Сообщение на тему: «Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»
материал

Девиантное (или отклоняющееся) поведение – это поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mo_-_deviantnoe_povedenie.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья -  Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.

Сообщение на тему:

«Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»

Подготовила: Трегубова О.Г.,

 воспитатель семейной группы

2019г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю вашему вниманию сообщение на тему: ««Девиантное поведение учащихся с умственной отсталостью: причины, профилактика и коррекция»(1 слайд)

Девиантное (или отклоняющееся) поведение – это поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение.

Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так по последним данным НИИ, в семьях несовершеннолетних правонарушителей: в 50% случаев отмечалась полная безучастность к судьбам своих детей, в 30% семей один из родителей злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15% семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.

 Следствием такого поведения взрослых, является возникновение причин девиантного поведения: (2 слайд)

  1. Первая из основных причин девиантного поведения подростков это -  неправильное воспитание детей в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска», для отклоняющегося поведения подростка относятся:

  • неполная семья, Где имеются матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием занимаются прародители, т.е. бабушки или дедушки;
  • конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
  • «асоциальная семья» - в ней преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
  • формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
  • «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употребление спиртных напитков;
  • Семья, в которой имеются душевнобольные родители.

В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:

  • безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы; когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;
  • потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых, инспекторов ОПДН;
  • эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком, подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;
  • воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;
  • воспитание в условиях жёстких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки, сочетаются с безразличными и холодными взаимоотношениями между членами семьи;
  • воспитание по типу «кумира семьи» – необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».

Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественные поручения. Отношение к таким детям в школе, как правило, отрицательное. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.

  1. Вторая причина девиантного поведения подростков - медико- биологические факторы.  

Одним из клинико-биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Она может проявляться в следующих вариантах:

  • наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки свих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации;
  • наследование аномальных черт характера, которые приводят, к развитию личности, неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях;
  • наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.

Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем пол века назад, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

  1. Третья причина девиантного поведения подростков - психические факторы.

Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения.

Наиболее распространенными, негативными характерологическими реакциями являются:

  • реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;
  • реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приема пищи, отказов от речевого общения;
  • реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;
  • реакции имитации  - подражание формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые, для нашего общества , модели поведения;
  • реакции компенсации и гиперкомпенсации – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а так же играют роль защитных личностных реакций; подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков, лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
  • реакции увлечения – тесно связанны с наклонностями и интересами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения сопровождающиеся пустым времяпрепровождением на улице; связанные с азартными играми; увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);
  • реакции группирования – проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в гуппы педагогически запущенные, безнадзорные подростки);
  • реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, - связанны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявление непосредственной сексуальной активности, онанизм, ранние половые связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация половых органов, но и случаи агрессивного, садистского поведения).

Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков от норм поведения, определяются содержание, формы и методы воспитательной работы. Все вышеперечисленное можно отнести как к детям с нормой интеллекта, так и   к детям с умственной отсталостью.

Специфика профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с умственной отсталостью заключается в том, что начинать ее целесообразно в раннем детстве или младшем школьном возрасте. Поскольку привить здоровые привычки и стараться исключить плохие необходимо как можно раньше. Если к 11-12 годам у ребенка сформированы привычки, связанные с не здоровым поведением, то такие дети уже достаточно устойчивы к попыткам изменения.

Под профилактикой в воспитательной работе понимается, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска; сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить типы профилактических мероприятий:  

(3 слайд)

  • нейтрализующие – направленные на пресечение каких-либо возможностей (например: временная изоляция);
  • компенсирующие, целью которых является восполнение понесенной субъектом утраты;
  • предупреждающие – позволяющие не допустить возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
  • контролирующие – способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий;

Эффективность данных профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:

  • направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетними необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
  • обучение ребенка новым навыкам, которые помогут достичь поставленных целей и сохранить здоровье;
  • решение еще не возникших проблем и предупреждение их возникновения.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную:

(4 слайд)

  1. первичная заключается в изучении механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  2. вторичная осуществляет раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений ребенка, исследование генографии семьи;
  3. третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.

Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения детей, направленны на то, чтобы поставить такое поведение на контроль.

С целью организации коррекционной деятельности детей предлагаются различные методы и методики: (5 слайд)

  • Метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию. Он применяется для того чтобы вызвать у детей установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели.
  • Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом. В социально-педагогической практике в сфере досуга, посредством этого метода, педагог помогает ребенку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.
  • Метод закрепления и обогащения, воздействует на дальнейшее формирование у детей необходимых социальных качеств. Из новых приемов используются, прежде всего, такие как личный пример, критика, самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.д)
  • Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до высокого уровня – осознанности и осуществления его детьми. Деятельность детей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, организаторы досуга должны создавать мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях «интернатного» типа, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.

Для достижения цели по профилактике и коррекции девиантного поведения воспитанников, мы используем основные способы педагогического воздействия:

(6 слайд)

  • Приучение. Детям дается определенный образец поведения.

Например: за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать правильность выполнения того или иного правила.

  • Упражнение. Многократно, ежедневно повторяется то или иное действие.

Например: правильное обращение со столовыми приборами, правильное завязывание шнурков, уход за одеждой и многое другое.

  • Воспитывающие ситуации. Создание ситуаций, в которых ребенок должен сам определить правильность дальнейших действий.
  • Поощрение. Активизирует ребенка к хорошему, правильному поведению в социуме.
  • Наказание. Применяется редко. Осуждение воспитателем и сверстниками негативного поступка направленно на возникновение желания поступать правильно, согласно общепринятым нормам.
  • Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом, необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, учитель, знакомый или сказочный герой.
  • Разнообразие словесных методов. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
  • Разъяснение. Необходимо не только показать, рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить именно так.
  • Метод организации деятельности. Носит общественно – полезный характер. Это совместный труд (уборка территории, стирка, помощь ветеранам).

Исходя из всего вышесказанного, необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом недостатков психофизического развития ребенка, личностно-ориентированный подход и создавать ситуацию успеха.

(7 слайд)

Закончить свое выступление разрешите словами Константина Дмитриевича Ушинского : « Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нем жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике...

Статья и презентация на тему "Девиантное поведение: причины, сущность, профилактика"

В статье раскрываются причины, содержание и профилактика девиантного поведения детей подросткового возраста....

Доклад на тему^ "Девиантное поведение учащихся"

Доклад на тему Девиантное поведение учащихся...

Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике

Девиантное поведение учащихся причины признаки организация работы по его профилактике...

Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»

Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...

«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»

По каким признакам можно распознать девиантное поведение? Оно отличается от общепринятого. Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям. Оно подвергается резкой и негативной оценке о...

«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в ...