«Эколого - краеведческий проект в географии»
учебно-методический материал

Дроздова Зинаида Владимировна

Выступление на РМО учителей географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo-kraevedcheskiy_proekt_v_geografii.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Эколого - краеведческий проект в географии»

 

Выступление на РМО учителей географии.

Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее — одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края.

Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.

В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока.

   

Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии

Краеведение включает следующие основные моменты:

— приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;

— самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни);

— изучение родного края в процессе исследования.

Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы.

Краеведение — важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа.

Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.

 В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что своё, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Образовательное и воспитательное значение школьного краеведения у нас общепризнанно и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно, ведущую роль в преподавании географии. На краеведческом аспекте строятся занятия по географии в начальном курсе, начиная с 6 класса, классные занятия идут по систематической программе; однако связь с краеведением остаётся, с одной стороны, в виде проводимых учителем примеров из местной природы, а с другой – в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением.

Школьное краеведение заключается во всестороннем в изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории – своего края. При этом выполняются две задачи:

1) всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала;

2) использование этого материала в преподавании географии.

Краеведческий аспект даёт возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому». Имея представление о природе и её закономерностях, легче усваивать географию более отдалённых районов России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при соблюдении следующих организационных условий: — комплексное использование всех ресурсов школьного краеведения; — реализация ресурсного потенциала в системе разнообразных взаимодополняющих организационных форм краеведческой деятельности, — обеспечение возможности активного участия во всех организационных формах краеведческой деятельности каждого школьника. Среди задач школьного краеведения следует сделать акцент на творческую деятельность учащихся. Её стимулируют сами методы и приёмы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера.

Среди воспитательных задач краеведения, на первое место нужно выдвинуть развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребёнка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся.

Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты природы родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, Родине.

Главное значение краеведческого аспекта преподавания географии состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Краеведение создаёт условия для лучшего восприятия природных явлений. Учащиеся на частых и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению, могут «увидеть мир в капле воды».

  1. Формы и педагогическое значение школьного краеведения

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования ит.д.), туристические походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географических исследований:

1. литературными;

2. картографическими;

3. статистическими;

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков.

Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.

Целевые установки краеведческой деятельности вызывают необходимость в реализации комплекса форм организации краеведческой деятельности. Можно использовать формы, в которых принимают участие все школьники:

— уроки основного самостоятельного курса «краеведение»;

— уроки интегрированных краеведческих курсов;

— внеурочные и внеклассные мероприятия;

— уроки школьных учебных курсов, содержащие краеведческий компонент образования.

Используются также формы, в которых учащиеся принимают участие в зависимости от своего выбора:

— занятия факультативных краеведческих курсов;

— занятия элективных краеведческих курсов;

— туристско-краеведческие объединения (проведение краеведческих исследований во время туристских походов);

— спортивно-туристские объединения (совершение спортивных туристских походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);

— объединения оздоровительного туризма (совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);

— экспедиционные объединения (изучение родного края в процессе подготовки и проведения полевых краеведческих исследований);

— музейные объединения (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);

— экскурсионные объединения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);

— формы семейного краеведения.

Из вышесказанного следует, что краеведческий аспект, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

— приоритет задач воспитания и развития детей над задачами обучения;

— возможность эффективной реализации принципов человекоцентристской, адаптивной педагогики;

-возможность реализации личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе краеведческой деятельности;

-привлекательность для учащихся деятельности, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

— возможность реализации интегративного характера содержания путем комплексного вовлечения образовательных, природно-рекреационных ресурсов данной территории в образовательный процесс;

— полипредметность содержательной стороны изучаемой территории: природа, экология и др.;

— возможность формирования системы знаний, усиления практической направленности обучения;

— возможность применения общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на конкретную территорию;

— практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности в зависимости от интересов и потребностей коллектива и каждого его участника;

— преобладание коллективной творческой деятельности на всех этапах подготовки и проведения мероприятий и традиционность самоуправления при проведении самодеятельных краеведческих мероприятий, являющихся сущностными сторонами краеведческой деятельности, способствующих развитию коллектива как средства решения стратегических и оперативных воспитательных задач, решаемых средствами краеведения;

— возможность целеполагания, планирования и организации общественно-полезной деятельности и общения, как ведущих видов психической деятельности подростков на корпоративной основе;

— возможность применения педагогами широкого спектра методов и средств контроля качества воспитания и обучения в процессе мониторинга.

Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребёнку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах России большое внимание уделяется изучению краеведческого материала, поэтому педагогическое значение краеведения очень велико:

1.Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс при непосредственном восприятии изучаемых объектов;

2.Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении;

3.Школьное краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки;

4.Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение;

5.Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к природным объектам порождает у детей интерес;

6.Школьное краеведение является не какой – то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надёжным помощником. Оно представляет собою одно из средств для поднятия качества учебно-воспитательной работы;

  1. Особенности составления экскурсионных маршрутов

Экскурсия–является важной формой организации обучения, объединяющей учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивающей непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

По содержанию экскурсии делятся на:

- обзорные,

- тематические.

По способам проведения:

- иллюстративные,

- исследовательские.

Тематические экскурсии предусматривают раскрытие конкретной темы по изучению отдельных компонентов и элементов природы или хозяйственной деятельности человека.

Обзорные экскурсии дают общее представление о природе и хозяйственной деятельности в пределах изучаемой территории.

На иллюстративных экскурсиях основное внимание уделяется объяснительно-иллюстративному и репродуктивному методам обучения, используется рассказ, беседа.

Исследовательские экскурсии содержат элементы проблематики, используются частично-поисковый и исследовательский методы. Для этого необходима серьёзная предварительная подготовка экскурсовода.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.[9]

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей края.

 

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проходов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе);

- доступность объекта (площадки для его осмотра);

- переход между объектами должен занимать не более 10-15 минут, чтобы не создавать слишком длительных пауз в показе и рассказе;

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы.

Обход маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации обхода маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой улиц, площадей, по которым проложен маршрут;

2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки пешеходной группы;

3) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения пешеходной группы, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

4) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

5) выбрать наилучшие точки показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

6) выбрать методику ознакомления с объектом;

7) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Участники творческой группы, во время подготовки новой экскурсии, выбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные варианты.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Создание эколого-краеведческой тропы Бирюса-Сафроновка

Данная работа описывает возможные работы с обучающимися на метсности. Такая форма работы даёт возможность для интеграции  школьных предметов. На эколого-краеведческой тропе выбраны точки: река, л...

Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса

Эколого-краеведческая   экскурсия  по микрорайону ГБОУ школы  №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса...

Проект "Эколог и Я" по эколого-краеведческому воспитанию

Проект по эколого-краеведческому воспитанию...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Эколого - краеведческий познавательный маршрут «По стране кумыса»

Разработка, апробация и анализ эффективности модели эколого-краеведческого познавательного маршрута, способствующей расширению представлении учащихся о природе, истории и экологии родного края, воспит...