"Модерация -современная образовательная технология"
учебно-методический материал

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moderatsiya.docx124.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Модерация – современная образовательная технология»

Технология модерации предполагает применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд актуальных в условиях реализации ФГОС нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе.    Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Moderare — в переводе с латинского — приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Модерация – техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и  структурированной.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=620x10000:format=jpg/path/s38d8cd23af03fae9/image/i5eda257c2f2f0a81/version/1373919204/image.jpg

  • структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
  • систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
  • комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
  • прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна преподавателю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

 
    Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. 

 Этапы(фазы) урока

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/i7551c8e29961dd16/version/1373919180/image.gif

Ключевые процессы модерации:


1 - эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
2 - упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
3 - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
4 - мотивация всех участников образовательного процесса;
5 - мониторинг образовательного процесса;
6 - рефлексия педагога и обучающихся;
7 - анализ деятельности участников и оценка результатов.

Каждая фаза - это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

Модератор - педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.

Дидактическая цель использования технологии модерации в образовательном процессе - формирование:

  • Способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности обучающихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;
  • Умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; находить возможности и ресурсы для решения проблем;
  • Способности ведения переговоров и дискуссии (умение выслушать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);
  • Навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации, обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Интеракция. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: преподаватель -студент, студент - студент, преподаватель - малая группа, преподаватель - учебная группа, малая группа - малая группа, малая группа - учебная группа, студент - малая группа, студент - учебная группа.

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей, обучающихся, их подготовки и социальной роли в учебной группе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих )Д1ащихся либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Коммуникация — это процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, всех участников взаимодействия, их позы и жесты, выражения лиц и глаз часто несут намного больше информации, чем слова. Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38% мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, важнее как это делается.

Основа коммуникации – техника постановки вопросов и диалоговые технологии. Модератору требуется владеть искусством задавания вопроса, чтобы сама формулировка вызывала активную мыслительную деятельность и желание учеников решать проблему. С этой целью можно использовать разные типы вопросов;

Простые (фактические) вопросы – требуют знания фактического материала (дат, имен, собственных наименований, утверждений и отрицаний), ориентированы в первую очередь на работу памяти предполагают односложные или очень краткие и точные ответы; начинаются с вопросительных слов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Согласны ли вы с утверждением…», «Верно ли, что…», Можно ли согласиться с тем, что…»;

Уточняющие вопросы — позволяют научиться перефразировать слова собеседника: «Вы хотели сказать…», «Вы имели в виду…», «Правильно ли я Вас поняла, что…»;

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждают обучающихся к установлению причинно-следственных связей между различными явлениями действительности, поступками и мнениями; начинаются вопросы со слова «Почему?»;

Оценочные вопросы: «Что показалось самым важным/неудачным?», «Что было наиболее интересным (скучным, радостным) грустным?», «Что оказалось самым нужным в будущем (бесполезным)?»;

Творческие вопросы — позволяют в одних случаях осуществить прогноз повествования, в других – нацеливают на нестандартное полученных теоретических знаний: «Как вы думаете, что произойдет дальше…», «Что было бы, если…»;

Дискуссионные методы — вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других

Основанные правила и рекомендации по ведению диалога:

1. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно. Выступить участникам можно только с разрешением модератора: чтобы показать свое желание и готовность присоединиться к обсуждению, необходимо поднять руку или специальную карточку, занять предназначенное для выступающего место. В задачу модератора при этом входит обеспечение равноправного участия всех учащихся, соблюдение очередности высказываний, поощрение активности всех учеников.

2. Обсуждать в течение одного диалога можно только одну ситуацию. Причина большинства конфликтов, вспыхивающих во время коллективного обсуждения, в подмене предмета разговора.

3. Чтобы подмены не произошло, имеет смысл фиксировать основные положения, высказанные участниками диалога, - записи могут осуществлять сам модератор, специально назначенный помощник или представители рабочих групп. Таким образом, исключается недопонимание и неправильное выводы.

4. Точные формулировки – краткие формулировки, поэтому модератор должен добиваться емких высказываний. Для этого можно устанавливать жесткий регламент для высказываний участников, просить подвести итог в конце высказываний для фиксирования идеи, основного положения.

5. У каждого участника дискуссии, беседы есть свое мнение об обсуждаемой проблеме, поэтому модератору следует создавать ситуации, в которых участникам приходилось бы чаще излагать свою позицию, а не подстраиваться под мнение группы.

6. Применение «конфликтных знаков» (карточек, или окрашенных в конкретные цвета, или подписанных «согласен»/ «не согласен», или имеющих изображения солнца и молнии, смайликов и пр.) позволит участникам в течение всего разговора выражать свою позицию, даже если они не получат в этот момент право высказать аргументы за и против. Условные знаки значительно экономят время и предупреждают личностные конфликты между учениками.

7. Чтобы невербальные сигналы адекватно воспринимались, необходимо заранее обучать учеников владению своими мимическими и пантомимическими данными.

Визуализация. Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс - визуализацию.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Простейший путь визуализации - использование элементов цветового кодирования.

Другие методы:

Древо - структурирование сведения, в результате которого отображается иерархия набора данных, где элементы являются родительскими или дочерними (корни, ветви, плоды). Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки.

Интеллект-карты,

Алгоритм (если: да - нет).

Граф, денотатиый граф (от лат. denoto - «обозначающий» и греч. grapho - пишу) - способ выделения из текста существенных признаков понятия.

Модель - образ или прообраз (образец) какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели).

График, диаграмма.

Фрейм (англ. frame - «каркас» или «рамка») - способ представления знаний в искусственном интеллекте, в виде схемы действий в реальной ситуации. Удачно использовать на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов.

Смысловое поле. Метод служит для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить таблицу

с предложенными блоками вопросов:

В чем проблема?

В чем проблема?

Предполагаемые риски

Предполагаемые риски

Кластер - это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Каждый из перечисленных методов обладает большой информационной емкостью, интегративностью и универсальность, позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести вербальную информацию в невербальную (образную).

Мотивация. Народная мудрость гласит: «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим, насколько разным может быть отношение студентов к учебе. Для одного процесс  обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к  учебе,  для другого – учеба  это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это должно стать знаком для решения вопроса «Являются ли методы и подходы педагога эффективными и действенными?»

При технологии модерации студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса с помощью активных методов обучения, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству - катализатором этих процессов является мотивация. {Например, тесты достижений).

Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся будет обеспечено, если:

- в решении поставленной проблемы используется интегрированная совокупность подходов (системного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, коммуникативного);

- реализованы приёмы и методы формирования мотивации учебной деятельности;

- создана совокупность оптимальных педагогических условий (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, степени развития профессионально-значимых характеристик преподавателя, построение личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

Мониторинг образовательного процесса. Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

Логическая цепочка: входящий контроль - планирование и проведение коррекционной работы (тематические мониторинги) - тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.

При мониторинге первой стадии развития группы -формирования - педагогу важно не допустить застревания группы на этом этапе. Если преподаватель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе - успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества - это успех и студентов, и преподавателя!

Итак, задача мониторинга групповой динамики -обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы.

Рефлексия — осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы - обязательный атрибут современного образования.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

Приемы рефлексии

От современного обучающегося требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.

Существует следующая классификация рефлексии на учебном занятии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Прием «Лесенка»

На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые задания учебного занятия.

Рефлексия - диалог

Что я делаю? С какой целью? Почему я делаю это так? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли это сделать по-другому? Какой вариант лучше? Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал? Что я буду делать дальше?

Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов.

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося - увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.

Резюмируем эффекты применения технологии модерации.

Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей.

Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у обучающихся навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни.

Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.

Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/ic1447dbfe9341112/version/1373919283/image.png

Эффекты технологии модерации

  1. Эффекты от четкого целеполагания и учета потребностей учащихся:

·    Образовательный процесс становится понятным и желанным для детей.
·    Цели образования становятся целями обучающихся,
·    Приобретается  значительный мотивационный потенциал,
·    Обеспечивается  высокая познавательная активность и самостоятельность.

 

2.Эффекты от самостоятельности  в процессе обучения:

· Формирование ответственности за результаты своей учебной деятельности
·Развитие у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

3. Эффекты от групповой работы и сотрудничества:Легкая адаптация в коллективе.

4. Эффекты от качественной коммуникации  на уроке:

·       Взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
·       Открытый  и свободный обмен информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
·       Развитие диалога и полилога,
·       Активное включение в образовательный процесс всех обучающихся.

5. Эффекты от визуализации:

·    Обеспечивается наглядность, четкое восприятие и понимание нового материала,
·    Оживляется образовательный процесс, позитивно воспринимается и положительно сказывается на результатах обучения.

6. Эффекты от мотивации:

·    Стимулирование познавательной активности и творческого процесса,
·    Раскрытие и развитиеспособностей обучающихся, содействию их качественному обучению.
·    Позволяет  долго сохранять работоспособность и хорошее настроение как у учащихся так и у педагога.

7. Эффект от мониторинга:  

·    Содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся,
·    Помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана.
·    Содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

8. Эффекты от обучения в сотрудничестве:

Обеспечивается  приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях.

9. Эффект от рефлексии:

·    Учащийся  достигает необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения,
·    Лучшие  понимание  своих потребностей и возможностей.
·    Вырабатывается  адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.

10. Эффекты от анализа и оценки: 

Учитель получает  четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

11. Эффекты от применения технологии:

·    Эффективное  управление процессами обучения, воспитания и развития.
·    Образовательный процесс делается  более контролируемым, устойчивым
·    Позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке
·    Позволяет педагогу  получать запланированные результаты.
·    Возрастает  доверие к учителю, повышается  его авторитета и уважение  у обучающихся.
·     Обеспечивается  полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков
·    Целенаправленно и методично осуществляется  воспитание, развитие и социализацию личности учащегося.

Используемые информационные источники

Методические рекомендации для преподавателей по использованию технологии модерации

Модерация – современная образовательная технология

Евсеенко Г. Н. Модерация как инновационная педагогическая технология: методическая разработка учебного занятия по повышению квалификации преподавателей. — Ростов-на-Дону.: ГОУ СПО «РКСИ», 2008. — 16 с.