Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии.
материал

Хуажева Нафисет Каплановна

Выступление

 

Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_na_avg_soveshch.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея

Выступление

Проблема мотивации учебной деятельности на уроках химии.

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

Каждому учителю известно из опыта работы, что причин нежелания учиться у детей много. Можно ли сейчас в сложившихся условиях, связанных с изменениями в системе образования, обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.

В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к учению вообще и к изучению химии в частности. Поэтому есть необходимость применять различные приемы  для повышения мотивации к обучению химии.

Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика, что наиболее достигается в процессе внедрения деятельностного метода обучения. На уроках в процессе внедрения такого метода происходит естественное развитие личности в процессе собственной деятельности. Таким образом, внешние запросы и внутренние потребности совпадают. По сути, речь идет о различных путях получения образования. 

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах во всех его звеньях.

Выделяют пять уровней мотивации учебной деятельности:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Причины спада учебной  мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. У девочек-подростков снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  5. Личная значимость предмета.
  6. Умственное развитие ученика.
  7. Продуктивность учебной деятельности.
  8. Непонимание цели учения.
  9. Страх перед школой

Методы стимулирования учебной деятельности на уроках химии

Все методы стимулирования можно условно разделить на 3 большие группы:

1) методы эмоционального стимулирования;

2) методы развития познавательного интереса;

3) методы формирования ответственности и обязательности.

1. Методы эмоционального стимулирования.

Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. На мой взгляд, этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к изучению химии.

Одним из приемов создания ситуаций успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения.

Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь учащимся в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, учащиеся с низким интеллектом могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Важно добиться прочного формирования у учащихся базовых предметных умений: определения качественного и количественного состава вещества по его формуле, составления формул по валентности, расстановки коэффициентов в уравнениях реакций, определения относительных молекулярных и молярных масс и т.п.

Поощрение в обучении. Очень важно вовремя похвалить ученика за проявление познавательного интереса, за какие-либо успехи в овладении знаниями и умениями во время изучения химии.

Я использую в своей практике разнообразные игровые моменты (кроссворды, викторины, блиц - опросы, лабиринты, ребусы, загадки.)

Постановка перспектив. Этот метод был хорошо разработан еще А.С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь).

2. Методы развития познавательного интереса.

Основными методами развития познавательного интереса у являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - я раздаю учащимся по листу бумаги и прошу написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.

Фронтальный опрос по теме я провожу в виде «блиц-опроса», который реально выполняет те же задачи (актуализация знаний, активизация познавательной деятельности учащихся), но, и в то же время, более азартен и привлекателен для ребят.

Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного ученого материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

3. Методы формирования ответственности и обязательности.

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания. Для воспитания и обучения учащихся с плохо выраженной учебной мотивацией наиболее эффективным, я считаю, является метод формирования понимания личностной значимости учения. Данный метод заключается в формировании у учащегося осознания важности успешного обучения по химии для его настоящей и будущей жизни, для использования в выбранной профессии. Применение сформированных предметных знаний для объяснения явлений окружающей жизни важно по многим причинам. Оно может быть организовано разными способами: от простейшего включения в содержание уроков соответствующих вопросов для учащихся и творческих домашних заданий до организации обсуждения широких комплексных проблем.

Систематическое обращение к подобным заданиям и вопросам позволяет развивать у учащихся понимание того, что с химическими проблемами мы сталкиваемся постоянно. Более того, современная жизнь требует от каждого определенной культуры потребления, а также знания простых, но весьма важных вещей.

Условиями, обеспечивающими осознание учащимися значимости приобретаемых ими на уроках химии знаний, являются:

  1. Акцентирование внимания учащихся на содержании и функциях применяемых в учении логических операций.
  2. Раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций; работа с научными терминами как неотъемлемым компонентом научных знаний и общей образованности человека.
  3. Включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную. Причем такую, содержание и формы организации, которой определяются на основе учета личностных особенностей учащихся.
  4. Применение знаний по химии (особенно на межпредметной основе) для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся.
  5. Постоянная работа по обеспечению внутри- и межпредметной интеграции знаний, межпредметному их переносу  в выбранную профессию.
  6. Применение предметных химических знаний в нестандартных условиях для решения проблем из весьма далеких сфер жизни (истории, археологии, искусства и т.п.).
  7. Акцентирование перспектив развития личностной целостной системы знаний и ее значения в определении собственной жизненной стратегии.
  8. Формирование у учащихся основ методологических знаний.  

Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:

  1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
  2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
  5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
  6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Возрастное    развитие    мотивации    состоит    в    появлении    психологических новообразований, то есть качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень.

Учителю важно помнить, что время, когда у школьников возникает дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способностям учения, зависит, в первую очередь от эффективности организации учебного процесса. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте.

Начавшаяся у подростков дифференциация интересов вырастает в старшем школьном возрасте в устойчивое избирательное отношение к областям знаний.

Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:

  • причинно–следственные связи,
  • комбинирование информации,
  • планирование и выполнение практической деятельности.

При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте.

В последние годы в методике обучения химии на целенаправленное формирование мотивации обращают все большее внимание. Однако это проблема недостаточно изучена.

Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на  уроках химии дидактические игры, так как именно в играх ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Большую роль для повышения мотивации играет внеклассная работа и эксперимент.

В развитии мотивации школьников к химии также большую роль играют химические олимпиады.

Приведенные данные подтверждают актуальность проблемы и обосновывают необходимость специальной работы учителя по развитию мотивации учения у школьников.

Повышение познавательной активности, успешное усвоение учебной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала становится невозможным в ситуации, когда любые стимулы, не имеющие отношения к учебе, являются основополагающими в учебной деятельности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные педагогические технологии как средство мотивации учебной деятельности на уроках химии

Презентация содержит информацию о применении современных педагогических технологий с целью активизации учебной деятельности на уроках химии. как пример  технология развития критического мышления....

Проблема мотивации учебной деятельности

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано впервую очередь с тем, что год от года растёт объём информации, которую уч...

Проблема мотивации учебной деятельности

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано впервую очередь с тем, что год от года растёт объём информации, которую уч...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...

Выступление по теме «Пути повышения мотивации учебной деятельности на уроках химии»

Народная мудрость гласит : "немотивированный ученик просто не хочет учиться" или "ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить".Эта пословица п...

Мастер-класс для учителей химии "Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках химии"

Выступление на 2 Региональном слете наставников и молодых педагогов Московской области "Учитель - учителю" в рамках региональных мероприятий Года педагога и наставника в Российской Федерации...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...