ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
рабочая программа

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных образовательных стандартов к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

                                 МАОУ ДОД «Детская школа искусств г.Печора»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ           ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО          ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

                                                       Предметная область    

                               ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО  

                               

                               

                     ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ  

                                                ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ (ДОМРА)

               

Республика Коми

г. Печора 2017

«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – фамилия, имя, отчество

______________

(подпись)

дата утверждения

   

     

  Разработчик: Анкудинова М.С., преподаватель класса домры  МАОУ ДОД

 «ДШИ г. Печора».

  Рецензент: Слепокурова О.Ю., преподаватель колледжа искусств г.Воркута

I.       Пояснительная записка

1.        Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в
образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

2.        Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).

3.        Объем   учебного   времени,    предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

                                                                             Таблица 1

Срок обучения - 8 лет

Класс

с 4 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

Количество часов на аудиторные занятия

Количество часов на внеаудиторные занятия

Консультации (часов в неделю)

                                                                                                                                               Таблица 2

Срок обучения - 5 лет

Класс

2-5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

Количество часов на аудиторные занятия

Количество часов на внеаудиторные занятия

Консультации

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению   учебного заведения.

        4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

         5.  Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:

1.   Развитие   музыкально-творческих   способностей   учащегося   на   основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

    Задачи:

1. Стимулирование     развития     эмоциональности,     памяти,     мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

2. Формирование   у  обучающихся  комплекса  исполнительских  навыков,
необходимых в ансамблевом музицировании.

3. Расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром.

4. Решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга).

5. Развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности.

6. Обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле.

7. Приобретение    обучающимися    опыта    творческой    деятельности    и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

8. Формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.

        Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом

«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6.        Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГОС, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В  соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.        Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

- возраста учащихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава ансамбля;

- от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

   - словесный (рассказ, объяснение);

   -  метод показа;

   -        частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и    основаны    на    проверенных    методиках    и    сложившихся    традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гитара.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Варианты возможных составов ансамблей:

1. Однородные составы:

1.1.    Дуэты

- Дуэт домристов - домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра
альт - в старших классах 7,8);

    -Дуэт балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II;

   - Дуэт баянистов - баян I, баян II;

   - Дуэт гитаристов - гитара I, гитара II;

1.2.        Трио

    - Трио домристов - домра малая I, домра малая II, домра альт;

    - Трио балалаечников - балалайка прима I, II, балалайка альт;
балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

    - Трио баянистов - баян I, баян II, баян III;

    - Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;

  1.3.        Квартеты

    - Квартет домристов - домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в
старших классах);

    - Квартет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
секунда, балалайка бас;

    - Квартет баянистов - баян I ,баян II, баян III, баян IV;

    - Квартет гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV;

    1.4.        Квинтеты

    - Квинтет домристов - домра малая   I, домра малая II, домра альт   I, домра
альт II, домра бас (лучше балалайка бас);

    - Квинтет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);

    - Квинтет    баянистов    -    (при    наличии    в    школе    соответствующих
инструментов) - баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас;

    - Квинтет гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;

 

1.5.        Секстеты

    - Секстет домристов   - домра малая  I, домра малая II , домра альт  I, домра
альт II, домра бас I, домра бас II;

    - Секстет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка
секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

   - Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) -
сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

Соответственно   по   принципу  прибавления   еще   одного   инструмента формируются секстет гитаристов.

2. Смешанные составы:

2.1.        Дуэты:

  - домра малая, баян;

  - домра малая, балалайка прима;

  - домра малая, гитара;

  - балалайка прима, гитара;

  - баян, балалайка прима.

2.2.        Трио:

  - домра малая, балалайка прима, баян;

  - домра малая, домра альт, баян;

  - домра малая, балалайка секунда, балалайка бас.

2.3.        Квартеты:

  - домра малая, домра альт, балалайка прима, баян;

  - домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;

  - домра малая, домра альт, домра бас, баян.

2.4.        Квинтеты:

  - домра малая, домра альт, балалайка прима, баян, балалайка бас;

  - домра малая, домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;

   - домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
бас.

2.5.        Секстеты:

- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
бас, баян;

- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
контрабас, баян;

    - домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас, балалайка прима, баян.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения - 9 лет

Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа. Самостоятельные занятия: с 1 по 9 класс - 1 час в неделю.

Срок обучения - 6 лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 1 по 6 класс - 1 час в неделю. Объем   времени  на  самостоятельную   работу  определяется   с   учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

                                           

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;

-        посещение      учреждений      культуры       (филармоний,       театров,
концертных залов и др.);

-        участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и
культурно-просветительской  деятельности  образовательного учреждения
и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.  Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой   игре   единство   исполнительских   намерений   и   реализацию
исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,       обусловленных      художественным      содержанием      и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

                                        Срок обучения - 9 лет

Годовые требования по специальности «домра»

Второй класс    (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Примерный   перечень   музыкальных   произведений,   рекомендуемых   для

Исполнения.

Пьесы для дуэта домр:

  1. И.Брамс. Петрушка.
  2. Мусоргский М.«Поздно вечером сидела». Хор из оперы « Хованщина»
  1. Бетховен Л. «Прекрасный цветок»
  2. «Пастушок» Чешская народная песня. Обр. С.Стемпневского

5.        Гретри А. «Кукушка»

6.        Римский - Корсаков Н. «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка»

7.        «Петушок». Латвийская народная песня.

8. А.Гретри. Песенка.

9. «Маки-маковочки». Р.н.п.

10. Обр. Ю.Фортунатова. Пешеход.

11. И.Гайдн. Песня.

12. Ф Шуберт. Скерцо.

13. «Я пойду ли молоденька» Р.н.п.

14. Л.Бетховен. Шуточный канон.
      Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

  1. Ф.Шуберт. Лендлер.
  2. Бейер Ф.   «Быстрый ручеек»
  3. И.Брамс. Петрушка.
  4. Тобис Б. «Чеботуха»
  5. Р.Шуман. Марш.
  6. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
  7. К.Вебер. Хор охотников.
  8. П.Чайкин. Колядка.
  9.  С.Перковский. Ссора.
  10.  Л.Бетховен. Шуточный канон.
  11.  «Яблонька». Р.н.п.
  12.  «Лук» Чешский народный танец.
  13.  Б.Барток. Дразнилка.
  14.  А.Лядов. Шуточная.
  15.  В.Моцарт. Шесть дуэтов.
  16.  Д.Бортнянский. «Коль славен наш Господь».
  17.  Р.Швальм. Канон.
  18.  П.Пёэрль. Балет.
  19.  П.Пёэрль. Куранта.
  20.  «Скоморошья небылица». Р.н.п.
  21.  В.Насонов. Пьесы № 13-16

Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - зачет -        1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

  1. Мендельсон Ф. - «У колыбели»
  2. Рамо Ж.  «Менуэт»
  3. Даргомыжский А. - «Ванька - Танька»
  4. В.Моцарт. Колокольчик.
  5. Л.Шульгин. Муха – цокотуха.
  6. «Маки». Р.н.п.
  7.  Ф.Бах. Два дуэта.
  8. Г.Гендель. Менуэт.
  9.  Ф.Бах. Дуэт.
  10.  И.Бах. Хорал.
  11.  К.Вебер. Молитва.
  12.  П.Пёэрль. Танец.
  13.  Г.Шютс. Синфония.
  14.  «О, пресвятая!» Молитва итальянских моряков.
  15.  К.Вебер. Молитва. Из оперы «Вольный стрелок»
  16.  Р.Швальм. Колыбельная.
    Пятый класс (1час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - зачет -        1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

  1. Фибих З. «Поэма»
  2. Пёэрль П. «Три танца»
  3. Корелли А. «В темпе менуэта»
  4. Польдяев В. «Гавот»
  5. Дербенко Е. «Лирическое настроение»

6.Шостакович Д. «Детская полька»

7. В.Моцарт. Дивертисмент.

8. Вариации на тему р.н.п. «У ворот гусли вдарили»

9. А.Онеггер. Дуэт из маленькой сюиты.

10. Ф.Джеминиани. Аллегретто.

11. В.Насонов. «Не белы то снеги».

12. П.Перковский. Ссора.

13. В.Моцарт. Дуэт.

14. Обр. А.Комаровского. «Ой, вербо, вербо»

15. В.Насонов. Бурлацкая песня.

Шестой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - зачет -        1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,

Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

           Пьесы для дуэта домр:

1. В.Моцарт. Полонез.

2.  В. Моцарт. Дуэт.

3. Б.Марини. Куранта.

4. В.Моцарт. Менуэт.

5. В.Насонов. Канон.

6. В.Моцарт. Канон.

7. В.Насонов. «Не спится мне младешенькой».

8. А.Потапова. Мечта дьявола.

        Седьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - зачет -        1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - экзамен   -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

  1. В.Моцарт. Менуэт.
  2. Т.Ямпольский. Дуэт.
    3 . А.Страделла. Аллегро.

4. А.Вивальди. Ларго.

5. Ф.Э.Бах. Два дуэта.

6. А.Потапова. Пильщик с Миссисипи.

Восьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - зачет - 1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

  1. Онеггер А. Дуэт из «Маленькой сюиты»

2.        А.Карелли. В темпе гавота.

3.         А.Глазунов. Гавот из балета «Барышня – служанка»

4. В.Насонов. Канон.

5. Г.Доницетти. Ария.

6. В.Насонов. Винный мой колодезь.

7. Д.Скарлатти. Фугетта.

8. К.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей»

9. Л.Веласкес. Счастье моё.
Девятый класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - зачет -        1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

 1. М.Карл. В темпе вальса.

2. В. Насонов. Торжественный марш.

3.        Д.Шостакович. Романс.

4. В.Моцарт. Дуэт.

5. Б.Марчелло. Соната.

6. Н. Ризоль. Чардаш.

7. В.Андреев. Воспоминание. Вальс.

Годовые требования по специальности «домра»

Второй класс    (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок - 1 пьес по нотам,
Начало апреля -      зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

  1. «Виноград в саду цветет». Обр. русской народной песни
  2. «Пешеход». Детская песенка. Обр. Ю. Фортунатова
  3. Гайдн Й. Песня

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1. «Как в лесу, лесу - лесочке». Обр. русской народной песни

2 « Вечерком красна девица». Обр. русской народной песни В. Евдокимова

  1. И.Брамс. Петрушка.
  2. Мусоргский М.«Поздно вечером сидела». Хор из оперы « Хованщина»
  1. Бетховен Л. «Прекрасный цветок»
  2. «Пастушок» Чешская народная песня. Обр. С.Стемпневского

7.        Гретри А. «Кукушка»

8.        Римский - Корсаков Н. «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка»

9.        «Петушок». Латвийская народная песня.

10. А.Гретри. Песенка.

11. «Маки-маковочки». Р.н.п.

12. Обр. Ю.Фортунатова. Пешеход.

13. И.Гайдн. Песня.

14. Ф Шуберт. Скерцо.

15. «Я пойду ли молоденька» Р.н.п.

16. Л.Бетховен. Шуточный канон.
Третий класс   (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьес по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

  1. Маляров В. Хрустальный замок
  2. Моцарт В.А. Дуэт№ 1 (D-dur)
  3. «Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского
  4. «Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова
  5. Ф.Шуберт. Лендлер.
  6. Бейер Ф.   «Быстрый ручеек»
  7. И.Брамс. Петрушка.
  8. Тобис Б. «Чеботуха»
  9. Р.Шуман. Марш.
  10. П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
  11. К.Вебер. Хор охотников.
  12. П.Чайкин. Колядка.
  13.  С.Перковский. Ссора.
  14.  Л.Бетховен. Шуточный канон.
  15.  «Яблонька». Р.н.п.
  16.  «Лук» Чешский народный танец.
  17.  Б.Барток. Дразнилка.
  18.  А.Лядов. Шуточная.
  19.  В.Моцарт. Шесть дуэтов.
  20.  Д.Бортнянский. «Коль славен наш Господь».
  21.  Р.Швальм. Канон.
  22.  П.Пёэрль. Балет.
  23.  П.Пёэрль. Куранта.
  24.  «Скоморошья небылица». Р.н.п.
  25.  В.Насонов. Пьесы № 13-16

Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -   контрольный урок   -   1 пьеса по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1.Моцарт В.А. Дивертисмент №12

2 Марини Б. Куранта

3. Лядов А. Шуточная

4. Мендельсон Ф. - «У колыбели»

5. Рамо Ж.  «Менуэт»

6. Даргомыжский А. - «Ванька - Танька»

7. В.Моцарт. Колокольчик.

8. Л.Шульгин. Муха – цокотуха.

9. «Маки». Р.н.п.

10. Ф.Бах. Два дуэта.

11. Г.Гендель. Менуэт.

12. Ф.Бах. Дуэт.

13. И.Бах. Хорал.

14. К.Вебер. Молитва.

15. П.Пёэрль. Танец.

16. Г.Шютс. Синфония.

17. «О, пресвятая!» Молитва итальянских моряков.

18. К.Вебер. Молитва. Из оперы «Вольный стрелок»

19. Р.Швальм. Колыбельная.
Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

  1. Бах И. С. Два дуэта
  2. Польдяев В. Марш
    Пятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:

Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,

Начало марта -   контрольный урок   -   2 пьесы по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:

1.        « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

2.        Страделла А. Аллегро

3.        Россини Дж. Пять дуэтов

4. Фибих З. «Поэма»

5. Пёэрль П. «Три танца»

  1. Корелли А. «В темпе менуэта»
  2. Польдяев В. «Гавот»
  3. Дербенко Е. «Лирическое настроение»

9.Шостакович Д. «Детская полька»

10. В.Моцарт. Дивертисмент.

11. Вариации на тему р.н.п. «У ворот гусли вдарили»

12. А.Онеггер. Дуэт из маленькой сюиты.

13. Ф.Джеминиани. Аллегретто.

14. В.Насонов. «Не белы то снеги».

15. П.Перковский. Ссора.

16. В.Моцарт. Дуэт.

17. Обр. А.Комаровского. «Ой, вербо, вербо»

18. В.Насонов. Бурлацкая песня.

Шестой класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября - контрольный урок -       1 пьеса по нотам,
Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -   контрольный урок   -   2 пьесы по нотам,
Начало апреля - зачет -        1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

 1. Польдяев В. «Старинный дилижанс»

 2.Польдяев В.   Полька - диалог.

3.  Городовская В. «Пряха». Обр. русской народной песни.

4.Чайковский П. Чардаш из балета «Лебединое озеро»

5. В.Моцарт. Полонез.

6.  В. Моцарт. Дуэт.

7. Б. Марини. Куранта.

8. В.Моцарт. Менуэт.

9. В.Насонов. Канон.

10. В.Моцарт. Канон.

11. В.Насонов. «Не спится мне младешенькой».

12. А.Потапова. Мечта дьявола.
Пьесы для дуэта домр:

  1. Бызов А.   Новелла из Сюиты для двух домр

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих     знаний,     умений     и     навыков     в     области     ансамблевого исполнительства:

    - развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию   в ансамбле индивидуальных практических   навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

  • приобретение  особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
    оркестр);
  • развитие навыка чтения нот с листа;
  • развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

  • знание репертуара для ансамбля;
  • наличие  навыков  репетиционно-концертной  работы     в  качестве  члена
    музыкального коллектива;

-        повышение мотивации к продолжению   профессионального обучения на
инструменте.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание   Основными видами контроля успеваемости являются:

                - текущий контроль успеваемости учащихся

-  промежуточная аттестация

-  итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
    время домашней работы;
  • темпы продвижения.

     На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация

      Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

     Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

      При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

      Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

       Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

      Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

     К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически     качественное     и     художественно осмысленное    исполнение,    отвечающее    всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка    отражает    грамотное    исполнение    с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс     недостатков,     причиной     которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог  должен  иметь  в  виду,  что  формирование  ансамбля     иногда происходит   в   зависимости   от   наличия   конкретных   инструменталистов   в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние -старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

          2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1. Учебная литература

Ансамбли   струнных народных инструментов различных составов.

  1.  Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И. М., 2004
  2. Азбука домриста Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И. М., 2004
  3. Азбука   домриста   (трехструнная   домра).    Младшие   классы   ДМШ.
    Составитель Разумеева Т. М., 2006
  4.  Ансамбли    русских народных инструментов в музыкальной школе.
    Составитель Дьяконова И. М., 1995
  5. «Ансамбли русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты, трио,
    квартеты домр. Вып.1. М., 2004
  6.  Городовская В.  Пьесы для ансамблей малых домр в сопровождении
    фортепиано. Составитель Тарасова Г. М., 1999
  7.  Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста

№2. Тетрадь 3. 4-5 классы музыкальной школы. Ансамбли. Составитель

Чунин В. М.,2004

          8.«Легкие дуэты». Составитель НогареваЮ. С-П., 1999

9. Меццакапо Е. Пьесы для домры. С-П., 2002

10. «От соло до квартета» Пьесы для малой   домры в ансамбле с альтовой

домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005

          11.Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). III- V классы

          ДМШ. Вып. 2. М..1977

12.Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра).  1-2 классы

ДМШ. Вып.3. Составитель Александров А. М., 1981

 13.Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра).  1-2 классы

ДМШ. Вып.4 Составитель Александров А. М., 1981

14. Легкие дуэты. Составитель Ю.Ногарева. СПб, 2005

15. От соло до квартета. Пьесы для малой домры. Составитель А.Потапова. СПб, 2005

16. Хрестоматия    домриста    (трехструнная    домра).    ДМШ    1-3    классы.
Составитель Евдокимов В. М., 1989

17. Хрестоматия    домриста    (трехструнная    домра)    ДМШ    4-5    классы.
Составитель Евдокимов В. М., 1990

18. Хрестоматия   для   домры   и   фортепиано.   Младшие   классы   ДМШ.

Составитель Быстрицкая Л. С-П., 2005

4.        Методическая литература

1.        Васильев Ю. Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах», М.,1986

2.        Демидов    А.   « Вопросы    формирования    ансамбля    русских    народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах». Вып.1. С-П.,2004

3.        Имханицкий М. «У истоков русской народной оркестровой культуры». М.,1987

4.Каргин    А.   « Работа    с    самодеятельным    оркестром    русских    народных инструментов» М., 1984

5.        Максимов Е. «Оркестры и ансамбли русских народных инструментов». М.,1999

6.»Методика обучения игре на народных инструментах». Составитель Говорушко П. М., 1975

7.»Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера». Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986

  1. Попонов В. «Русская народная инструментальная музыка». М.. 1984

9.        Пересада А. «Оркестры русских народных инструментов». Справочник. М.,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Народное музыкальное творчество"

Структура программы:1.Пояснительная записка. 2.Учебно-тематическое планирование. 3 Содержаниепрограммы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся.  5. Формы и методы контроля . 6. Методическо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО. 01. УП. 01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» (аккордеон) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 8 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 5 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...