"Модерация -современная образовательная технология"
учебно-методический материал

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moderatsiya.docx124.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Модерация – современная образовательная технология»

Технология модерации предполагает применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд актуальных в условиях реализации ФГОС нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе.    Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Moderare — в переводе с латинского — приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Модерация – техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и  структурированной.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=620x10000:format=jpg/path/s38d8cd23af03fae9/image/i5eda257c2f2f0a81/version/1373919204/image.jpg

  • структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
  • систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
  • комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
  • прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна преподавателю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

 
    Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. 

 Этапы(фазы) урока

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/i7551c8e29961dd16/version/1373919180/image.gif

Ключевые процессы модерации:


1 - эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
2 - упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
3 - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
4 - мотивация всех участников образовательного процесса;
5 - мониторинг образовательного процесса;
6 - рефлексия педагога и обучающихся;
7 - анализ деятельности участников и оценка результатов.

Каждая фаза - это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

Модератор - педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.

Дидактическая цель использования технологии модерации в образовательном процессе - формирование:

  • Способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности обучающихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;
  • Умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; находить возможности и ресурсы для решения проблем;
  • Способности ведения переговоров и дискуссии (умение выслушать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);
  • Навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации, обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Интеракция. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: преподаватель -студент, студент - студент, преподаватель - малая группа, преподаватель - учебная группа, малая группа - малая группа, малая группа - учебная группа, студент - малая группа, студент - учебная группа.

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей, обучающихся, их подготовки и социальной роли в учебной группе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих )Д1ащихся либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Коммуникация — это процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, всех участников взаимодействия, их позы и жесты, выражения лиц и глаз часто несут намного больше информации, чем слова. Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38% мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, важнее как это делается.

Основа коммуникации – техника постановки вопросов и диалоговые технологии. Модератору требуется владеть искусством задавания вопроса, чтобы сама формулировка вызывала активную мыслительную деятельность и желание учеников решать проблему. С этой целью можно использовать разные типы вопросов;

Простые (фактические) вопросы – требуют знания фактического материала (дат, имен, собственных наименований, утверждений и отрицаний), ориентированы в первую очередь на работу памяти предполагают односложные или очень краткие и точные ответы; начинаются с вопросительных слов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Согласны ли вы с утверждением…», «Верно ли, что…», Можно ли согласиться с тем, что…»;

Уточняющие вопросы — позволяют научиться перефразировать слова собеседника: «Вы хотели сказать…», «Вы имели в виду…», «Правильно ли я Вас поняла, что…»;

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждают обучающихся к установлению причинно-следственных связей между различными явлениями действительности, поступками и мнениями; начинаются вопросы со слова «Почему?»;

Оценочные вопросы: «Что показалось самым важным/неудачным?», «Что было наиболее интересным (скучным, радостным) грустным?», «Что оказалось самым нужным в будущем (бесполезным)?»;

Творческие вопросы — позволяют в одних случаях осуществить прогноз повествования, в других – нацеливают на нестандартное полученных теоретических знаний: «Как вы думаете, что произойдет дальше…», «Что было бы, если…»;

Дискуссионные методы — вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других

Основанные правила и рекомендации по ведению диалога:

1. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно. Выступить участникам можно только с разрешением модератора: чтобы показать свое желание и готовность присоединиться к обсуждению, необходимо поднять руку или специальную карточку, занять предназначенное для выступающего место. В задачу модератора при этом входит обеспечение равноправного участия всех учащихся, соблюдение очередности высказываний, поощрение активности всех учеников.

2. Обсуждать в течение одного диалога можно только одну ситуацию. Причина большинства конфликтов, вспыхивающих во время коллективного обсуждения, в подмене предмета разговора.

3. Чтобы подмены не произошло, имеет смысл фиксировать основные положения, высказанные участниками диалога, - записи могут осуществлять сам модератор, специально назначенный помощник или представители рабочих групп. Таким образом, исключается недопонимание и неправильное выводы.

4. Точные формулировки – краткие формулировки, поэтому модератор должен добиваться емких высказываний. Для этого можно устанавливать жесткий регламент для высказываний участников, просить подвести итог в конце высказываний для фиксирования идеи, основного положения.

5. У каждого участника дискуссии, беседы есть свое мнение об обсуждаемой проблеме, поэтому модератору следует создавать ситуации, в которых участникам приходилось бы чаще излагать свою позицию, а не подстраиваться под мнение группы.

6. Применение «конфликтных знаков» (карточек, или окрашенных в конкретные цвета, или подписанных «согласен»/ «не согласен», или имеющих изображения солнца и молнии, смайликов и пр.) позволит участникам в течение всего разговора выражать свою позицию, даже если они не получат в этот момент право высказать аргументы за и против. Условные знаки значительно экономят время и предупреждают личностные конфликты между учениками.

7. Чтобы невербальные сигналы адекватно воспринимались, необходимо заранее обучать учеников владению своими мимическими и пантомимическими данными.

Визуализация. Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс - визуализацию.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Простейший путь визуализации - использование элементов цветового кодирования.

Другие методы:

Древо - структурирование сведения, в результате которого отображается иерархия набора данных, где элементы являются родительскими или дочерними (корни, ветви, плоды). Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки.

Интеллект-карты,

Алгоритм (если: да - нет).

Граф, денотатиый граф (от лат. denoto - «обозначающий» и греч. grapho - пишу) - способ выделения из текста существенных признаков понятия.

Модель - образ или прообраз (образец) какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели).

График, диаграмма.

Фрейм (англ. frame - «каркас» или «рамка») - способ представления знаний в искусственном интеллекте, в виде схемы действий в реальной ситуации. Удачно использовать на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов.

Смысловое поле. Метод служит для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить таблицу

с предложенными блоками вопросов:

В чем проблема?

В чем проблема?

Предполагаемые риски

Предполагаемые риски

Кластер - это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Каждый из перечисленных методов обладает большой информационной емкостью, интегративностью и универсальность, позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести вербальную информацию в невербальную (образную).

Мотивация. Народная мудрость гласит: «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим, насколько разным может быть отношение студентов к учебе. Для одного процесс  обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к  учебе,  для другого – учеба  это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это должно стать знаком для решения вопроса «Являются ли методы и подходы педагога эффективными и действенными?»

При технологии модерации студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса с помощью активных методов обучения, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству - катализатором этих процессов является мотивация. {Например, тесты достижений).

Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся будет обеспечено, если:

- в решении поставленной проблемы используется интегрированная совокупность подходов (системного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, коммуникативного);

- реализованы приёмы и методы формирования мотивации учебной деятельности;

- создана совокупность оптимальных педагогических условий (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, степени развития профессионально-значимых характеристик преподавателя, построение личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

Мониторинг образовательного процесса. Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

Логическая цепочка: входящий контроль - планирование и проведение коррекционной работы (тематические мониторинги) - тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.

При мониторинге первой стадии развития группы -формирования - педагогу важно не допустить застревания группы на этом этапе. Если преподаватель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе - успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества - это успех и студентов, и преподавателя!

Итак, задача мониторинга групповой динамики -обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы.

Рефлексия — осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы - обязательный атрибут современного образования.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

Приемы рефлексии

От современного обучающегося требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.

Существует следующая классификация рефлексии на учебном занятии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Прием «Лесенка»

На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые задания учебного занятия.

Рефлексия - диалог

Что я делаю? С какой целью? Почему я делаю это так? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли это сделать по-другому? Какой вариант лучше? Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал? Что я буду делать дальше?

Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов.

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося - увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.

Резюмируем эффекты применения технологии модерации.

Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей.

Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у обучающихся навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни.

Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.

Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/ic1447dbfe9341112/version/1373919283/image.png

Эффекты технологии модерации

  1. Эффекты от четкого целеполагания и учета потребностей учащихся:

·    Образовательный процесс становится понятным и желанным для детей.
·    Цели образования становятся целями обучающихся,
·    Приобретается  значительный мотивационный потенциал,
·    Обеспечивается  высокая познавательная активность и самостоятельность.

 

2.Эффекты от самостоятельности  в процессе обучения:

· Формирование ответственности за результаты своей учебной деятельности
·Развитие у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

3. Эффекты от групповой работы и сотрудничества:Легкая адаптация в коллективе.

4. Эффекты от качественной коммуникации  на уроке:

·       Взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
·       Открытый  и свободный обмен информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
·       Развитие диалога и полилога,
·       Активное включение в образовательный процесс всех обучающихся.

5. Эффекты от визуализации:

·    Обеспечивается наглядность, четкое восприятие и понимание нового материала,
·    Оживляется образовательный процесс, позитивно воспринимается и положительно сказывается на результатах обучения.

6. Эффекты от мотивации:

·    Стимулирование познавательной активности и творческого процесса,
·    Раскрытие и развитиеспособностей обучающихся, содействию их качественному обучению.
·    Позволяет  долго сохранять работоспособность и хорошее настроение как у учащихся так и у педагога.

7. Эффект от мониторинга:  

·    Содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся,
·    Помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана.
·    Содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

8. Эффекты от обучения в сотрудничестве:

Обеспечивается  приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях.

9. Эффект от рефлексии:

·    Учащийся  достигает необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения,
·    Лучшие  понимание  своих потребностей и возможностей.
·    Вырабатывается  адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.

10. Эффекты от анализа и оценки: 

Учитель получает  четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

11. Эффекты от применения технологии:

·    Эффективное  управление процессами обучения, воспитания и развития.
·    Образовательный процесс делается  более контролируемым, устойчивым
·    Позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке
·    Позволяет педагогу  получать запланированные результаты.
·    Возрастает  доверие к учителю, повышается  его авторитета и уважение  у обучающихся.
·     Обеспечивается  полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков
·    Целенаправленно и методично осуществляется  воспитание, развитие и социализацию личности учащегося.

Используемые информационные источники

Методические рекомендации для преподавателей по использованию технологии модерации

Модерация – современная образовательная технология

Евсеенко Г. Н. Модерация как инновационная педагогическая технология: методическая разработка учебного занятия по повышению квалификации преподавателей. — Ростов-на-Дону.: ГОУ СПО «РКСИ», 2008. — 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модерация – эффективная образовательная технология

Главная проблема сегодняшней школы – это  низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использовани...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»

laquo;Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...