут стать причиной вашего падения.
  • В случае давки глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в сторону, чтобы грудная клетка не была сдавлена- вы сможете амортизировать давление толпы и защитить себя от сдавливания.
  • Оцените обстановку, позвольте ей нести вас по направлению движения.
  • Дети должны идти впереди взрослых. Заслоняйте детей спиной или посадите их себе на плечи.
  • Старайтесь быть в центре толпы (здесь больше воздуха, возможностей для маневров). Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
  • Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
  • Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.
  • Помогайте подняться людям, сбитым с ног.
  • Если же подняться не удалось, постарайтесь свернуться клубком, защищая голову предплечьями рук, ладонями, закрывая затылок.
  • Если вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки. Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или носки. Обретя опору, «Выныривайте», резко оттолкнувших от земли ногами.

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в местах массового пребывания людей:

  • Постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей, особенно женщин.
  • Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности, выясните, откуда она исходит, затем спокойно, без паники начинайте двигаться в обратную сторону, направляясь к выходу.
  • Эвакуируйтесь с места пожара через заранее определённые выходы, никогда не пользуйтесь лифтом
  • Пригнитесь как можно ниже, стараясь выбраться из здания максимально быстро
  • Если вы чувствуете повышение температуры, то, значит, вы приближаетесь к опасной зоне, и лучше всего в этой ситуации повернуть обратно
  • Обмотайте лицо и открытые участки тела влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них
  • Не входите туда, где большая концентрация дыма
  • Если перед вами закрытая дверь, предварительно потрогайте ручку тыльной стороной ладони. Если она не горячая, откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого проходите. Если ручка двери или сама дверь горячая, никогда не открывайте её
  • Если вы не можете выбраться из здания, подайте сигнал спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, так как вы можете задохнуться от дыма. Лучше всего размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой

Вопросы и задания:

  1. Что такое авария на транспорте?
  2. Какие общие требования поведения на вокзалах, станциях, платформах, на причалах и остановках?
  3. Что нужно делать в целях обеспечения безопасности детей?
  4. Назовите общие правила поведения безопасности в толпе?
  5. Какие вы знаете правила безопасного поведения при возникновении пожара в местах массового пребывания людей?

ТЕМА № 2. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте.
     Аварии на железнодорожном транспорте происходят из-за схода подвижного состава с рельсов, столкновения, наездов на препятствия на переездах, пожаров и взрывов непосредственно в вагонах.

       Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте, в основном, связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.
    Вопрос № 1 Общие требования безопасности.
Общие правила и рекомендации:
1. Как только оказались в, вагоне, ознакомьтесь со схемой расположения аварийных выходов.
2. Узнайте, где находятся огнетушители.
3. Во время движения поезда не открывайте наружных двери, не стойте на подножках, не высовывайтесь из окон.
4. Вещи в купе должны лежать в предназначенных местах (верхняя полка и под сиденьями).
5. Не возите с собой горючие, химически взрывоопасные вещества.
6. Курить в поезде запрещено.
7. Не включайте в электросеть вагона бытовые приборы.
8. Не срывайте стоп-кран, если нет необходимости угрозы вашей жизни или жизни других пассажиров.


    Вопрос № 2 Правила и меры безопасности и действия пассажиров при крушении или экстренном торможении поезда.
Действия пассажиров при крушении или экстренном торможении поезда:
- закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны, сядьте лицом по ходу движения поезда;
- во время удара, толчка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона, опуститесь на пол вагона;
- сгруппируйтесь и прикройте голову во избежание травм;
- при переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т.п.;
- после остановки поезда проводник должен сообщить пассажирам причины и при необходимости организовать эвакуацию, пассажиры должны следовать указаниями проводника, если эвакуация не объявлена - ни в коем случае не выходить наружу, это опасно для жизни;
- после того, как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него;
- после полной остановки поезда немедленно выбирайтесь из вагона, через двери, окна;
- захватите с собой деньги и документы, выбирайтесь через аварийный выход на ту сторону ж\д пути, где больше свободного пространства, по возможности помогите другим пассажирам;
- если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших;
-внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов, случае обрыва проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30-50 метров, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы не попасть под шаговое напряжение;
- если разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза возникновения пожара и взрыва;
- при возникновении угрозы схода состава с рельс из-за обледенения путей, немедленно займите места по ходу поезда и держитесь за поручни во избежание падения, после схода состава с рельс оставайтесь на своих местах и ни в коем случае не выходите наружу, следуйте указаниям проводника.
    Обеспечение безопасного движения поездов зависит, в основном, от машинистов и диспетчеров, но и Вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:
- при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;
- незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке; громоздкие вещи, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;

- на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.
   

Вопрос № 3 Действия пассажиров при пожаре.
    Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет пожар в вагоне. Это связано сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.
Правила безопасного поведения при пожаре:
- при появлении запаха горелой резины или возникновения дыма в вагоне сообщите об этом проводнику или машинисту;
- постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или
систему аварийного торможения и систему ликвидации пожара (запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация);
- при сильном задымлении закройте нос, рот тканью смоченной водой и как можно быстрее
- уходите от пожара в передние вагоны, если это невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери;
- при невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста;
- старайтесь передвигаться согнувшись или на коленях-внизу у пола концентрация дыма меньше;
- помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, - «малминит» выделяет токсичный газ, опасный для жизни;
- во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания;
- при эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд;
- покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

             Вопросы и задания:

  1. Какие общие правила и рекомендации безопасности на железнодорожном транспорте?
  2. Что должны делать пассажиры при крушении или экстренном торможении поезда?
  3. Каковы действия пассажиров при пожаре на железнодорожном транспорте?
  4. Какие вы знаете правила безопасного поведения при пожаре на поезде?
  5. Какие правила вам нужно знать, чтобы уменьшить риск при возможном крушении поезда?

ТЕМА № 3. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на автомобильном транспорте.

       Аварии на автомобильном транспорте происходят, как правило, из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Очень часто к аварии приводят неудовлетворительное состояние дорожного покрытия и неисправность машин.

      Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

      С каждым годом на дорогах появляется все больше машин, из-за чего количество дорожно-транспортных происшествий также увеличивается.

   

Вопрос №1. Общие требования и правила безопасности. Профилактика ДТП. 
        Три главных фактора, которые чаще всего приводят к ДТП:
     1. Превышение скорости.

      2. Выезд на встречу.

      3. Управление авто в нетрезвом виде.
 
Для того чтобы минимизировать шансы оказаться участником ДТП следует придерживаться следующих рекомендаций: 
1. Регулярно проходить технический осмотр транспортного средства
2. Не пользоваться автомобилем при неисправностях и даже, если они незначительные.
3. Не забывать про ремень безопасности
4. Своевременно пополнять запас медицинской аптечки (проверять на срок годности).
5. В салоне иметь любой тяжелый предмет (можно легко разбить окна).
6. Не употреблять спиртосодержащие напитки, если вы - водитель.
7. Не осуществляйте на личном транспорте горючие или легковоспламеняющиеся грузы. 8. Стараться уйти от прямого столкновения до последнего момента.
9. Следуйте основному принципу в ситуации аварии - быть как можно ниже и занимать, как можно меньше места. Сгруппируйтесь.
   

 Вопрос № 2. Порядок действия и правила спасения при ДТП. 

    Поведение в случае автомобильной аварии включает в себя следующие действия, которых рекомендуется придерживаться:
1. Став участником дорожного происшествия, остановите автомобиль.
2. Обозначьте место остановки знаком или включите аварийную сигнализацию.
3. Помните, что человек, своевольно покинувший место ДТП, автоматически считается виновным.
4. При наличии пострадавших, вызовите службу медицинской помощи.
5. Постарайтесь оказать доврачебную помощь, если кому то она требуется, используя автомобильную аптечку.
6. Вопреки расхожему мнению, трогать тяжело раненного человека нельзя. Не пытайтесь доставить его в больницу на своем автомобиле. Лучше дождаться помощи на месте.
7. Зафиксируйте на видео или фото положение автомобилей, а также полyченные ими повреждения.
8. Запишите имена и контакты возможных свидетелей.
9. При наличии жертв или участии в ДТП более 2 машин, вызов службы ГИБДД обязателен. Не забудьте обратиться в страховую компанию.
10. До приезда ГИБДД ничего не трогайте на месте аварии. Не убирайте стекла или отлетевшие части машины, не меняйте их местоположение.
11. Если Вaм предлагают пройти тест на алкоголь, то не отказывайтесь. Если вашей вины в аварии нет, то медицинское освидетельствование лишь подтвердит вашу правоту.
12. Если вы не согласны с действиями сотрудников ГИБДД, то вы имеете право внести свои замечания в протокол. Просите 2 экземпляр на месте. С ним вы можете обратиться в суд. В крайнем случае, при подписании протокола вы можете его сфотографировать. Несмотря на то, что ситуация ДТП крайне неприятная и процедура ее оформления может занимать продолжительное время, контролируйте свои эмоции. Ваша агрессия или излишняя эмоциональность впоследствии может быть использована против вас.
При столкновении:
В случае неизбежности столкновения самой большой ошибкой станет попытаться покинуть автомобиль на ходу. Не нужно бросать руль. Пытайтесь смягчить негативные последствия до самого момента аварии. Сохраняя самообладание, попытайтесь изменить траекторию движения, превратив центральный удар в боковой. Помните, что съехать в кювет или столкнуться с деревом или другим недвижимым препятствием лучше, чем столкнуться с идущей на большой скорости машине.
   Правила поведения при аварии на автомобильном транспорте предусматривают следующие действия, которые увеличат шансы на выживание при столкновении:
- Сопротивляйтесь перемещению вашего тела вперед, для этого используйте пол для опоры.
- Защищая голову, сложите руки крест - накрест на руль или переднюю панель, между ними положите голову.
- Напрягите насколько возможно все мышцы тела.
- Людям на заднем сиденье рекомендуется закрыть голову и завалиться набок, или упасть на пол.
- При наличии подушки безопасности, прислонитесь к рулю грудной клеткой.
- При наличии ребенка в салоне, необходимо закрыть его собой и принять с ним боковое положение.
- До 12 лет запрещено садиться на переднее сиденье. Это обусловлено тем, что при столкновении двери могут получить сильные повреждения, и выбираться из салона нужно будет через лобовое стекло.
    После автомобильной аварии оцените ситуацию: Необходимо выяснить в каком состоянии находится сама машина. Есть ли утечки бензина, возгорания, искры или подозрительный запах. При возможности следует немедленно покинуть салон.
    Если машина оказалась в перевернутом состоянии, то прежде, чем покидать автомобиль убедитесь в отсутствии возможности повторного переворота. Также рискованно раскачивать своими движениями машину, если вы находитесь на крутом склоне или рядом с обрывом. В таких ситуациях, лучше не двигаться и дождаться профессиональной помощи.
   Если существует риск возгорания или взрыва, то выбираться из неустойчивой машины следует крайне осторожно. Используйте окна, которые направлены на вершину склона. Выбравшийся из салона пассажир должен помочь оставшимся пострадавшим. Только после того, как в салоне никого не останется, следует отойти на безопасное расстояние.
   Зажатых людей в машине не следует вытаскивать, применяя силу. Вызовите спасателей и скорую помощь.
   

Вопрос № 3 Правила и порядок действий при спасении из тонущего автомобиля.
Автомобиль упал в водоем.
   Порядок действий при спасении из тонущего автомобиля:
- автомобиль некоторое время будет находиться на поверхности воды, поэтому следует использовать время по максимуму, не паникуйте;
- выбираться из тонущего транспортного средства следует через окна, если вы попытаетесь открыть двери, то машина затонет гораздо быстрее; 
- даже если вам не удалось покинуть салон, пока машина была на плаву, не стоит прекращать попыток спастись;
- включите фары, они осветит вам путь на поверхность, кроме того, впоследствии это поможет вам отыскать свой автомобиль для поднятия из воды;
- дождитесь, пока салон наполнится водой наполовину, отталкивайтесь от корпуса и всплывайте;
- не забудьте взять с собой важные документы и ценные вещи;
- выбравшись на берег, вызовите в скорую службу

 

ПОМНИТЕ !!! Даже, если машина полностью опустится на дно, но окна и двери будут закрыты, воздуха вам хватит на несколько минут.

        Вопросы и задания

  1. Какие факторы чаще всего приводят к ДТП?
  2. Чего следует придерживаться, чтобы минимизировать шансы оказаться участником ДТП?
  3. Что нужно делать в случае автомобильной аварии?
  4. Как стоить вести себя при столкновении на автомобильном транспорте?
  5. Какой порядок действий при спасении из тонущего автомобиля?

ТЕМА № 4. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте.

    Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам, сводящимся в две большие группы: отказ техники и «человеческий фактор».
   Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям
 приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои жизнеобеспечения экипажа и пассажиров.
   

       Вопрос № 1 Общие требования и правила безопасности.
    Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров.
Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:
- Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов, в последнее время стала актуальна причина - ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
- Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
- Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха);

- Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.
Общие правила безопасности:
1. Если есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета.
2. Узнайте, где располагаются выходы (основные и аварийные) на Вашем самолете и как они открываются.
3. Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности, он должен быть плотно закреплен как можно ниже Ваших бедер.
4. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
5. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, световому табло или бортпроводницами.
   

     Вопрос № 2 Порядок действия пассажиров при декомпрессии, при "жесткой" посадке и после нее. Приемы и правила безопасности.
Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете является декомпрессия - снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха.
Признаки проявления декомпрессии в самолете:
- обычно начинается с оглушительного рева;
- салон самолета наполняется пылью и туманом;
- видимость резко снижается;
- у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание.
При первых признаках декомпрессии нужно:
- немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться объясняет стюардесса в начале полета);
- не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода;
- сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению, т.к. аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.
Как действовать при "жесткой" посадке и после нее:
- обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д;
- занять наиболее безопасное положение;
- освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки);
- голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже;
- ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
- в момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке;
- ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику;
- когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.
Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности:
- то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время);
- продумайте как подать сигналы с земли... видимые с воздуха.
   

      Вопрос № 3 Порядок действия и правила спасения при посадке самолета на воду.
    Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут. В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.
Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:
- Выполнять указания экипажа
-
Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
-
Воспользуйтесь спасательным жилетом. 
-
Надевайте его карманами вперед. 
-
Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
-
Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
-
Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.
   

       Вопрос № 4 Порядок действия пассажиров при пожаре.
Как действовать при пожаре на самолете в полете:

  • не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и

дыма, используя для этого одежду и воду;

  •  девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам;
  •  дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой, постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом;
  •  пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше, если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
  •  защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.;
  •  приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу;
  • при эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность;
  •  после аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у Вас есть одна-две минуты);
  •  после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

 

Вопросы и задания:

  1. Назовите общие требования и правила безопасности на воздушном транспорте?
  2. На какие группы делятся аварии воздушного транспорта?
  3. Что нужно делать при декомпрессии, «жесткой» посадке и после нее?
  4. Как нужно действовать при посадке самолета на воду?
  5. Какой порядок действия пассажиров при пожаре на самолете?

ТЕМА № 5. Правила и меры безопасности людей при авариях (катастрофах) на водном транспорте.
    Большинство крупных аварий и катастроф на судах от «Титаника» и до «Булгарии» происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и других членов экипажа. Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам, на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении судна.
   

     Вопрос № 1 Общие требования и правила безопасности. Причины аварий на водном транспорте.
Основными причинами аварийности на водном транспорте являются:
- Техническая непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки;
- Нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования;
- Судоводительские ошибки;
- Нарушения правил пожарной безопасности и требований нормативных документов по безопасности перевозок грузов.
Для организованного проведения работ по спасению пассажиров на суднах разработаны:
1. Расписания по тревогам (расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации).
2. Каютная карточка пассажира
 (на русском и английском языках; значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; краткая иллюстрированная инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения).
Прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку и расписания тревог.
Существует три сигнала судовых тревог:
1. «Общесудовая тревога» - один продолжительный сигнал звонком громкого боя течение 25-30 секунд, после чего объявление "Общесудовая тревога". Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации, либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает - «Покинуть судно».
2. Тревога «Человек за бортом» - три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.
3. "Шлюпочная тревога" - семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут Вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.
    При кораблекрушении и эвакуации люди подвергаются следующим опасностям:
- опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей;
- опасности во время эвакуации с тонущего корабля (отказ спусковых устройств и неправильного их использования, опрокидываниях и ударах спасательных средств);
- опасность при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты;
- опасность нахождении в воде, на плотах или на шлюпках, а также исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них - и от недостатка воды и пищи.
Предварительные меры защиты - запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, т.к. во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
Профилактические меры, к ним относятся: - изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами;
- практическая отработка по использованию спасательных средств.
    Основные правила эвакуации:
- во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи;
- места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.
- при эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет;
- спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам;
- если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи;
- при необходимости прыгать в воду, следует зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет;
- оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения (замедлить наступление переохлаждения, держать голову как можно выше над водой, стараться затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности );
- плыть следует только к спасательному средству.
В открытом море на спасательных средства. следует соблюдать два основных принципа:
1. Всем спасательным средствам держаться вместе.
2. Находиться уместа гибели судна.
Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, т.к. в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.
   

Вопрос № 2 Классификация аварий на водном транспорте.
1. Кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;
2. Авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 час);
3. Аварийное происшествие.
Виды аварий на водном транспорте:
1) Нарушение ППСС (правила предупреждения столкновений судов);
2) Столкновение с другим судном или объектом;
3) Стихийное бедствие, плохие погодные условия и навигационные ошибки;
4) Конструктивные ошибки и выход из строя оборудования; 
5) Плохая устойчивость судна;
6) Возгорание на судне
7) Человеческий фактор, пренебрежение правилами «хорошей морской практики».
     

Вопрос № 3 Правила поведения на водном транспорте.
Пассажиру на судне рекомендуется:
- ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;
- изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных средств;
- выяснить, где находится запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;
- запомнить знаки и сигналы тревожного оповещения.
Пассажиру запрещается:
- Избегать судовых учебных тревог;
- Перекладывать индивидуальные средства спасения и использовать их не по назначению;
- Отключать громкоговорящую судовую трансляцию.

        Вопросы и задания:

  1. Какие вы знаете причины аварий на водном транспорте?
  2. Что разработано на суднах для организованного спасения пассажиров?
  3. Назовите три сигнала судовых тревог?
  4. Каким опасностям подвергаются люди при кораблекрушении и эвакуации?
  5. Какие вы знаете виды аварий на водном транспорте?
  6. Каковы правила поведения на судне?

ТЕМА № 6. Правила и меры безопасности людей в общественном транспорте.

     Общественный транспорт предназначен для перевозки людей по заранее проложенным маршрутам с остановками в определенных местах.

      К такому транспорту в крупных городах относят: трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, поезда и электрички.

Обеспечение безопасности в общественном транспорте, как правило, ложится на самого пассажира.

Вопрос №1. Наземный городской транспорт.

Правила безопасности людей в автобусе:

  • во время ожидания на остановке не подходите слишком близко к проезжей части дороги;
  • не торопитесь, не забегайте и не пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу;
  • выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая (человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги);
  • в салоне будьте бдительны и следите за своими вещами (сумка не должна находиться сзади вас или внизу, повесьте её на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой);
  • обязательно пользуйтесь поручнями;
  • если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.
  • как бы вам не хотелось, нельзя спать в транспорте, во время резкой остановки или столкновения, вы не сможете должным образом среагировать:
  • при возникновении опасной ситуации слушайте указания водителя.
  • во время движения разговаривать с водителем или задавать ему вопросы запрещено;
  • не заходите в автобус или троллейбус с продуктами питания или алкогольными напитками в руках;
  • в случае захвата, согласно правилам безопасности в общественном транспорте нужно выполнять все требования преступников, не спорить и не перечить им;
  • в начале операции по освобождению следует держаться подальше от стеклянных вещей и окон, лягте на пол, прикрыв голову руками, и старайтесь не шевелиться;
  • ждите окончания штурма. Большой ошибкой будет взять брошенное преступниками оружие. В этом случае, группа захвата вас запросто примет за одного из них.

Правила безопасного поведения в такси:

  • если внешний вид такси или водителя вызывают у вас подозрения, не садитесь в машину
  • не садитесь в машину, в которой уже есть пассажиры.
  • следите за тем, чтобы водитель вез вас правильным и кратчайшим путем. Точно и четко называйте нужный адрес.
  • если водитель вопреки вашим требованиям, не останавливает машину, откройте окно и постарайтесь привлечь к себе внимание криками. Вы также можете попытаться выйти из машины в тот момент, когда машина остановится на красный сигнал светофора.

Правила безопасного поведения в маршрутном такси:

  • не отвлекайте водителя и не разговаривайте с ним во время движения.
  • не перемещайте багаж на сиденье.
  • не провозите багаж, перекрывающий проходы к аварийным выходам. Багаж не должен причинять какой-либо ущерб пассажирам и транспортному средству.
  • не провозите взрывоопасные, пожароопасные, отправляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, колющие предметы, огнестрельное оружие без чехлов и в завернутом виде
  • при возникновении пожара в салоне такси потребуйте от водителя остановить машину и немедленно покиньте салон автомобиля. При необходимости выбейте стекла из окон, воспользовавшись тяжелыми предметами.
  • покинув автомобиль, отойдите от него как можно дальше и вызовите пожарных
  • при обнаружении забытых вещей и подозрительных предметов, сообщите об этом водителю. Потребуйте от водителя остановить автомобиль и быстро покиньте его. Отойдя на безопасное расстояние, свяжитесь по телефону с экстренными службами и сообщите о случившемся.

Правила безопасного поведения в общественном транспорте:

  • в транспортном средстве должно быть два огнетушителя: один в салоне, другой – в багажнике.
  • при возникновении пожара остановите автомобиль и выключите двигатель
  • поставьте автомобиль на ручной тормоз
  • выйдите из автомобиля
  • помогите пассажирам покинуть салон транспортного средства и удалиться на безопасное расстояние.
  • воспользуйтесь огнетушителем.
  • по телефону или через водителей проезжающих машин вызовите пожарных.

Вопрос № 2. Подземный транспорт (метро). Правила поведения на эскалаторе, на платформе, в вагоне, при входе на станцию и выходе из нее.

   Метрополитен одно из наиболее удобных средств передвижения в густонаселенных городах.

Правила безопасности людей в метро:

• До прибытия состава находитесь подальше от края платформы. К дверям подходите, когда вагон окончательно остановился.

• Если возникла давка, то для обеспечения собственной безопасности воспользуйтесь другими линиями метро.

• При падении человека на рельсы не кидайтесь ему на помощь. Правильным будет отправить нескольких пассажиров к сотруднику метро для сообщения  о возникшей ситуации, а один человек должен встать у края платформы и с помощью яркого предмета подавать сигнал машинисту, чтобы он затормозил.

• Если упавший не может быстро сам выбраться, но в состоянии передвигаться, следует ему сообщить, что наиболее безопасным вариантом будет лечь прямо лицом вниз, между рельсами.  Сохранять неподвижность следует до отхода поезда.

• Находясь на эскалаторе , не отвлекайтесь, не пытайтесь по нему бежать или перепрыгивать через ступени. Следует крепко держаться за поручень.

• При возникновении взрыва или аварии в тоннеле прислушивайтесь к рекомендациям машиниста.

• Прежде чем входить из вагона, нужно дождаться, когда с контактного рельса будет снято напряжение.

• При задымлении закройте органы дыхания платком, салфеткой или шарфом.

• Остерегайтесь металлических частей вагона, к ним лучше не прикасаться.

Правила безопасного поведения в случае пожара:

  1. При задымлении или возгорании в вагоне прикройте нос и рот не синтетической тканью, лучше смоченной водой.
  2. Пригнитесь или встаньте на четвереньки и постарайтесь как можно быстрее отойти от места возгорания, двигаясь в противоположную сторону от пламени и соблюдая спокойствие.
  3. Помните, что эвакуация из поезда в тоннеле метро производится только по команде машиниста.
  4. При возникновении задымления, пожара на станции метро попытайтесь оценить обстановку, определив степень происшествия и пути эвакуации.
  5. Если вы можете предпринять действия по оказанию помощи пострадавшим (или по тушению пожара), тогда приступайте. Если ваши силы в данной ситуации кажутся вам сомнительными, необходимо отойти в сторону, противоположную происшествию.
  6. Покидая станцию метро, старайтесь двигаться посередине перрона, сохраняя некоторую дистанцию от толпы.

!!! Машинист должен указать направление, в котором следует двигаться, чтобы выйти из тоннеля. Если опасности для жизни отсутствует, то лучше дождаться помощи спасателей

Вопрос № 3 Железнодорожный транспорт.

Поезд с пассажирскими вагонами

При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Места лучше покупать в вагонах, находящихся в центре поезда, нежели в «голове» или «хвосте». Это объясняется тем, что центральная часть поезда меньше всего будет травмирована при столкновении.
  2. Отдавайте предпочтение местам, которые расположены противоположно движению поезда.
  3. Заранее узнайте о том, где находятся аварийные выходы. Обычно их 2 на вагон.
  4. Если ваши попутчики выглядят подозрительными или не вызывают у вас доверия, лучше не выключать свет в купе и стараться не засыпать.
  5. При поездке в купе никогда не держите дверь полуоткрытой. Это даст другим пассажирам лишнюю информацию.
  6. Все важные документы и ценные вещи всегда держите рядом с собой. Ложась спать, кладите их под подушку.
  7. Не употребляйте алкоголь в компании малознакомых людей. Это притупляет бдительность.
  8. Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.
  9. Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случаях ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
  10. В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
  11. Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.
  12. При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на полсалона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно что поезд окончательно остановился, можно встать.
  13. Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к.  велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.

Вопрос № 4. Правила безопасности при возгорании в общественном транспорте.

•        Пожар в общественном транспорте опасен тем, что большое количество людей находится в закрытом небольшом помещении.

•        Кроме того, при горении частей транспорта выделяются довольно токсичные вещества, которые представляют опасность для человека.

•        Почувствовав в салоне дым и соответствующий запах, сообщите об этом водителю и потребуйте остановки для выяснения обстоятельств.

•        В транспортах, которые ходят с помощью подачи электричества, в случае аварии возможно нарушение защитной изоляции и металлические элементы могут попасть под напряжение.

•        Для эвакуации используются люки на крыше либо боковые окна.

•        В случае взрыва или сильного задымления обязательно закройте нос и рот чем-то из элементов одежды.

•        Внизу скопление дыма минимально, поэтому следует лечь на пол, чтобы избежать отравления.

•        Когда вы смогли выбраться из салона транспорта, немедленно уйдите на безопасное расстояние. Есть возможность взрыва баков с горючим или замыкания в электросети.

•        При пожаре на железнодорожном транспорте действовать нужно немного иначе. Окна следует закрыть, чтобы попадающий в вагон ветер еще больше не распылял пламя.

•        Попытайтесь уйти через соседний вагон. При этом двери крепко за собой закрывайте. Защищайте органы дыхания и глаза.

•        Оказавшись в относительной безопасности, включайтесь в спасательные работы. Окажите другим посильную помощь.

Вопросы и задания:

  1. Что относят к общественному транспорту в крупных городах?
  2. Каковы правила безопасности людей в автобусе?
  3. Как следует вести себя в метро?
  4. Чего следует придерживаться при обеспечении безопасности на поезде?
  5. Какие правила безопасности при возгорании на транспорте вы знаете?

                                       

                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Ю. Микрюков. Безопасность жизнедеятельности: учебник. М: КНОРУС, 2019
  2. Справочное пособие Предупреждение пожаров и чрезвычайных ситуаций: М. ГУ МЧС России по г. Москве, М.:ИНТЕРОСТ, 2011
  3. Практическое пособие: Безопасность на транспорте: М. ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2013.
  4. Справочное пособие: Предупреждение чрезвычайных ситуаций, пожаров и действия в случае их возникновения, Главное управление МЧС России по г. Москве.

,

 

 ТЕМА: Защита при автомобильных авариях (катастрофах)

 Автомобильная авария – одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени.

В большинстве случаев автомобильные аварии возникают из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Существует несколько рекомендаций о том, как обезопасить себя во время аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте, в случае если Вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряжены. Самое главное – препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого, в случае если Вы сидите на водительском месте, Вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо, если Вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то Вам следует упереться в «торпеду», а если сзади – то в переднее сиденье. В случае если Вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, Вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира Вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, т.к. шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из нее.

Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транспортного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, используя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

Если машина упала в воду, двери открывать не следует, т.к. вода тут же хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.

При возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь металлических частей.

В любом случае главное - сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте, т.к. паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подальше, – возможен взрыв.

В случае если с Вами ничего серьезного не произошло, то помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к ликвидации последствий аварии. При необходимости вызовите “Скорую помощь” и сообщите о случившемся в милицию.

 ТЕМА: Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте. 

      Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте, в основном, связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

    Правила и меры безопасности при крушении или экстренном торможении поезда:

– закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны.

- во время удара, толчка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона;

- сгруппируйтесь и прикройте голову во избежание травм;

- при переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т.п.;  

- после того, как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него;

- если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших.

   В случае обрыва проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30-50 метров, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

       Обеспечение безопасного движения поездов зависит, в основном, от машинистов и диспетчеров, но и Вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

  • при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;
  • незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;
  • громоздкие вещи, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;
  • на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

       Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет пожар в вагоне. 

        Это связано сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути необходимо:

  • проинформируйте об этом проводника или машиниста;
  • постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систему аварийного торможения  и систему ликвидации пожара. (запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация);
  • при невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста;
  •  помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, –«малминит»– выделяет токсичный газ, опасный для жизни;
  •  во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания;
  • при эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд;
  • покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

 

ТЕМА: Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте. 

Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и Вы, при пользовании авиационным транспортом, должны соблюдать определенные правила безопасности.

Если у Вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на Вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы Ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, световому табло или бортпроводницами.

Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете является декомпрессия – снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться объясняет стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, т.к. аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у Вас есть одна-две минуты). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное - сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, т.к. от этого зависит не только Ваше спасение, но и спасение других пассажиров (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70% людей, попавших авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время) и продумайте как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

ТЕМА: Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте

 Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны Расписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения.

Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

1.«Общесудовая тревога» – один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 секунд, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации, либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает – «Покинуть судно».

2. Тревога «Человек за бортом» - три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.

3.  «Шлюпочная тревога» - семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут Вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.

       Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, т.к. во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильного их использования, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду, следует зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них - и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует, прежде всего, держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500–600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, т.к. в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации....

Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. 8 класс

8 класс.  Конспект урока, презентация к учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс" под редакцией Ю.Л. Воробьева...

Конспект лекций по математике по специальности «Управление движением воздушного транспорта»

Конспект лекций по математике по специальности «Управление движением воздушного транспорта»...

Группа МЖКХ 3 Безопасность жизнедеятельности (23.10.2020) Урок по теме "Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах."

Тема "Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных  объектах."Задание1. Изучить материал по теме: "Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных  объ...

Группа МЖКХ 3 Безопасность жизнедеятельности (27.10.2020) Практическая работа №2 Тема: "Действия при авариях (катастрофах) на химически и радиационно- опасных объектах".

Практическая работа № 2Тема: Действия при авариях (катастрофах) на химически и радиационно- опасных объектах.Заданме1. Перечень вопросов к практической работе:    (...