Модерация – эффективная образовательная технология
статья по биологии (11 класс) на тему

Гейтенко Людмила Владимировна

 

Главная проблема сегодняшней школы – это  низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.

        Сегодня я хочу рассказать о технологии  модерации. Я использую эту образовательную технологию в течение почти пяти лет. Накопленный опыт позволяет мне уверенно говорить о высокой эффективности применения модерации в образовательном процессе. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного  обучения.  Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.  Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_moderacii.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Гейтенко Людмила Владимировна

учитель биологии ОУ СОШ №11 г. Октябрьска

Модерация – эффективная образовательная технология

 «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить»

                                                                                            Т. Эдисон


 Приведенное выше высказывание убедительно показывает цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Сегодня я хочу рассказать о технологии модерации, которую  использую в течение почти пяти лет. Актуальность применения технологии модерации заключается в том,  школа сейчас сталкивается с проблемой низкой мотивации как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.

  Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.  Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

   Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом.          

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами. 

Принципы модерации:

- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Фазы (этапы) модерации:

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки). 

Процессы модерации

Ключевые процессы модерации начинаются с основополагающего процесса – интеракции. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов.

   Интеракцию участников группового процесса я организую при помощи формирования малых групп,  в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.  Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих учеников либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др. 

  Следующим процессом модерации является коммуникация. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Для упорядоченного обмена информацией (коммуникации) между всеми участниками образовательного процесса,  я стараюсь дать задание каждому ученику, с учетом его индивидуальных способностей. Часть учеников  получают задания в виде картинок, образов, другая  усваивает материал во время рассказа учителя и своих товарищей, третьи будут что-то «мастерить»  своими руками (вылепить цветок, приготовить микропрепарат).  Использование мультимедиакомпонентов, наглядных пособий позволяет активно включиться в работу визуалам, выразительная речь,  музыкальное сопровождение отдельных этапов урока обеспечит полную вовлеченность в процесс аудитов,  возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет кинестетикам.

  Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Визуализация  урока обеспечивается мной путем частого показа ярких презентаций, видеофильмов, красочных плакатов и картинок, иллюстраций из книг и альбомов, выполнения лабораторных и практических работ (в том числе и виртуальных), демонстрацией опытов, проведением уроков-мастерских (например: урок-мастерская «Рождение цветка»).  Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение и у моих учеников и у меня, придают уроку праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле. Для того чтобы сделать урок интересным, запоминающимся, для того, чтобы заинтересовать  учеников и обеспечить искреннее желание придти ко мне на следующий урок, я стараюсь, чтобы уроки небыли однообразными и скучными. Для этого я провожу различные виды уроков: урок-игра, урок-суд, урок путешествие. Применяю следующие методы: метод дискуссии, метод проблемного изложения, тестированные задания, метод опорных сигналов.  Яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала дает так же театрализованное представление. Дети с большим удовольствием играют роли во время проведения уроков-спектаклей: «Прием у терапевта», «В царстве водяного», «Там,  на   неведомых дорожках», «Биологические раскопки» и т.д.

 Имея визуализированный ход образовательного процесса мне очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества.

Мониторинг образовательного процесса.

Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.

 Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, я  внимательно отслеживаю  групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу. На  стадии формирования группы стараюсь  не допустить «застревания» группы на этом этапе, слежу, чтобы в группе не возникало конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи.

  При мониторинге групповой динамики также  надо внимательно следить за тем, чтобы часто возникающее соревнование между участниками команды не вызывало негативных эффектов, а, наоборот, повышало продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий соревнующихся. Вовремя сказанные нужные слова, уместная корректная штука помогут создать позитивный микроклимат в группе и обеспечить эффективность ее работы. Однако не стоит вмешиваться больше, чем это необходимо, доверяя ученикам и повышая их самостоятельность и ответственность.

Для определения  достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики в  течение двух лет я провожу компьютерный мониторинг по биологии с целью проверки биологической грамотности, умения классифицировать, работать по аналогии. Кроме этого, такая форма позволяет  ребятам организовать свои собственные приемы обучения, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, а также противостоять неуверенности в новой ситуации. Мною используется так же метод проектов, он  позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои способности. Часто в работе использую предметные игры, оформленные в электронном варианте, работа в  программе Power Point, использование электронных энциклопедий и справочников, создание презентаций и буклетов, проведение интегрированных уроков, марафонов способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышает их мотивацию.    

Рефлексия

  Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.

  Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Мне этот эмоциональный барометр точно показывает правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз. Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке. По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.

Для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся после каждого  урока я прошу ответить их на ряд вопросов:

1. Чем мы сегодня занимались?

2.  Что мы для этого делали?

3. Что у нас получилось хорошо?

4.  Что нам пока не удается?

Если перед уроком на доске были записаны цели, то вопросы могут быть иными.

1. Что мы делали для достижения поставленных целей?

2. Довольны ли мы результатом?

3. Можно ли это было сделать иначе?

4. Какой вариант лучше?

5. Где нам пригодится это умение?

Накопленный опыт позволяет мне уверенно говорить о высокой эффективности применения модерации в образовательном процессе.  При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. Уровень обученности по биологии в течение трех лет составляет 100%, качество знаний по биологии увеличилось с 68%  до 74% , возросло значение среднего балла с 3,4 до 3,7.

 Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на учеников и на  меня, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"АМО - эффективная образовательная технология XXI века"

Активные методы обучения  – это система методов, обеспечивающих активность  и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строя...

Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология

В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения. Современное общество требует от человека  не только приобрести новые знания и умения, но,...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»

laquo;Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»...


 

Комментарии

С огромным удовольствием прочла вашу статью. Считаю, что многое можно применять и на уроках в начальной школе. Автор очень четко и обоснованно описала принцип работы, что позволяет судить о компетентности педагога в этой области. Можно ли обратиться за помощью при составлении урока? буду рада, если вы ответите на мой вопрос.