Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. 8 класс
презентация к уроку обж (8 класс) по теме

Бовкун Ольга Александровна

 8 класс.  Конспект урока, презентация к учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс" под редакцией Ю.Л. Воробьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_1_8_klass.pptx277.49 КБ
Microsoft Office document icon 8_kl..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификации» Цели урока : Актуализировать знания о безопасности ; Познакомиться со структурой учебника; Классифицировать ЧС техногенного характера

Слайд 2

Основные определения по теме Чрезвычайная ситуация техногенного характера (ЧС) - неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: человеческие жертвы; ущерб здоровью людей или окружающей среде; значительные материальные потери; нарушение жизнедеятельности людей.

Слайд 3

Производственная авария – это опасное техногенное происшествие, создавшее на объекте(определенной территории или акватории) угрозу здоровью людей, повлекшее частичное разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса, а также наносящего ущерб окружающей природной среде.

Слайд 4

Происшествие – мелкая авария с незначительным ущербом. Крупная авария – авария с большим ущербом. Катастрофа - крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, полное разрушение объектов и другие тяжелые последствия.

Слайд 5

Классификация ЧС :

Слайд 6

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения:

Слайд 7

Домашнее задание : Введение 1.1 Выучить виды ЧС техногенного характера Составить в тетради блок – схему с видами ЧС техногенного характера, характерными для нашей местности



Предварительный просмотр:

Бовкун Ольга Александровна

учитель ОБЖ, ВКК, МОУ СОШ с углубленным

изучением отдельных предметов № 78 

Тема: «Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера и их классификация».

Материал учебника: Введение и § 1.1.

Цели  урока:

  1. аргументировать необходимость изучения ОБЖ и темы данного раздела;
  2. познакомить со структурой учебника и показать, как ра ботать с учебником;
  3. выработать у учащихся ощущение защищенности со сто роны государства и МЧС в случае ЧС техногенного про исхождения;
  1. классифицировать ЧС техногенного характера;

—        воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия.
 Тип урока: урок изучения нового материала.

 Оборудование: учебник, тетрадь, доска, плакат по теме, компьютер, проектор

 На доске (экране) (слайд 1):

Тема: «Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации тех ногенного характера и их классификация».

Домашнее задание. Введение, §1.1, стр. 6—17, составить блок-схему ЧС.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вводное слово учителя

Методические рекомендации. Мотивация запоми нания и указание на то, что нужно запомнить. Актуализировать понимание учащихся  о безопасности как таковой, о задачах государства при ликвидации ЧС.

3.Фронтальная беседа

— Перечислите устно, какие чрезвычайные   ситуации   техногенного   характера известны из курса ОБЖ, физики, химии, природо ведения и географии (аварии, катастрофы, пожары и т.д.).

Далее учитель просит учащихся посмотреть на стр. 14—15 учебника, где дана схема с классификацией видов аварий и катастроф, могущих повлечь возникновение ЧС техногенного характера. Ознакомившись со схемой, учащиеся отвечают на следующий вопрос:

— Какие ЧС техногенного характера возможны на террито рии нашей местности (нашей страны)?

4.Сообщение нового материала (слайд 2)

Учитель   дает   понятие   «чрезвычайная   ситуация техногенного характера» и др.

Чрезвычайная ситуация техногенного характе ра (слайд 2) — неблагоприятная обстановка на определенной террито рии, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или ино го бедствия, которые могут повлечь или повлекли: человече ские жертвы; ущерб здоровью людей или окружающей среде; значительные материальные потеря; нарушение жизнеде ятельности людей.

Производственная авария (слайд 3) — это опасное техногенное происшествие, создавшее на объекте (определенной террито рии или акватории) угрозу здоровью людей, повлекшее час тичное разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб окружаю щей природной среде.

Происшествие (слайд 4) — мелкая авария с незначительным ущер бом.

Крупная авария (слайд 4)  — авария с большим ущербом.

Катастрофа (слайд 4) — крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный Ущерб, полное разрушение объектов и другие тяжелые по следствия.


(Учащиеся записывают определения «чрезвычайная ситу ация техногенного характера», «производственная ава рия», «происшествие», «крупная авария», «катастрофа» в тетрадь-памятку)

Далее учитель знакомит учащихся с типами классифика ций ЧС. Классификация ЧС (слайд 5) по:

  1. количеству пострадавших,
  2. материальному ущербу,
  3. распространению поражающих факторов  

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения  (слайд 6):

При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры терри тории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других су щественных связей, действующих на значительных расстоя ниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть послед ствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть ог ромной и трагичной.

Локальные (объектовые) чрезвычайные ситуации не выхо дят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квар тиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в ре зультате которых пострадало не более 10 человек, либо нару шены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минималь ных размеров оплаты труда.

Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены тер риторией производственного или иного объекта (т.е. не выхо дят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть лик видированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.

Чрезвычайные ситуации, распространение последствий ко торых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Региональные чрезвычайные ситуации — такие ЧС, кото рые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвида ции последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К реги ональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельнос ти от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб состав ляет от 0,5 до 5 млн минимальных размеров оплаты труда.

Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации ох ватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К на циональным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель ности более 1000 человек, либо материальный ущерб состав ляет более 5 млн минимальных размеров оплаты труда.

Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации вы ходят за пределы страны и распространяются на другие госу дарства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

(Учащиеся записывают в тетрадь одну из классификаций чрезвычайных ситуаций по выбору учителя).

Практическая работа:

Составление таблицы-схемы «Виды аварий и ката строф, могущих повлечь возникновение ЧС техно генного характера». / Учащиеся с помощью учителя оформляют в тетради табли цу-схему «Виды аварий и катастроф, могущих повлечь воз никновение ЧС техногенного характера», кратко обсуждая проявление этих природных явлений. Учебник, стр. 14—15.

Подведение итогов урока:

Вопросы для закрепления знаний. — Дайте определение ЧС техногенного происхож дения.  В чем главное различие между аварией и катастро фой? Что вам известно о техногенных авариях (катастрофах), произошедших на территории Воронежа, Железнодорожного района ?

Домашнее задание (слайд 7)

— Введение и § 1.1. Выучить виды ЧС техногенного характера, см. таблицу в тетради (стр. учебника 14—15 и 16—17).

—        Составить в тетради блок-схему с видами ЧС техногенно го характера, характерными для нашей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации....

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...

Презентация к уроку ОБЖ в 8 классе на тему: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера, Общая характеристика"

Презентация предназначена для электронного сопровождения урока по предмету Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе. основным лейтмаотвом урока является противоречие между сущностью чрезвычайн...

Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера".

Презентация к уроку  ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера"....

Разработка урока по ОБЖ 8 класс Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Цели: 1. Создать условия для ознакомления учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правила...

8 класс, Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.

Презентация "Чрезвычайные ситуации техногенного характера"...