«Методические аспекты проблемы воспитания толерантности в процессе обучения в школе»
методическая разработка

Баталова Майя Махмудовна

Сообщение посвящено одному из острых проблем нашего общества - толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа – интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых»                                                                         Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

              

Сообщение на тему:

«Методические аспекты проблемы воспитания толерантности в процессе обучения в школе»

                                           

                                                           Баталова М.М. - преподаватель

                                         

                             

                                       

                                                  Москва - 2019

        Проблема культуры общения – одна из самых острых как в школе, так и в современном обществе в целом. Прекрасно понимая, что все мы разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя в этом отношении корректно и адекватно. Оказывается, что быть терпимее друг к другу - это очень непросто.

       «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – это те понятия, без которых невозможны какие-либо позитивные преобразования в современной школе.

              Актуальность темы

         По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма».

         Проявлять толерантность – это означает признавать, что люди, различающиеся по внешнему виду, положению, интересам, видению мира и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

          К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям и привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время и в обществе в целом, и в отдельных его институтах.

         Толерантность – глобальная проблема всего человеческого сообщества. У всех на слуху бесконечные проявления национализма (убеждения в превосходстве своей нации над другими и в том, что она обладает бОльшим объемом прав), дискриминации по праву пола, сексуальный ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, его  изоляции в обществе), расизма (дискриминация представителей определённой расы на основе предпосылки, что одни расы превосходит другие), а также различных проявлений фашизма. Актуальность проблемы толерантности связана прежде всего с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для общего выживания и свободного развития.

          Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

          Насколько терпимо современные школьники относятся друг другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этно-социального поведения? Кто должен воспитывать в них толерантных личностей?

          Первые принципы толерантности 

       Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведёт от культуры войны к культуре мира.

 Существует пять основных принципов толерантности.

  1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Уважение различий.
  3. Понимание индивидуальной неповторимости.
  4. Взаимодополняемость как основная черта различий.
  5. Взаимозависимость как основа совместных действий.

      Проблема толерантности в школе 

     Правительством России разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма (в том числе, антисемитизма) в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной работе, необходимой на всех уровнях образования молодёжи.

        Как отмечается в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995 г.), образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе. Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как это индивидуальное поведение содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальные формы).  

           На мой взгляд, правильное формирование таких качеств, как признание человеком другого человека, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.                    

          Признание – это способность видеть в другом именно другого - как носителя иных ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

         Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

         Понимание – это умение увидеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.

         Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к принципам обучения, способным создать оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключить фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие построения гармоничных отношений в обществе.

           Воспитание культуры толерантности у школьников 

        На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества.

        На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из важных  условий является освоение учителям определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общение учеников друг с другом и с учителем.  Именно в школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смысла поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребёнка. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель“.

       Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд, связанный с неизбежными стрессами и психическим напряжением, ибо он возможен только на основе изменения своего себя, своих стереотипов, своего собственного сознания.

       В основе педагогической деятельности учителя должен лежать живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия. Если педагог открыт, доброжелателен, толерантен, то он выступает по отношению к учащемуся не просто в роли обучающего и передающего знания, но и в более высокой и благородной роли наставника.

       Можно выделить две группы методов понимания учащихся.

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребёнка исходной позицией является признание ребёнка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребёнка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развёртывания человечного отношения одного человека к другому, что предполагает толерантность и соучастие, а, значит, строится на основе диалога.

        Воспитание толерантности – это воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

        Воспитание культуры толерантности у школьников предусматривает следующие направления обучения.

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения.

2. Понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как личный подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И - как результат – приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Перспективная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и на поддержке, на атмосфере, способствующей честности и открытости, на поощрении и руководстве, на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик – часть одной команды, они работают над достижением общей цели.

        Планируемые результаты:

- снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах;

- уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических разногласий;

- достижение гармонии между «я» каждого ученика и «мы», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

      Предложения, сформулированные по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и соответствуют теоретическим закономерностям воспитания. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. В связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности.        

      Политика и программа в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными, языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

      Школа как главное место социализации должна стать центром воспитания, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества в целом. При этом толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов. Черты толерантной личности: терпение, снисходительность, расположенность к другим, юмор, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, нежелание обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т. д. Именно они способствуют формированию установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности в процессе обучения

Данная статья рассказывает о возможностях воспитания толерантности через уроки литературы....

Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы.

Курсовая работа по теме "Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы"...

Экологическое воспитание школьников в процессе обучения химии в школе.

В последние несколько лет все большее внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Как, каким образом привить экологическую культуру школьникам, я попыталась раскрыть в данной статье....

Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"

Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....

Методологические аспекты повышения эффективности инновационного процесса обучения от школы к ВУЗу

Материалы доклада выполненного на международной научно-практической конференции "Инновационные технологии в науки и образовании 2016", г. Ростов-на-Дону, с. Дивноморское 11-17 сентября 2016 г....

Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Воспитание  толерантной  ли...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...