Правила коммуникации наставника и молодого педагога
статья

Севостьянова Лада Сергеевна

В помощь педагогу-наставнику.

Рекомендации для организации плодотворного сотрудничества опытного и молодого специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правила коммуникации85.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА КОММУНИКАЦИИ НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

http://www.madouds51.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2018.jpg

Общение наставника со своим подопечным будет успешным при соблюдении следующих рекомендаций:

  • Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»

  • Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то...» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.

  • Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает...», «На Вас лежит ответственность...» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.

  • Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то...», «если бы Вы последовали примеру....»).

  • Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы...» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.

  • Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

  • Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.

  • Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы наставника с молодыми педагогами по теме: «Обеспечение получения образования на дому детей с ОВЗ»

Цель: Освоение методов и форм работы с детьми с ОВЗЗадачи:1.      Освоение методики составления планов и программ работы с детьми с ОВЗ2.      Освоени...

Взаимодействие наставника и молодого педагога

В помощь педагогу-наставникуВ современном мире как никогда актуальны специалисты высокого уровня, особенно в сфере образования. Однако, приобретение опыта и адаптация к профессиональной деятельности з...

План работы наставника с молодым педагогом.

Данная методическая разработка  поможет поставить  цели и задачи, составить план работы на год, а так же составить  отчет о работе наставника с молодкм педагогом....

План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год

План работы учителя – наставника с молодым педагогом на 2022-2023 уч.год...

Правила общения наставника с молодым педагогом

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать....

План работы учителя наставника с молодым педагогом.

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого педагога в условиях современной школы....

II ГОРОДСКОЙ КОНКУРС НАСТАВНИКОВ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ"ДВЕ ЗВЕЗДЫ"/ презентация к фрагменту урока.

Презентация к фрагменту урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей"Фрагмент урока рассчитан на 20 минут. Связан с празднованием праздника Белого месяца,...