"Юный пешеход" Программа для дошкольников
рабочая программа

Мавлютова Гульсия Яхиевна

Программа назначена для детей 2-7 лет,составлена самостоятельно педагогом,учитывая требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программы322.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Василёк» Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Парциальная  программа

Для детей 2-7 лет

1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения по

3

обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

1.1.2 Принципы и подходы к формированию образовательной

4

программы обучения детей безопасному участию в дорожном

движении и профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма

1.1.3  Значимые  для  разработки  и  реализации  программы  обучения

5-7

детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике

детскогодорожно-транспортноготравматизмахарактеристики

особенностей развития детей дошкольного возраста.

1.1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

8-9

1.1.5. Направления работы сотрудников ДОУ по обучению детей

10-11

безопасному участию в дорожном движении и профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

2. Содержательный раздел Программы

12

2.1. Основные разделы образовательной программы

12

2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

12

детьми основ безопасности дорожного движения

2.2.1. Содержание образовательной деятельности, методика обучения

12-14

детей безопасному участию в дорожном движении. Младшая группа

3-4 лет.

2.2.2. Содержание образовательной деятельности, методика обучения

15-17

детей безопасному участию в дорожном движении. Средняя группа

4-5 лет.

2.2.3 Содержание образовательной деятельности, методика обучения

17-18

детей безопасному участию в дорожном движении. Старшая группа

5-6 лет.

1

2.2.4. Содержание образовательной деятельности, методика обучения

19-20

детей безопасному участию в дорожном движении. Подготовительная

группа 6-7 лет.

III. Организационный раздел программы

20

3.1. Описание материально – технической базы для реализации

20

Программы

3.2.Особенностиорганизацииразвивающейпредметно–

20

пространственной среды

3,3.Методические аспекты организации образовательного процесса

22

3.3.1. Дидактические принципы обучения и формирования навыков и

23

умений безопасного поведения дошкольника на улицах и дорогах

3.3.2.Формы,  методы  и  средства  ознакомления  детей  с  правилами

23-26

дорожного движения

3.3.3Этапы организацииобразовательногопроцессапо

26

формированию  знаний  детей  о  безопасном  участии  в  дорожном

движении

3.3.4. Перечень учебно-методических пособий

27

3.3.4. Перспективное планирование работы с детьми

  30

I. Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом образовательном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение

— потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности детей. Для того чтобы разрешить сложившееся противоречие, педагогическим коллективом МБДОУ Детский сад №6  разработана образовательная программа по обучению воспитанников правилам дорожного движения.

Цель: создание в ОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

1.Создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости по предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

3.Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.

4.Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по

обучению детей дорожной азбуке.

5.Организовать развивающую предметно – пространственную среду.

1.2 Принципы и подходы к формированию образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

-Последовательности  любая новая ступень в обучении ребѐнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

-Наглядности  дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

-Деятельности  включение ребѐнка в игровую, познавательную, поисковую

деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-Интеграции                интегративность        всех        видов        детской        деятельности,

реализующихся в образовательном процессе.

-Дифференцированного подхода  решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

-Возрастной  адресованности    одно  и  то  же  содержание  используется  для

работы в разных возрастных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей. -Преемственности взаимодействия с ребѐнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

Интерактивный метод обучения.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Личностно-ориентированная технология.

Технология игрового обучения.

Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

Обсуждение разных точек зрения.

Решение проблемных задач семейного воспитания.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Игровые упражнения и задания.

Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

Обращение к опыту родителей.

1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Младшая группа 3-4 лет

Психофизиологические особенности развития

Отличительной        особенностью        познания        у        дошкольника        данной

возрастной        категории        является        тесное        взаимодействие        восприятия        

изучаемым        предметом.        Ребенок        может        удерживать        активное        внимание        в

течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его

устойчивость зависит от характера деятельности. Способность детей управлять

своим        вниманием        очень        невелика.        Процессы        памяти        остаются

непроизвольными.        По-прежнему        преобладает        узнавание.        Ребенок        хорошо

запоминает        все,        что        представляет        для        него        жизненный        интерес,        вызывает

сильный  эмоциональный  отклик.  Прочно  усваивается  лишь  та  информация,

которую он видит и слышит много раз.

Средняя группа 4-5 лет

Психофизиологические особенности развития

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.

По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.

Старшая группа 5-6 лет

Психофизиологические особенности развития

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении,

следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную система. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Несмотря на существенные сдвиги в развитии, преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста является непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даст наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.

Подготовительная группа 6-7 лет

Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении). Дети воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности. Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами. Также дети уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения. У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент. Однако, несмотря на новые возможности, мышление еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала. Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.

1.4. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

  1. младшая группа

Показатели развития:

Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия:

здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.

Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.

Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорта.

Средняя группа

Показатели развития:

Дети знают:

Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств, при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней. Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его. 

Старшая группа

Показатели развития:

Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Подготовительная группа

Показатели развития:

Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе. Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).Знают основные знаки и термины дорожного движения.

1.5.Направления работы сотрудников ДОУ по обучению детей безопасному

участию        в        дорожном        движении        и        профилактике        детского        дорожно-

транспортного травматизма

  1. Заведующий.

Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

Проведение инструктажей;

Решение        финансовых        вопросов        (приобретение        оборудования,        литературы,

картин, игрушек и т.п.).

  1. Старший воспитатель.

Определение места образовательной программы обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве образовательного учреждения, его связи с другими направлениями.

Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

– уголки безопасности в группах;

– информационные стенды для родителей;

– площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

  1. Воспитатель:

Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

  1. – оформление уголков безопасности; 
  2. Медицинский работник.

Участие в оценке образовательной работы в прогимназии с точки зрения состояния здоровья детей.

  1. Музыкальный руководитель.

Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

Подбор музыкальных произведений.

  1. Инструктор по физической культуре:

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

  1. Помощники воспитателей:

Помощь в организации предметно-развивающей среды.

Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

– подбор литературы, фотографий по ПДД;

– изготовление атрибутов к играм.

Взаимодействие с родителями.

  1. Содержательный раздел

2.1. Основные разделы образовательной программы:

2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми основ безопасности дорожного движения

2.2.1. Содержание образовательной деятельности, методика обучения детей безопасному участию в дорожном движении. Младшая группа 2-4 лет.

Задачи образовательной деятельности:

  1. Ознакомить детей со строением улиц, научить различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зелѐного и красного сигналов светофора.

  1. Сформировать умение ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определѐнными правилами (на красный свет – стоять, на красный –

двигаться).

  1. Закрепить навык останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги.

4.Научить детей передавать в своих рисунках, аппликациях, лепных изделиях впечатления, полученные на улице: машина, поезд, маленькие дорожки, по которым идут люди и большие дороги, по которым едут машины,

светофор.

Детей 4-го года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Во время целевых прогулок они уже могут различать виды транспорта. Определять, какие грузы они перевозят, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны), какие бывают улицы, по которым ездит транспорт: узкие, где транспорт движется только в одну сторону, широкие, где транспорт может ехать в несколько рядов навстречу друг другу.

Наблюдая с детьми за проезжающим транспортом, на конкретных примерах необходимо раскрывать понятие быстро-медленно. Желательно, чтобы дети сами рассказывали о том, что они видят вокруг себя, устанавливали причинно-следственные связи и зависимости (транспорт остановился – и люди начали переходить дорогу, люди перешли – транспорт поехал и т.д.). Дети должны свободно пользоваться такими терминами как дорога, улица, тротуар, проезжая часть.

Во второй младшей группе дети знакомятся с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Здесь уместно отработать умение ребѐнка «видеть» большое транспортное средство и определять его как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации и наглядные пособия, важно научить детей самих находить такие предметы на дороге, а затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно перерасти в привычку.

После неоднократных целенаправленных наблюдений необходимо провести беседы с детьми, организовать продуктивные виды деятельности, конструирование, моделирование на тему: «Наш детский сад», «Моя дорога в детский сад», «Моя улица» с использованием игрушек. При этом очень важно, чтобы дети вспомнили и объяснили, почему пассажирский транспорт ближе к тротуару, а специальный – к середине проезжей части улицы. Хорошо использовать дидактические игры, печатно-настольные игры с разрезными картинками. В

В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении. Во время прогулки дети определяют правую часть тротуара придерживаются еѐ. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за ним – дом

справа, отменяя – машина, слева – дорога и т.д.).

  • течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора,

взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход (подземный, наземный). Определив с детьми, какая перед ними дорога (узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или широкая, многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. Если же переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определѐнного времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. Закрепление полученных впечатлений необходимо организовывать на занятиях в процессе игры, моделирования, литературного чтения, беседах.

2.2.2. Содержание образовательной деятельности, методика обучения детей безопасному участию в дорожном движении. Средняя группа 4-5 лет

Задачи образовательной деятельности:

  1. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения.

  1. Научить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта.

  1. Расширить знания об общественном транспорте, познакомить с профессией шофѐра.

  1. Развивать навыки детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идѐт, бежит, переходит,

поворачивает, останавливается, далеко, близко.

  1. Обучить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки. Учить рассказывать о себе: на чѐм ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался.

  1. Развивать способности детей изображать в рисунке несколько предметов,

  1. располагая их на всѐм листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять). Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.

  • течение года необходимо организовать несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора,

взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. В течении прогулок воспитатель акцентирует внимание на вид проезжей части: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.На прогулках детям демонстрируют места, специально отведенные пешеходам (пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный мост), по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д.

  • целях закрепления полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо на занятиях организовать конструктивную деятельность ребенка (соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад,

нарисовать светофор, улицу, транспорт). Целесообразно для закрепления знаний детей о видах транспорта использовать разрезные картинки, мнемотаблицы.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Следует бучить детей навыкам правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему: остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.

  • дошкольниками средней группы необходимо регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части в процессе игровой деятельности используя возможности специально размеченной игровой площадке (проезжая часть,

тротуары и пешеходный переход). Каждый ребѐнок должен имитировать свое поведение при переходе проезжей части: подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.

На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их

  • движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.

Новой информацией для дошкольников 4-5 лет становятся сведения о правилах управления личным транспортным средством (велосипед, самокат).

На данных занятиях уместно использовать сюжетно-ролевые игры. Обратить внимание опасные места: на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта. Закрепить правила безопасного поведения во дворе и игровой площадке.

2.2.3. Содержание образовательной деятельности, методика обучения детей безопасному участию в дорожном движении. Старшая группа 5-6 лет

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.

2.Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

3.Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

4.Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

5.Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Так в предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

  • пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

  • идти следует по правой стороне тротуара;

  • пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

  • при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины -

направо;

  • пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

  • пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

  • в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
  • 2.2.4.Содержание образовательной деятельности, методика обучения детей безопасному участию в дорожном движении. Подготовительная группа 5-7 лет.
  • Задачи образовательной деятельности:
  • 1.Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
  • 2.Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
  • 3.Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
  • 4.Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
  • 5.Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
  • 6.Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
  • 7.Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологи (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

  • переходить улицу на перекрестках (где нет указателей);

  • в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими;
  • прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
  • там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика;

  • пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимновежливыми;

  • ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).

III. Организационный раздел

3.1 Описание материально-технической базы для реализации программы

 информационный стенд для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах»;

 детская уличная авто площадка для практических занятий с детьми по обучению и закреплению безопасному поведению на улицах и дорогах;

 настольно – печатные игры, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.);

набор слайдов, видеороликов и мультфильмов по дорожной тематике;

информационно - обучающие стенды для детей, моделирующие дорожные ситуации.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

  • каждой группе организован «Уголок ПДД» для проведения игр и непосредственно-образовательной деятельности с детьми. Уголок оснащен оборудованием для игры, местом для проведения непосредственно-

образовательной деятельности, настольными играми, дорожными знаками, действующим макетом части города. На макетах в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, наши педагоги знакомят детей с темами: "Наша улица", "Пешеходы на улице", "Транспорт, светофор" и т.д. Фотоальбомы, изготовленные родителями, презентации делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью образовательной области «Безопасность». Во время целевых прогулок,

экскурсий воспитатели обращают внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъясняют понятия "пешеход", "светофор", "пешеходный переход" Знания, полученные во время непосредственно-образовательной деятельности, закрепляются в играх. В детском саду создана картотека дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения. Проводятся тематические дни, недели

«Азбука        безопасности»,        «        В        стране        дорожных        знаков».        Воспитателями

нашего        детского        сада        активно        разрабатываются        и        реализуются:

исследовательские проекты «Улицы нашего города», творческие проекты «Улица полна неожиданностей», ролевые проекты «Водитель и пешеход».

3.3.1.Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице

Характеристика основных видов деятельности дошкольника

Игровая деятельность

подвижные игры;

дидактические игры;

настольно-печатные игры;

сюжетно-ролевые игры;

игры-драматизации   и   театрализованные

игры;

игровые   практикумы   на   транспортной

площадке.

Познавательная

Занятие:

деятельность

Традиционные формы: беседы, викторины.

Инновационные формы: проектная

деятельность, сказкотерапевтический тренинг,

-составление описательных рассказов по картине; -составление рассказов из личного опыта; -разучивание стихотворений;

-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.; -решение проблемных задач и ситуаций; -слушание аудиозаписей песенок, сказок;

-просмотр фильмов, мультфильмов, мультимедийных презентаций.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы, используя весь имеющийся спектр возможностей для моделирования с различными материалами и заготовками.

  • процессе конструктивной деятельности можно предложить детям задания на постройку элементов перекрестков, дорог, остановок с последующим повторением правил безопасного поведения.

На  занятиях по развитию  элементарных  математических представлений

можно повторять правила уличного движения, связанные с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу), формировать навыки пользования планами, схемами (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме).

Беседы и викторины можно использовать при решении диагностических задач (выявление имеющихся знаний и представлений детей по данной проблеме, личного опыта ребенка) или закреплении полученных знаний. Игровые проекты разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребѐнка в проблему. Эффективность данных мероприятий повыситься, если расширить круг участников образовательного процесса и активно привлекать к организации и проведению проектных мероприятий родителей, сотрудников ГИББД. Формой реализации проектной деятельности дошкольника могут быть:

  • акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололѐд!», «Внимание, снегопад!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.
  • фоторепортажи;

агитбригады;

распространение разработанных в результате совместной деятельности детей и взрослых листовки, плакаты; -оформление стенда.

3.3.3.Этапы организации образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Сюжетно-ролевые игры «Водители»:

30 мин

Закрепить правила поведения на

дорогах всех участников дорожного

движения.

3.3

Правила управления личным

транспортным средством (велосипед,

самокат)

Двигательная активность: езда на

30 мин

трехколесном велосипеде, самокате,

машине на площадке со специальной

разметкой.

3.5. Особенности взаимоотношений с родителями по обучению детей безопасному участию в дорожном движении

3.5.1. План взаимодействия МДОУ «Д/с №114 о.в.»г. Магнитогорска с родителями (законными представителями) обучающихся

Действия

Форма

Временные

Результат

рамки

1.Выявление

-Анкетирование

№1

Сентябрь

Аналитический

интересов,

запросов

«Правила  и

безопасность

материал.

родителей,

уровня  их

дорожного движения».

педагогической

-Анкетирование № 2

Апрель

Аналитический

грамотности

материал

-Работа

«Почтовых

В   течение

Консультации,

ящиков».

года

сообщения

для

родителей.

2.Установление

-Выставка

совместного

Октябрь

Выставка,

эмоционального

творчества

с

детьми

фото.

контакта

между

«Азбука

дорожного

педагогами,

движения».

родителями и детьми

-Праздник «Путешествие в

Октябрь

страну  дорожных  знаков»

Видео,

(ст., подг. гр).

фотоматериал.

-Помощь

родителей

в

Октябрь,

оформлении

предметно-

январь,

Атрибуты

к

56

развивающей среды.

апрель

играм,

обновление

книжного

уголка,

организация

-Составление

маршрута

перекрестка   в

«Дорога  в

детский

сад»,

Январь

«Автогородке».

«Дорога в школу».

-Экскурсия

по

городу

Схематические

«Такие разные машины».

Январь

маршруты.

-Итоговое

занятие

совместно

детей,

Май

Фото,

педагогов,

инспектора

видеоматериал.

ГИБДД

«Чему

мы

Фото,

научились за год».

видеоматериал.

3.Ознакомление

-Родительское

собрание

Сентябрь

Протокол

родителей

с

(проходит

как

часть

Декабрь

родительского

возрастными

и

основного  собрания)  (см.

Март

собрания

психологическими

приложения).

Май

особенностями

детей.

Привлечение

сотрудников

Формирование

у

ГИБДД.

Сентябрь

Папка-

родителей

-Консультация

«Правила

передвижка.

практических  навыков

дорожные

знать  каждому

в воспитании детей.

положено».

Декабрь

-Консультация

Папка-

«Особенности безопасного

передвижка.

поведения

в

зимний

Апрель

период».

-Игра-тренинг  «Привитие

Папка-

навыков

безопасного

Май

передвижка.

поведения на улице».

-Консультация

на

летний

период«Вы,ребенок,

Папка-

транспорт и дорога».

передвижка.

4.Ознакомление

-Ознакомление

родителей

Октябрь,

Аналитический

родителей  с

работой

с

результатами

Май

материал

дошкольного

диагностики

детей

по

учреждения,

ПДД.

Март

Выставки

особенностями

-День   открытых

дверей

(плакаты,

воспитания

детей.

«Светофория

встречает

рисунки,  фото,

Формирование

у

гостей»:

видео).

57

родителей   знаний   о

Конкурс рисунков и

воспитании и развитии

плакатов «Наш друг

детей.

Светофор».

Праздники по ПДД.

Выставка

фотоматериалов

детей  и

родителей

«На

улицах

любимого города».

Открытые

занятия

по ПДД.

Октябрь,

-Выпуск брошюр по ПДД.

январь,

Брошюры,

- Выпуск газеты по ПДД «

Дорога жизни»

апрель

газеты.

3.5.2. Примерные планы родительских собраний. Анкеты для родителей.

Примерный план родительского собрания 1 квартал

  1. Ознакомление и утверждение плана по взаимодействию с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

  1. Данные Отдела ГИБДД УВД г. Магнитогорск за 2014г. Озвучивает сотрудник ГИБДД.

  1. Причины дорожно-транспортных происшествий с участие детей. Возрастные особенности детей.

  1. Общие рекомендации родителям по соблюдению ПДД соответственно возрасту детей.

  1. Рекомендации родителям по использованию художественного слова и обучающих игр по ПДД.

Примерный план родительского собрания II квартал

  1. Итоги работы за I полугодие по ПДД.

  1. Консультация «Особенности безопасного поведения в зимний период».

  1. Демонстрация фотографий с нарушениями пешеходами ПДД и их обсуждение.

  1. Привлечение родителей в организации предметно-развивающей среды по ПДД.

  1. Ознакомить родителей с выставкой плакатов, рисунков, поделок, выполненных совместно с родителями, детьми и педагогами.

58

  1. Награждение грамотами активных участников мероприятий, проводимых в ДОУ по ПДД.

Примерный план родительского собрания III квартал

  1. Итоги работы за II квартал.

  1. Игра-тренинг с родителями «Привитие навыков безопасного поведения на улице». (Как использовать прогулку для привития ребенку навыков безопасного поведения на улице, отработки маршрута «Мой путь в детский сад», «Мой путь в школу»).

  1. Организация экскурсии совместно родителей и детей по городу «Такие разные машины».

  1. Подготовка к Дню открытых дверей «Светофория встречает гостей» (обсуждение):

-праздники с участием сотрудников ГИБДД, детей, родителей, педагогов

«Праздник нашей улицы»;

-выставка рисунков, поделок «Наш друг Светофор»;

-выставка        фотоматериалов        детей        и        родителей        «На        улицах        любимой

Магнитки»;

-график открытых занятий по ПДД.

Примерный план родительского собрания IV квартал

  1. Итоги работы за учебный год. Итоги анкетирования.

  1. План работы с детьми на летний - оздоровительный период в детском саду.

  1. Консультация для родителей на летний период «Вы, ребенок, транспорт и дорога».

  1. Задание родителям на лето по организации развивающей среды дома по закреплению детьми правил дорожного движения.

  1. Итоговое занятие совместно детей, педагогов, инспектора ГИБДД «Чему мы научились за год».

АНКЕТА № 1

«ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Уважаемые взрослые!

Папы и мамы, дедушки и бабушки!

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.

59

Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

  1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких? Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

  1. Знаете ли Вы ПДД?

Да.

Частично.

Нет.

  1. Соблюдаете ли Вы правила безопасного поведения на дороге? Всегда.

Частично. Нет.

  1. Случалось ли Вам нарушать ПДД в присутствии Ваших детей? Никогда.

Иногда. Всегда.

  1. Почему Вы нарушаете ПДД?

Очень тороплюсь.

Не хватает терпения ждать разрешающего сигнала светофора.

Очень большой транспортный поток.

Не предполагаю, что нарушаю ПДД.

Действую как все.

6.Часто ли Вам приходится предупреждать нарушение ПДД детьми.

Часто.

Редко.

Никогда.

7.Ваша реакция на нарушение ПДД родителей с детьми? Пытаюсь предупредить нарушение. Делаете замечание.

Внутренне осуждаете поведение взрослых.

Не замечал(а) ничего подобного.

8.Считаете ли Вы возможным самостоятельный выход на дорогу дошкольника?

Да.

Возможно иногда.

Нет.

60

9.Как Вы думаете, какой процент детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?

  1. Кто, по Вашему мнению, чаще всего виноват в ДТП? Водители.

Пешеходы.

Сам нарушитель.

Организация дорожного движения.

11. Что на Ваш взгляд нужно предпринять, чтобы сократить число ДТП

  • участие детей?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

12. Назовите, какие трудности Вы испытываете на неизвестном Вам участке дороги в городе и как по Вашему нужно изменить на том участке организацию дорожного движения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________

Спасибо за участие в опросе. Безопасного Вам пути!

Анкета для родителей № 2

Уважаемые родители!

Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

Кто из родителей заполняет анкету?

________________________________________________________________

____

61

Возраст Вашего ребѐнка?

__________________________________________________________________

__

Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?

__________________________________________________________________

__

Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:

переписка с воспитателями___________________________________

групповые собрания_________________________________________

личные беседы с воспитателем________________________________

информационные стенды_____________________________________

другое_____________________________________________________

Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребѐнка Правилам дорожного движения:

воспитатели детского сада_____________________________________

другие специалисты детского сада______________________________

книги, газеты, журналы_______________________________________

видеотека___________________________________________________

Для        чего,        по        Вашему        мнению,        необходимо        обучать        ребѐнка        Правилам

дорожного

движения?_________________________________________________________

__________________________________________________________________

____

Что  бы  Вы  хотели  пожелать  воспитателям  дошкольного  учреждения?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______

Благодарим Вас за искренние ответы!

IV. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД

«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.

Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.

Мониторинг проводится два раза в год:

1 – вводная (сентябрь)

  1. - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

63

  1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

  1. Виды  транспорта  (грузовые  и  легковые  автомобили,  автобус,

троллейбус, трамвай, поезд).

  1. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

  1. Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)

  1. Опасные места на улицах и дорогах.

  1. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход,

дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

  1. Виды и назначение транспорта.

  1. Опасные и безопасные действия.

  1. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством. Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных

направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении. Островок безопасности - место между разделительными полосами на

проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

64

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Вопросы для проверки знаний ПДД

старшая группа

Вопрос

Ответ

п/п

1

Что

такое

Дорог  а  -  часть  улицы,  по  которой  движутся

65

дорога?

машины, а также тротуар, обочина, разделительные

полосы

2

Что

такое

Тротуар  -  часть  дороги,  по  которой  ходят  люди

тротуар?

(пешеходы), он находится рядом с проезжей частью

или отделен от нее газоном.

3

Как

нужно

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если

ходить

по

идти близко к дороге, может сбить машина.

тротуару?

4

Кого

называют

Пешеходом   называется   человек,   идущий   по

пешеходом?

дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5

Почему   нельзя

По проезжей части нельзя ходить потому, чт о там

ходить

по

едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает

проезжей части?

водителям, по его вин е может произойти авария или

погибнуть люди.

6

Где

можно

Улиц у можно переходить в специальных местах -

переходить

пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет,

улицу?

нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и

только тогда переходить улицу.

7

Для чего нужен

Светофор  нужен  для  регулирования  движения

светофор?

машин  и  пешеходов.  Он  показывает,  когда  нужно

ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8

Какие

бывают

Светофоры  бывают  2  видов:  для  машин  и  для

светофоры?

пешеходов.

9

Какие

сигналы

Светофор  подает  сигналы  трех  цветов:  красный,

подает

светофор

желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение

и

что

означает

транспорта, желтый свет - предупредительный. Если

каждый сигнал?

желтый  свет  загорается  после  красного  света  -

приготовьтесь  -  скоро  можно  буде  т  продолжить

движение.   Если   желтый   свет   загорается   после

66

зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет

запрещено.

10

Какие

сигналы

Светофор  для  пешеходов  подает  два  сигнала  :

подает

светофор

красный  -  силуэт  человека  на  светофоре  стоит  и

для пешеходов?

зеленый - силуэт человека н а светофоре движется.

11

Кто

управляет

Машиной  управляет  водитель.  Он  должен  знать

машиной?

устройство машины и ПДД. Во время езды водитель

следит   за   дорогой,   движущимися   машинами,

дорожными знаками , пешеходами.

Вопросы для проверки знаний ПДД

подготовительная группа

Вопрос

Ответ

п/п

1

Что такое улица?

Улица - часть города или населенного пункта с

дорогой, дорожными знаками , пешеходными

переходами (зебра, подземный, надземный), домами

и учреждениями , школами и детскими садами.

2

Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся

машины, а также тротуар, обочина, разделительные

полосы.

3

Что такое

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная

проезжая часть?

для движения транспорта. Он а бывает с

односторонним (когда машин ы движутся только в

одну сторону, в одном направлении) и

двусторонним движение м (когда машины движутся

в противоположных направлениях), границы

67

которых обозначены разделительными полосами.

4

Что такое

Тротуар - часть дороги, предназначенная для

тротуар?

движения пешехода, примыкающая к проезжей

части, отделенная от не е газонами.

5

Что такое

Пешеходный переход - участник проезжей части,

пешеходный

обозначенный зеброй и предназначенный для

переход?

движения пешеходов через дорогу.

6

Что такое

Перекресток - место пересечения двух дорог ,

перекресток?

регулируемое светофором.

7

Что такое

Остановка- место, где останавливается транспорт

остановка?

для посадки и высадки пассажиров.

8

Что такое

Железнодорожный переезд - пересечение дорог и

железнодорожный

железнодорожными путями.

переезд?

9

Для чего нужен

Светофор нужен для регулирования движения

светофор?

транспорта и пешеходов через дорогу.

10

Какие бывают

Пешеходные переходы предназначены для

пешеходные

движения пешеходов через улицу и бывают трех

переходы?

видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы для проверки знаний

по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»

старшая и подготовительная группа

Вопрос

Ответ

п/п

1

Где

ребенку

Можно играть на детской площадке, во дворе.

можно играть, когда

68

он выходи т из дома

на прогулку?

2

Должен

ли

Нужно быть очень внимательным, потому, ч то

ребенок

быть

во двор часто заезжают машины. Они могут ехать

внимательным,  игра

на большой скорости и сбить ребенка.

я во дворе?

3

Почему

нельзя

Потому что проезжая часть предназначена дл я

играть  на

проезжей

движения транспорта. Играя на проезжей част и,

части?

ребенок  создает  аварийную  ситуацию,  которая

может закончиться ДТП , травмой или смертью.

4

Почему

нельзя

Играя  около  проезжей  части,  ребенок  может

играть

около

увлечься  и  выскочить  на  дорогу,  попасть  под

проезжей части?

проезжающую машину.

5

Почему

нельзя

Когда играешь с мячом вблизи проезжей части ,

играть

с

мячом

мяч может выскочить на дорогу , погнавшись за

около

проезжей

ним, можно попасть под машину.

части?

6

Почему

нельзя

Ездить  на  велосипеде  по  проезжей  част  и

ездить на велосипеде

разрешается   детям   после   14   лет   Маленькие

по проезжей части?

должны  ездить  на  велосипедах  н  а  детских

площадках, во дворах, в специально отведенных

местах. Катаясь , нужно соблюдать осторожность

и быть внимательным, чтобы не причинить вред

себе и другим.

7

Почему

нельзя

Можно не рассчитать скорость движения санок

кататься

на  санках

, не успеть затормозить и выехать на проезжую

около

проезжей

часть, попасть под машину.

части?

8

Почему

нельзя

Спускаясь   с   горки   трудно   затормозить   и

69

кататься

с

горки

остановить  санки,  а  машина  может  появиться  в

около проезжей част

любую минуту. Водитель н е рассчитывает, что на

и  даже  если

машин

дороге появится препятствие, может не заметить и

нет?

сбить санки, что приведет к серьезны м травмам

или гибели ребенка.

9

Почему

нельзя

Проезжая часть не предназначена для езды на

ездить

по

проезжей

роликах, ребенка может сбить машина. Кататься

части н а роликах?

на  роликах  даже  около  проезжей  части  очень

опасно, может задеть машина. Кататься можно во

дворе и в специально отведенных местах.

10

Где

ты

играешь,

Во  дворе,  в  специально  отведенном  месте.

когда

выходишь  из

Она  находится  вдали  от  проезжей  части  и  от

дома

на

прогулку?

проезжающих машин.

Почему

оно

безопасное?

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

Вопрос

Ответ

п/п

1

Где должен

Пассажир должен находиться на автобусной

находиться

остановке, посадочной площадке. Если посадочная

пассажир,

площадка отсутствует, транспорт ожидают на

ожидающий

тротуаре или обочине.

транспортное

средство?

2

Как должен вести

Ожидая транспорт пассажир должен вести себя

себя пассажир на

спокойно, быть внимательным и осторожным.

автобусной

70

остановке, ожидая

транспорт?

3

Что может

Около автобусной остановки очень интенсивно

случиться с

е движение и пассажир может попасть под

пассажиром, если на

машину.

автобусной

остановке он будет

невнимательным и

неосторожным?

4

Как пассажир

Пассажир в транспорт е должен вести себя

должен вест и себя в

спокойно: не толкаться, проходить вперед,

транспорте?

уступать места пожилым людям и пассажирам с

детьми.

5

Какие правила

Пассажир не должен заходить в транспорт с

поведения в

мороженным, можно запачкать других людей.

транспорте ты еще

Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может

знаешь?

попасть в прохожего и загрязнить улицу.

Фантики от конфет и другой мусор нельзя

бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно

положить в карман, а потом выбросить в урну.

В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться

за поручни, водитель автобуса иногда резко

тормозит, можно упасть и получить травму.

6

Что еще нельзя

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты

делать в автобусе?

будешь мешать другим пассажирам. Они могут не

услышать, когда объявят их остановку.

71

  1. Литература

  1. Авдеева  Н.Н.,  Стѐркина  Р.Б.  «Безопасность».  -  СПб.:  «Детство  -

Пресс», 2004. – 144 с.

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.

  1. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.

  1. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.

  1. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.

  1. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.

  1. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та,

1991.

  1. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.

10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.

11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.

12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.

13. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.

72

73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...

Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.

Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...

Комплекс диагностических материалов по освоению дошкольниками программного материала по английскому языку «Английский для дошкольников»

Педагогическая диагностика позволяет решать следующие задачи:- осуществлять обратную связь в педагогическом процессе.- является основой для дифференциации и индивидуализации  педагогического проц...