Выступление на заседании МО "Исследовательский проект как метод социализации старшеклассников"
статья

Магомедова Людмила Николаевна

В своем выступлении я рассказала как я мотивирую старшеклассников на работу в проектах. Заинтересованность темой проекта дает хорошие результаты:  поиск  и отбор  материала в интернете и в школьной библиотеке, используя различные печатные издания. Дальше идет обработка материала, анализ и вывод. Это дает ребятам навык ориентироваться в потоке информации, делать правильные выводы, что очень важно для их дальнейшей  жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

 «Гуковская специальная  школа-интернат  №12»

Выступление   на заседании методического объединения школы          

«Исследовательский проект как метод социализации старшеклассников» .

Магомедова Л.Н. –

воспитатель специальной

коррекционной школы-интерната №12  

г. Гуково Ростовской области            

Актуальность

             Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена  новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методах, формирующих умение детей самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. 

        Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.    

       Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать детей на развитие способности приобретать знания, формировать  умения  и использовать приобретённые знания на практике. По требованиям ФГОС  второго поколения нужно учить детей проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

  Что необходимо нашим детям для этого, чтобы достичь этих результатов?  На помощь приходит метод проектов.

Определяя суть этого метода, называли его «от души выполняемый замысел».

 Типы проектов:

1.Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций.

2. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
3.Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
4.Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна Участвуя в нем, проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей

6. Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные и интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д.

Дети с ОВЗ

В связи с развитием информационного общества  все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «взрослый  – ученик»:

- они становятся партнерами

2. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

3. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

4. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

5. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.

6.Проектная деятельность развивает у школьников

умения, навыки и одновременно решает коррекционные задачи:

•  Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

5. Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.       Наиболее простыми в исполнении являются информационные и творческие проекты.

Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи педагога.

Как подготовить проект.?

Иногда сам педагог предлагает тему, заинтересовывает ею. Затем из этой большой темы вырисовывается  тема, которая интересует всех:.

 Например :  Спид – чума 21 века. Проект был информационный для всех старшеклассников школы.

В октябре этого года  я со старшеклассниками выполнила проект:  «Урок РЭПА».  Речь шла о молодежной субкультуре – ХИП-ХОП.  Тема была интересна всем, но конкретно о ней знали мало и немногие.  Что такое культура ХИП-_ХОП?

Мы узнали о составных частях  этой культуры: граффити, стиле одежды, Рэпе, сленге, танце «Хардбасс»  и т.д.

 Вывод:   тема проекта должна быть интересна ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО для учителей естественно-математического цикла на тему: "Химический диктант как метод контроля знаний учащихся"

Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний больш...

Выступление на заседании МО классных руководителей "ненасильственные методы воспитания"

Материал содержит рекомендации,  когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию : 1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять...

Выступление на заседании МО школы: «Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»

В теме раскрываю приемы и методы социализации старшеклассников через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность.  Каждый навык, приобретенный детьми в школе будет востребован...

Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме «Методы контроля и оценки знаний по географии. Учебные достижения обучающихся в соответствии с ФГОС»

Выступление на  заседании МО по теме «Методы контроля и оценки знаний по географии. Учебные достижения обучающихся в соответствии с ФГОС»...