Взаимодействие наставника и молодого педагога
статья

Севостьянова Лада Сергеевна

В помощь педагогу-наставнику

В современном мире как никогда актуальны специалисты высокого уровня, особенно в сфере образования. Однако, приобретение опыта и адаптация к профессиональной деятельности зачастую вызывают трудности у выпускников вузов, впервые пришедших в школу в качестве педагога. Многие из них не в силах справиться с психологической и профессиональной нагрузкой без помощи коллег. И вот тут на первый план выходят учителя с большим опытом работы, готовые оказать любую посильную помощь молодому коллеге – педагоги-наставники.        

Практически каждому опытному учителю в современной школе доводилось курировать, помогать, давать советы вчерашним студентам, а ныне педагогам, но только в последние годы наставничеству как стратегии формирования кадрового состава российских школ стало уделяться особенное внимание. Педагог-наставник ведет планомерную работу по введению своего подопечного в профессиональную среду, организуя свою деятельность системно и эффективно.

В текущий период я являюсь наставником  Поршневой Анастасии Александровны, пришедшей работать в нашу школу 1 сентября 2017 года.   

Для организации эффективного взаимодействия мною был составлен план работы  с молодым педагогом.                

             План работы педагога-наставника

Индивидуальная программа профессионального развития

молодого педагога Поршневой Анастасии Александровны

Цели:

развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, адаптация к профессиональной среде.

Задачи:

оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно–воспитательной деятельности;

формирование потребности и мотивации к творческому саморазвитию и непрерывному самообразованию;

создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В процессе взаимодействия у нас с Анастасией Александровной сложились тёплые дружеские отношения, и наша совместная деятельность не только принесла обоюдную пользу, но и способствовала формированию системы работы педагога-наставника.                                  

 

1.2.Система работы в качестве педагога-наставника

   Моя работа в качестве наставника базируется на следующих принципах:

соблюдение прав молодого специалиста; искреннее желание помочь в преодолении трудностей; взаимопонимание; способность видеть и учитывать личностные качества подопечного; добровольность; гуманность; конфиденциальность; ответственность;  предоставление возможности самостоятельно выбирать направления саморазвития.

Системный подход в организации профессионального взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста предполагает наличие нескольких периодов совместной деятельности, каждый из которых имеет собственные приоритетные цели и задачи.                                                                                              Таблица 1

Этап работы

Цель

Задачи

 

Прогнозируемый результат

Формы работы

1 этап (первый год работы) – адаптационный (теоретический)

оказание практической помощи молодому специалисту в адаптации в школе

1) определить сформированность профессионально значимых;2) сформировать навыки самоорганизации и активности;

3) выявить наиболее серьезные проблемы

определить пути их разрешения.

 

молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, умениями в области

поурочного планирования, анализа и самоанализа урока

 

- индивидуальные консультации;

- посещение уроков;

тренинг, заседания круглого стола

 

2 этап

(второй год работы)– теоретико-апробационный (проектировочный)

формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста

 

1) стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста;

2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность;

3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями

молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании

- индивидуальные, коллективные консультации;

- посещение уроков;

- мастер-классы;

- открытие уроки, внеклассные мероприятия

3 этап (третий год работы) – апробационный (контрольно-оценочный)

создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала.

1) сформировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;

2) сформировать умение критически оценивать процесс профессионального становления

и развития;

3) сформировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием

молодой специалист, умеющий планировать учебную деятельность, на основе творческого поиска, психологически и профессионально готовый к самостоятельной деятельности

- индивидуальные, групповые консультации;

- мастер-классы;

 - открытые уроки, внеклассные мероприятия;

- выступления на педсоветах;

- участие в профессиональных конкурсах.

 

      Наша работа с Анастасией Александровной по индивидуальному профессиональному росту также включала составление мною методических рекомендаций по решению проблемных моментов, помощь в организации и проведении образовательного процесса и воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником начинающего учителя, привлечение молодого специалиста к сотрудничеству с членами методического объединения, составление портфолио достижений педагога.

Результаты мониторинга отношения молодого педагога к профессиональной деятельности

(каждый параметр оценивается по шкале от 1 до 10,

где 1- чувствую себя неуверенно, а 10 – знаю, умею и применяю)

 Таблица 2.

 

Параметры диагностики

2017-2018

2018-2919

2019-2020

Позитивное отношение к профессии:

1

Приобретение профессиональных навыков и умений

1

7

9

2

Практическое значение полученных знаний и умений в повседневной работе

3

9

9

 

Позитивное отношение к работе в этом коллективе:

1

Коллеги всегда готовы прийти на помощь

4

8

10

2

Я могу многому научиться у своих коллег

8

9

10

 

Мотивация к самосовершенствованию на педагогическом поприще

1

Я хочу участвовать в профессиональных мероприятиях и конкурсах

1

6

10

2

Сотворчество с педагогом-наставником помогает мне апробировать собственные идеи

1

7

10

3

Я могу научить чему-то своих коллег

1

2

7

 

Данные мониторинга свидетельствуют о позитивных изменениях в оценке молодым специалистом своего прогресса на профессиональном поприще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роли педагога-наставника16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональному становлению молодого педагога сопутствуют проблемы разного типа. С учетом этих проблем, а также профессиональных потребностей молодого учителя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.

НАСТАВНИК - ПРОВОДНИК

Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри».

НАСТАВНИК – ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ

Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера.

НАСТАВНИК - КУМИР

Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя.

НАСТАВНИК - КОНСУЛЬТАНТ

За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки.

НАСТАВНИК - КОНТРОЛЁР

В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы наставника с молодыми педагогами по теме: «Обеспечение получения образования на дому детей с ОВЗ»

Цель: Освоение методов и форм работы с детьми с ОВЗЗадачи:1.      Освоение методики составления планов и программ работы с детьми с ОВЗ2.      Освоени...

Правила коммуникации наставника и молодого педагога

В помощь педагогу-наставнику.Рекомендации для организации плодотворного сотрудничества опытного и молодого специалистов....

План работы наставника с молодым педагогом.

Данная методическая разработка  поможет поставить  цели и задачи, составить план работы на год, а так же составить  отчет о работе наставника с молодкм педагогом....

План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год

План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год...

Правила общения наставника с молодым педагогом

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать....

План работы учителя наставника с молодым педагогом.

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в условиях современной школы....

II ГОРОДСКОЙ КОНКУРС НАСТАВНИКОВ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ"ДВЕ ЗВЕЗДЫ"/ презентация к фрагменту урока.

Презентация к фрагменту урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей"Фрагмент урока рассчитан на 20 минут. Связан с празднованием праздника Белого месяца,...