Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детском объединении дополнительного образования.
методическая разработка

Вора Екатерина Васильевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района

Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детском объединении дополнительного образования.

Выступил: педагог ОДО «Мелко» театр мод Вора Екатерина Васильевна

В детской среде влияние информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит успешную реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью мобильных телефонов и интернета позволяет детям формировать и поддерживать  групповую целостность с её ролевой структурой при отсутствии личных встреч.

Оказавшись по каким-либо причинам в условиях стресса, ребенок теперь имеет возможность сформировать компенсирующее обезличенное общение, в ходе которого он остается наедине только с информационными ресурсами. Именно стрессовые ситуации приводят к формированию зависимости от виртуального общения. Стресс, не компенсированный общением с окружающими, с родителями и учителями, становится причиной того разрушительного влияния на состояние здоровья ребенка, на его поведение и успехи в учебе, которое часто ассоциируется с возрастанием роли компьютера в повседневной жизни. Между тем, в современных информационных технологиях заложены возможности не только для нейтрализации разрушительного влияния компьютерной зависимости, но и для формирования гармонической личности ребенка. Для этого требуется включение получаемой с помощью компьютера информации и ткань общения с родителями и учителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района

Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детском объединении дополнительного образования.

Выступил: педагог ОДО «Мелко» театр мод Вора Екатерина Васильевна

В детской среде влияние информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит успешную реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью мобильных телефонов и интернета позволяет детям формировать и поддерживать  групповую целостность с её ролевой структурой при отсутствии личных встреч.

Оказавшись по каким-либо причинам в условиях стресса, ребенок теперь имеет возможность сформировать компенсирующее обезличенное общение, в ходе которого он остается наедине только с информационными ресурсами. Именно стрессовые ситуации приводят к формированию зависимости от виртуального общения. Стресс, не компенсированный общением с окружающими, с родителями и учителями, становится причиной того разрушительного влияния на состояние здоровья ребенка, на его поведение и успехи в учебе, которое часто ассоциируется с возрастанием роли компьютера в повседневной жизни. Между тем, в современных информационных технологиях заложены возможности не только для нейтрализации разрушительного влияния компьютерной зависимости, но и для формирования гармонической личности ребенка. Для этого требуется включение получаемой с помощью компьютера информации и ткань общения с родителями и учителями.

Преподавание дисциплин теоретического цикла (прежде всего, курса «Беседы об искусстве»), в детских объединениях по искусству как нельзя лучше подходит для использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

Использование ИКТ дает возможность ученику самому участвовать в формировании информационного пространства. Особые возможности у детей появились благодаря созданию детской школой искусств и сайта в Интернете. Здесь ребенок получает возможность искать в один ряд со всеми творческими людьми, обрести ту опору для своего творчества, которую он не всегда чувствует на концертах и выставках. Здесь он может предстать не только в роли творческого человека, но и в роли критика, осмысляющего творчество, дающего ему оценку. Ссылки на общеобразовательные ресурсы Интернета помогут расширить и углубить творческие знания и найти партнеров по общению.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материла, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков – одно из требований времени. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания – более глубокими. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе котрых лежат естественное  для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Использование электронных презентаций Microsoft Power Point  помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемый на уроке информации.  Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации.  Чаще всего презентация начинается  с названия темы урока. Например: «Творчество Ван Гога», «Архитектура Древней Греции» и др. шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним  или двумя цветами, расположение на заднем плане репродукций, , фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок  в определенном порядке и т.д. на следующих слайдах устанавливаются тексты или картинки, а также и то и другое. При составлении презентации учителю важно подобрать материал высокого качества, без искажения цвета, высокого разрешения. Можно использовать различные анимационные эффекты. Это способствует повышению внимания детей и радует глаз.

Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой позиции (например, перечисление особенностей художественных стилей разных эпох). Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые следует детям записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребенку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был очень лаконичным и был написан крупными буквами.

Презентация удобна и для организации проверки знаний. Эта проверка может превратить новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком. В последнем случае продумывается последовательность контрольного урока с учетом  знаний детей.  Он может быть организован, например, в виде викторины. Каждый слайд содержит репродукцию картины.  Учитель показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим произведением.  Такие викторины используются как для закрепления, так и для проверки знаний, полученных за учебную четверть или полугодие. Использование викторины способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.

Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Чаще всего мы не задаем домашних заданий. Но, творчески активные дети обращаются к учителю с просьбами «скачать» программу, воспользоваться электронным диском и т.д. Они составляют презентации самостоятельно, выступают с докладами в общеобразовательных школах или на конференциях.

Использование информационных технологий помогает разнообразить внеклассную работу.

«Домашнее задание» как форма работы с учениками дает возможность развить у них интерес к предмету, проявить творчество, выделиться среди других учеников. В процессе работы включаются и родители, которые хотят помочь своему ребенку или больше узнать об искусстве. Место у компьютера в восприятии родителей ассоциируется с бессмысленным времяпрепровождением за играми, легкомысленным общением в чатах и просмотром развлекательных сайтов. Благодаря ресурсу «Домашнее задание» оно приобретает качество исследовательского полигона, на котором моделируются события из истории мировой культуры. Исключительность и нестандартность подхода к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, воплощенная в разделе сайта «Домашнее задание», требует изучения возможностей и дальнейшего развития этой методики обучения. Имеет смысл формирование серии аналогичных ресурсов в Интернете с развитием межшкольных контактов.

Возможности компьютера используются в нашей школе и для создания наглядно-дидактических пособий.

Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными культурами, уровнем жизни общества в целом. Подобно тому, как в каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает в качестве главенствующей и влияет на остальные, в разные периоды развития изобразительного искусства какой-то один из видов становится главным. Он с наибольшей полнотой выражает тенденции времени. Например, в средние века на первый план выдвигается культурное строительство, а в 19 веке ведущую роль играет живопись. Кроме того, на каждом этапе история выдвигает какую-либо одну страну и её культуру как передовую, например, античную Грецию, средневековую Византию, Италию в эпоху Возрождения.

На современном этапе  развития дополнительного образования все большее значение уделяется мобильному выявлению уровня знаний учащихся. Одна из его форм – тестирование. В отличие от устного ответа на экзаменационный билет или защиты диплома, оно позволяет определить степень усвоения материала и дать объективную оценку. Кроме того, тест включает в себя вопросы по всем разделам и темам курса. Это дает представление о степени усвоения материала и о формировании  устойчивых навыков ориентации ученика в рамках учебного предмета

Тесты являются одним из компонентов аттестации учащихся, которая проводится в конце каждого года обучения и для выведения итоговой оценки по предмету.

Тесты содержат наглядный материал и выполнены в цвете. В них использованы репродукции картин, фотографии скульптур и архитектурных сооружений. Иллюстрированные вопросы касаются времени создания произведения искусства, авторства, жанровой принадлежности, типологии и т.д. использование такого  материала существенно повышает степень правильности ответов и способствует развитию у детей зрительной памяти.

В тестах представлен ряд вопросов теоретического характера, выявляющих степень усвоения ключевых искусствоведческих терминов, хронологичеких и типологических сведений.  Вопросы этого плана позволяют выявить глубину овладения материалом.

Итоговые тесты представлены также  в электронном варианте Microsoft Word . источниками для пособия послужили электронные программы «Мировая художественная культура», «Шедевры русской живописи», «Электронная библиотека-5555» и т.д.

Представленный вид контроля знаний дал возможность без лишней  напряженности и нервозности подвести итоги и выставить оценки. Дети были увлечени процессом выполнения заданий, радовались своим знаниям, выражали сожаление по поводу пропущенных занятий. Итоги теста легко подвергаются анализу. Разбор ошибок, допущенных в ответах, способствуют более прочному и основательному усвоению курса.

Использование различных мультимедийных программ на уроках позволяет активизировать интерес к предмету и сделать уроки разнообразными, интерактивными.

Например, в мультимедийном учебном пособии «Мировая художественная культура» делается акцент на процесс исторического становления и развития русской культуры в контексте ее взаимодействия с культурами других народов мира. Оно содержит  более 1800 высококачественных фотографий и иллюстраций памятников культуры, видеофрагменты и анимацию. Можно прочитать биографию деятелей культуры, пользоваться словарем, выполнять задания.

Мультимедийные программы становятся  хорошим подспорьем учителю при подготовке и проведении урока теоретического цикла, а детям – помощником в познании мира.

Таким образом, в нашей школе за последнее время постепенно вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет оптимизировать учебно-образовательный  процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа детского объединения дополнительного образования

Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет,  проведении исследовательских работ, участие в  конкурсах юных корреспондентов....

ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении дополнительного образования

В положение о детском объединении дополнительного образования прописаны права и обязанности обучающихся...

Проведение конкурса в детском объединении дополнительного образования, как инструмент стимулирования стремления учащихся к более высоким личностным и метапредметным результатам.

Дорогие коллеги! Перед Вами методическая разработка конкурсного мероприятия для детского объединения дополнительного образования - Кружка росписи по дереву «Русские узоры». Она является неотъемлемой ч...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

Методическая разработка "Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования"

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. . . Но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам...

Информационные технологии, используемые в преподавании теоретических дисциплин в детской школе искусств

Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство....