ПК 3.4
методическая разработка

Ряжапова Регина Римовна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Ряжапова Регина Римовна

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 49.02.01.

с оценкой____________________

Физическая культура

«   » _______________ 201__ года

Курс:3, группа: 39

Руководитель: Ртищева А.В. преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории

        

Челябинск, 2019

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ

БАСКЕТБОЛИСТОВ

 6

 

1.1 Понятие прыгучести

 6

1.2 Прыгучесть как физическое качество баскетболистов

 8

Выводы по главе 1

 17

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

 18

2.1 Средства развития прыгучести баскетболистов

 18

2.2 Методы развития прыгучести баскетболистов

 27

2.3 Физиологические особенности у баскетболистов 15-16 лет

 35

2.4 Критерии оценивая развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет

40

2.5 Комплекс упражнений для развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет

42

Выводы по главе 2

 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 45


Введение

Актуальность. Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий.

Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность проявления каждым баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча.

В настоящее время в баскетболе произошли значительные изменения в правилах проведения соревнований, а также в структуре игровой деятельности, которая характеризуется значительным смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами современного баскетбола сокращено время на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону, данные изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков тактических схем в нападении. Предоставление возможности защитнику использовать более активные действия привели к возникновению контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой площадке. Баскетболисты различного соревновательного уровня и различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости.

Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.

Многие исследователи отмечают, что физическая работоспособность и функциональные возможности отечественных баскетболистов различной квалификации пока не отвечают уровню требований современного баскетбола. Однако в изученной литературе мы не нашли рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки игроков с учетом современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своем развитии.

Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню прыгучести баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития прыгучести игроков – с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования прыгучести баскетболистов с использованием специфических средств и методов.

Объект исследования: прыгучесть как физическое качество баскетболистов.  
Предмет исследования: методика развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет.

Цель исследования:  на основе анализа литературных источников определить эффективные средства и методы развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.

Задачи исследования:

1) провести анализ литературных источников по развитию прыгучести;

2) раскрыть значение прыгучести в физической подготовке баскетболистов;

3) разработать комплексы упражнений, направленные на развитие прыгучести баскетболистов 15-16 лет;

4) определить методы воспитания прыгучести баскетболистов 15-16 лет.

методы исследования:  анализ,

обобщение литературных источников по проблеме развития прыгучести баскетболистов.




ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ

БАСКЕТБОЛИСТОВ

  1. Понятие прыгучести

Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе и практической работе тренеров и спортсменов практически всех специализаций.

В ходе исторического развития спорта и специальных исследований смысловое содержание этого понятия развивалось и уточнялось. Первые отечественные авторы, занимавшиеся вопросами прыжков  не раскрывают сущности понятия[12]. Они относили прыгучесть к природным качествам. Впервые (вероятно), попытка раскрыть смысловое содержание прыгучести была сделана В.С. Клименко, который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно [25].

В то же время, например, Р.В. Жордочко и В.Д. Полищук  считают, что прыгучесть это — способность прыгуна выполнять отталкивание со скоростью, которая обеспечивает подъем центра массы тела на определенную высоту. Ю.В. Верхошанский под прыгучестью понимает способность спортсмена путем отталкивания «подбросить общий центр тяжести своего тела на наибольшую высоту»[11]. А, по мнению Г.И.Ковальчука, прыгучесть является комплексным качеством двигательной деятельности, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении оптимальной амплитуды движений [18].

А вот определение, к которому склоняются в современной литературе. Прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.

Ни одно двигательное качество не может быть изолировано от других. Например, штангисту для поднятия рекордного веса недостаточно даже значительного развития мышечной силы. Можно обладать большим потенциалом силовых качеств, но реализуются они лишь при наличии необходимого уровня развития подвижности, точности, гибкости и др., т.е. без соответствующего развития координационных не могут полностью реализоваться физические качества.

Важные компоненты прыгучести - сила и быстрота мышечных сокращений. Как известно, прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания. При амортизации центр тяжести направляется вниз - к опоре, работа мышц приобретает уступающий характер. В момент активного отталкивания общий центр тяжести тела удаляется от опоры, и характер работы меняется на преодолевающий. Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты движений, но и определение точного момента их сочетания, как в подготовительных действиях, так и в ведущем звене техники. Таким образом, следующий важный компонент прыгучести - это ритм движений[1].

Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила. Важную роль в ее реализации играют характер импульсации мотто-нейронов активных мышц - частота импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотто-нейронов. Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы.

Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например, акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.

Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.

Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий.

1.2 Прыгучесть как физическое качество баскетболистов

Эффективность спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсменов с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а также направлением и скоростью движении. Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей, позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений». На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».

Наиболее емкое определение скоростно-силовым способностям дает Л.П. Матвеев. Под ними он понимает такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время [19].

Обращение к работам ведущего теоретика спортивной подготовки В.Н. Платонова показало, что им не употребляется термин «скоростно-силовые качества». Данное качество он называет «взрывной силой» и подразумевает под ней способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. В более поздних работах В.Н. Платонов данное качество называет скоростной силой и дает такое определение: «скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время» [22].

Говоря о скоростно-силовой подготовке, большинство авторов указывают в первую очередь на соотношение А.Хилла, связывающем (за некоторым исключением) обратно пропорционально силу мышечного сокращения и скорость, с которой эта сила проявляется в движении: с уменьшением внешнего сопротивления скорость движения возрастает, а проявляемая мышечная сила падает.

В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:

1. Силовой компонент мощности (динамическая сила): чем больше скорость движения, тем больше динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц;

2. Скоростной компонент мощности: одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим - улучшение координации работы мышц. Скоростные свойства мышц в значительной степени предопределены соотношением быстрых и медленных мышечных волокон.

Среди координационных факторов, играющих важную роль в проявлении взрывной силы, отмечаются характер импульсации мотонейронов активных мышц, частота их импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных моттонейронов.

Ю.В. Верхошанский пишет, что скоростные и силовые компоненты зависят не только от поперечного сечения, вязкостных свойств, плотности иннервации на единицу объема мышечного волокна, но и от состояния двигательных отделов коры головного мозга [11].

В баскетболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей баскетболистов целесообразно называть прыгучестью.

Ю.В. Верхошанский под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании [11].

Л.Д. Назаренко дает следующее определение прыгучести: это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний[18].

Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:

  • быстрота и своевременность прыжка;
  • выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;
  • неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);
  • -управление своим телом в безопорном положении;
  • точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям [24].

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести.

Остается открытым вопрос о качественных параметрах тренировочных воздействий силовой и скоростно-силовой направленности, обеспечивающих развитие и поддержание достигнутого уровня прыгучести.

Таким образом, прыгучесть является одним из важнейших физических качеств баскетболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.).

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием [15].

Специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность проявления ее наибольшей величины за наименьшее время. Быстрота движений, как компонент прыгучести, обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограниченной активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Одним из важных факторов развития прыгучести является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести [11].

Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений.

Исходя из того, что эти качества всегда проявляются в определенной структуре движения, необходимо выявить их специфические особенности, присущие для конкретного вида спорта.

Специалисты выделяют следующие специфические особенности прыгучести в баскетболе:

  • быстроту и своевременность прыжка с точным определением места отталкивания;
  • выполнения прыжка с различного разбега, на различную высоту преимущественно в вертикальном направлении;
  • умение управлять своим телом и производить рациональные действия в воздухе в борьбе за мяч при соприкосновении с соперником;
  • выполнение неоднократных прыжков в условиях силовой борьбы;
  • точность приземления и готовность без задержки выполнить дальнейшие игровые действия [12].

Применительно к спортивным играм (баскетболу, волейболу) прыгучесть необходима не сама по себе, а как качество неразрывно связанное с выполнением определенных технических приемов. В процессе игры от спортсменов не всегда требуется исполнение технических действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным.

Скворцова отмечают, что качество игры баскетболиста зависит не только от силы отталкивания от пола и высоты касания вытянутой при прыжке руки, а в первую очередь от высоты, на которой этот игрок эффективно использует свои технико-тактические знания и качества.

Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника [13].

Попытки провести аналогию между волейбольными прыжками и прыжками легкоатлетического типа или другими спортивными прыжками не имеют под собой почвы. Главным образом потому, что механизм отталкивания волейболистов, критерии эффективности и цель прыжка в волейболе специфичны. Данное положение однозначно касается и прыжков баскетболистов.

К показателям, обусловливающих эффективность действий спортсмена в баскетболе, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала.

В связи с этим, в плане развития и совершенствования прыгучести особенно важно уметь управлять этой комплексной способностью в соответствии с выполнением того или иного двигательного действия. Сложность управления любым качеством в спортивных играх заключается в том, что игроку противодействует соперник, и он принимает конкретное решение в зависимости от игровой ситуации (расположения партнеров по команде и противника, направление полета мяча и т. д.)

Вместе с тем, существенная роль в управлении движениями, как указывает В. И. Гаврилов принадлежит сознательному умению контролировать пространственные и временные параметры и связано с развитием у занимающихся способности точно оценивать и анализировать свои действия [6].

Технические приемы, выполняемые в прыжке, по структуре являются сложно-координационными действиями и правильное распределение движений по времени, точная дифференцировка длительности и последовательности этих движений, а также соблюдение определенной скорости и удержание нужного темпа определяет успех их выполнения.

Аль Кхатиб Ахмад на основании проведенного им исследования, направленного на изучение механизмов управления движениями при броске мяча в корзину, приходит к выводу, что целенаправленное педагогическое воздействие на отдельные механизмы управления движениями человека позволяет повысить их точность у спортсменов [1].

Точность бросков мяча в прыжке зависит на 68 – 72 % от дистанции, на 17-28 % от направления и на 3 – 13 % от способа броска. Наибольшей результативности баскетболисты добиваются при выполнении бросков с ближней дистанции. С увеличением расстояния до кольца точность попаданий уменьшается. При этом высота прыжка изменяется в зависимости от условий выполняемого броска, что связано с приспособительной коррекцией двигательной системы.

В исследованиях некоторых авторов доказано, что противодействие со стороны соперника оказывает сильное влияние на высоту прыжка при выполнении броска в прыжке и его эффективность.

Так, если при пассивном сопротивлении защитника эффективность бросков в прыжке с ближней дистанции составляет более 70 %, со средней – 62 – 67 % и с дальней – 42 – 46 %, то при выполнении бросков с активным сопротивлением эффективность попадания заметно снижается и соответственно равна 40 –42 %, 34 – 36 % и 25 – 28 %.

Самые значительные показатели высоты прыжка и коэффициенты использования прыгучести обнаружены при выполнении бросков в прыжке с активным сопротивлением защитника. С увеличением дистанции, с которой производятся броски, снижается высота прыжка и коэффициент использования прыгучести.

В.М. Левин отмечает, что высокая результативность броска в прыжке и ее устойчивость достигается за счет широкой вариативности двигательных действий при высокой способности к их управлению [25].

Кроме того, сопротивление, оказываемое со стороны противника, требует от игрока уметь управлять данным движением в более широком диапазоне временной и кинематической структуры.

Информация о степени реализации игроком своих прыжковых возможностей позволяет повысить эффективность выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести.

Поскольку прыгучесть определяется многими специалистами как комплексная способность человека проявлять усилия максимальной сложности в кратчайший промежуток времени, то главными критериями, определяющими управляемость прыжка, будут время отталкивания, прилагаемая при этом сила, высота прыжка и его продолжительность.

Способ связи динамических элементов – их временные, количественные и причинно – следственные отношения, следует понимать, как внутренний механизм двигательного действия. Знание этого механизма имеет первостепенное значение для спортивной практики, т. к. даст возможность более эффективно совершенствовать техническое мастерство спортсменов, суть которого заключается в постоянном поиске и освоении рациональных двигательных приемов, позволяющих наилучшим использовать растущий моторный потенциал в конкретных условиях спортивной деятельности [13].

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Баскетбол – один из самых популярных видов спорта в мире. Для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе характерно значительное проявление скоростно-силовых качеств, потому что ее основу составляют различные виды беговых упражнений, прыжков, бросков мяча.

Прыгучесть, как комплексное скоростно-силовое качество, важен для игры в баскетбол. В большинстве элементов игры, и в защитных действиях и в нападении преимущество, над соперником в высоте и продолжительности прыжка имеет решающее значение.

Прыгучесть – сложное физической качество. На его проявление оказывают влияние различные факторы. Мощность – это сочетание силы и скорости. Силовой компонент – это динамическая сила. Одной из разновидностей мышечной силы является взрывная сила. Скоростной компонент включает скорость разбега и максимальную скорость. Мышечная координация также оказывает влияние на прыгучесть.

Так же можно выделить другие факторы, обуславливающие развитие прыгучести: состояние суставно-связочного и мышечного аппарата, нервно-психическое и эмоциональное состояние.

.


ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

2.1 Средства развития прыгучести баскетболистов

Развитие  тех или  иных  физических (двигательных) способностей обусловливается, в первую очередь, особенностями биомеханических и физиологических механизмов, определяющих их проявление, зависящих, в свою очередь, от механических характеристик соответствующих движений. Поэтому изучение соответствующих механизмов позволило бы сформировать основу для рассмотрения опыта скоростно-силовой подготовки в различных видах спорта (в том числе в баскетболе), отбора и конструирования средств и методов развития прыгучести баскетболистов.

Наличие в мышце сократительного и упругих компонентов означает наличие как минимум двух механизмов энерго-продукции при взаимодействии с внешними телами.

Наличие у мышцы как сократительных, так и упругих свойств определяет особенности взаимодействия опорно-двигательного аппарата  человека   с   внешними   предметами [14]. При приземлении   после предыдущего  шага на опорно-двигательный  аппарат человека   действует  значительная сила. Причём, физиологические механизмы не могут обеспечить развития необходимого максимума усилия мышцы в короткий  промежуток  времени.  Поэтому  в результате  приобретения  двигательного опыта выработан следующий механизм взаимодействия с опорой в этих условиях: 1) сократительный аппарат активизируется до начала контакта с опорой, подтверждением чему служат, например, данные И.М. Козлова  о том, что в беге наибольшая активность мышечного аппарата наблюдается не только во время контакта с опорой, но и непосредственно перед ним, причём, сказанное  верно  как для  агонистов,  непосредственно  осуществляющих усилие в фазах амортизации и отталкивании, но и антагонистов; 2) при взаимодействии с опорой мышцы, осуществляющие амортизацию и отталкивание, реализуют преимущественно упругие свойства, что  позволяет им  достигать  величин  скорости  сокращения и развития усилия, значительно превышающих возможности сократительного  элемента [19].

Следует отметить, что методики воспитания различных силовых способностей взаимосвязаны, поэтому начать обзор основных методов   воспитания   скоростно-силовых способностей   целесообразно с описания общих методов силовой подготовки.

В.М.  Зациорский,  основываясь на экспериментальных данных зарубежных исследователей, отмечает, что силовая тренировка может быть эффективной только в том случае, если в ней тем или иным способом достигается максимальное мышечное напряжение. В связи с этим автор выделяет три метода воспитание силы:   1) метод повторных усилий; 2) метод максимальных усилий: 3) метод динамических усилий [9].

Основным  требованием   метода  повторных  усилий  является выполнение упражнения "до отказа". В этом случае непредельное в первых  повторениях  мышечное  напряжение  в  заключительных повторениях достигает максимума. В итоге наблюдаемая физиологическая картина становится близка к той, которая характерна при преодолении  максимальных  сопротивлений.  Силу  сопротивления (вес отягощения)  подбирают  таким   образом,  чтобы  упражнение можно было выполнить 8-12 раз. Большее число повторений, приводит к преимущественному росту  выносливости.  В  то  же  время,  автор  показывает, что применение  метода  повторных  усилий   в   скоростно-силовой подготовке  ограничено  вследствие  ряда  причин,   из  которых  основными являются следующие:   1) невыгодность работы "до отказа" в энергетическом отношении; 2) последние наиболее ценные попытки происходят на фоне угнетения возбудимости центральной нервной системы, что затрудняет формирование тонких условно-рефлекторных отношений,  обеспечивающих дальнейшее развитие силы; 3) скорость выполнения движений невысока, что не соответствует характеру проявления силы в скоростно-силовых движениях. Сказанное определяет место метода повторных усилий в скоростно-силовой подготовке: его применяют в основном на начальных этапах скоростно-силовой подготовки с целью укрепления мышечно-связочного аппарата, а также тогда, когда применение максимальных сопротивлений невозможно (например, после травм), или необходимо обеспечить больше возможностей  для  контроля  за  техникой.

Метод максимальных усилий характеризуется преодолением максимально возможных сопротивлений в 1-3  повторениях в одном подходе. Периоды отдыха между подходами должны обеспечивает полное восстановление. Тренировка проводится до наступления утомления. Использование этого метода наиболее интенсивно началось в послевоенные годы и привело к значительному повышению  результатов  во  многих  видах  спорта.   Его   применение обосновано в работах Дьячкова В.М., Фомина Н.А., Матвеева Л.П., и других авторов. В.М. Зациорский отмечает, что  этот метод способствует образованию тех нервно-координационных отношений, которые обеспечивают рост силы [10]. В то же время, автором особо указывается, что этот метод не должен являться  единственным в  арсенале  методов  силовой  подготовки, т.к. любой  метод  при  его  однообразном  применении  становится привычным и теряет эффективность.

Отмечая, что в процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются две основные задачи: 1) повышение максимальной мышечной силы и 2) воспитание способности к проявлению большой силы в быстрых движениях, описывает метод динамических усилий. Суть этого метода заключается в  создании максимального  мышечного напряжения при помощи перемещения непредельного отягощения с наивысшей скоростью. В.М. Зациорский , ссылаясь на более ранние работы других авторов, предупреждает, что  широкое применение методов повторных и максимальных усилий приводит к временному снижению скорости движений [10]. Её повышение происходит через 2-6 недель после исключения интенсивных силовых нагрузок. В это время и применяют метод динамических усилий.

К  средствам  силовой  подготовки  В.М. Зациорский  относит:

1)        упражнения с внешним сопротивлением, для создания которого обычно используют вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов,  сопротивление внешней среды (например, бег по глубокому снегу);

2)        упражнения с отягощением, равным весу собственного тела.          

Автором отмечается, что если речь не идёт о воспитании силовой выносливости, то процесс  силовой (и  в ещё большей степени скоростно-силовой ) подготовки должен происходить в «неутомлённом состоянии». Это определяет место упражнений скоростно-силовой подготовки  как в занятии, так и в недельном тренировочном цикле, необходимость достаточного для восстановления времени отдыха [10].

Особо следует остановиться на «ударно» методе силовой подготовки. Этот метод, как признано специалистами, является одним из наиболее эффективных методов при развитии скоростно-силовых способностей, когда речь идёт о тех из них, которые связаны со "взрывным реактивно-баллистическим   напряжением"   в прыжках и быстром беге. Его автором является Ю.В. Верхошанский [3]. Идея, лежащая в основе метода, заключается в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растягиванием, предшествующим активному усилию. Для этого, указывает Ю.В. Верхошанский, надо использовать не отягощение, а его кинетическую энергию, накопленную им при свободном падении с определённой высоты [3]. Телом, кинетическая энергия которого используется, может быть как внешний предмет (гиря, диск или диски от штанги), так и тело спортсмена. В первом случае энергия падающего тела передается к рабочему сегменту тела спортсмена через блок или систему блоков посредством гибкой связи. Наиболее распространенный пример использования энергии падающего тела спортсмена-выпрыгивание после спрыгивания с возвышения имеет непосредственное отношение к воспитанию прыгучести. Ю.В. Верхошанский  отмечает, что при выполнении упражнений ударного характера учитывается следующее:

1) Величина ударной  нагрузки  определяется  весом  груза и высотой  его свободного падения. Оптимальное сочетание того и другого  подбирается  эмпирически в  каждом  конкретном  случае, однако преимущество  следует отдавать  большей  высоте,  нежели большему весу.

2) Амортизационный путь должен быть минимальным, но достаточным для того, чтобы создать ударное напряжение в мышцах. Поэтому углы в суставах в исходной позе должны соответствовать положению, в котором начинается рабочее движение в специализируемом упражнении.

3)        Ударной тренировке должна предшествовать хорошая разминка.

4)        Дозировка ударного упражнения не должна превышать ориентировочно 5-8 движений в одной серии в зависимости от веса груза и подготовленности занимающихся [3].

При развитии прыгучести автор рекомендует подбирать высоту спрыгивания таким образом, чтобы обеспечить развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей   работы   на   преодолевающую. В связи с темой работы приведём также рекомендации автора по применению непосредственно прыжка в глубину.

1)        Прыжок в глубину требует специальной предварительной подготовки, которая выражается в выполнении значительного объема  прыжковых упражнений и упражнений со штангой. Имеет смысл  вначале  выполнять  отталкивание  после  спрыгивания  вперед-вверх и лишь после достаточной подготовки только вверх.

2)        Оптимальная дозировка прыжка в глубину (при активном отталкивании вверх) не должна превышать 4 серий по 10 раз для хорошо подготовленных спортсменов, и 2-3 серий по 5-8 раз для менее подготовленных. Отдых между сериями следует заполнять легким бегом и упражнениями на расслабление 10-15 мин.

3) Прыжки в глубину в указанном объёме следует выполнять один-два раза в неделю в занятии, посвященном специальной силовой подготовке. В такой тренировке прыжки в глубину можно сочетать  со специальными силовыми упражнениями   локального характера и обще-развивающими упражнениями в небольшом объеме. Возможно применение прыжков в глубину в конце технической тренировки.

4)        Прыжки в глубину оказывают сильное  воздействие  на нервную систему, поэтому их следует выполнять не менее чем за 3-4 дня до тренировки технического характера, а следующее за ними занятие рекомендуется посвящать общей физической подготовке с небольшим объёмом [6].

5)   Основное место прыжков в глубину в годичном цикле - вторая половина подготовительного периода. Однако в соревновательном периоде они являются действенным  средством для поддержания достигнутого уровня специальной силовой подготовленности. В это время их следует включать в занятия один раз в 10-14 дней, но не позже чем за 10 дней до соревнований. Специалисты в области спортивной тренировки называют ещё один метод развития силы, имеющий прямое отношение и к скоростно-силовой подготовке, это — метод электростимуляции. Основная причина эффективности этого метода заключается в том, что человек  не в состоянии максимально активировать мышцы, а внешний электрический разряд позволяет достигнуть состояния максимальной активации (напряжения) мышцы. Однако применение метода электростимуляции  в скоростно-силовой  подготовке ограничивается двумя обстоятельствами: а) напряжение мышц при помощи внешнего раздражителя исключает проявление волевых усилий, исключительно важных при проявлении силы; б) на столь "острое" средство  силовой подготовки  организм человека реагирует ограниченное число раз, что обусловливает быстрое исчерпание адаптационных резервов.

Завершая обзор методических подходов в воспитании силовых и  скоростно-силовых способностей, необходимо  сделать три принципиальных замечания.

Во-первых, конкретные средства рассмотрены в качестве примеров   при   использовании   методов   скоростно-силовой подготовки, в целом это упражнения, позволяющие преимущественно проявлять в движении либо большую силу, либо большую скорость, чем в реальном движении, эффективность которого требуется  повысить. Здесь важно отметить, что современные представления о многолетней скоростно-силовой подготовке спортсменов не позволяют принять  бытующее  в  практике  тренировки  в  некоторых видах спорта (в том числе в баскетболе) мнение о том, что в подростковом и юношеском возрасте нет необходимости заниматься скоростно-силовой  подготовкой.  Якобы  это  может угнетать рост юных  спортсменов, являться источников травм,  истощит адаптационные резервы организма и не позволит в более взрослом возрасте совершенствовать скоростно-силовые способности. Учёт индивидуальных особенностей   занимающихся,   соблюдение   методических   рекомендаций при применении средств скоростно-силовой подготовки позволяют исключить   негативные   явления   для   здоровья и   развития юных спортсменов, а своевременная  смена  средств  скоростно-силовой  подготовки позволяют даже при очень раннем начале их использования повышать уровень скоростно-силовой подготовленности до конца спортивной карьеры. Более того, имеются сведения, что отсутствие упражнений скоростно-силового характера на ранних стадиях спортивной подготовки часто невозможно восполнить позже [8]. Это связано с наличием в подростковом и юношеском возрасте сенситивных периодов развития скоростно-иловых способностей, а также с тем обстоятельством, что силовые и скоростно-силовые упражнения   в раннем   возрасте   способствуют   также   повышению прочности опорно-связочного аппарата, свойству,  совершенствование  которого  возможно  в  основном до 17-18 - летнего возраста. Добавим к этому, что, по мнению известного специалиста   в    области   баскетбола  Корягина В.М., в возрасте 15-16 лет скоростно-силовая подготовленность является фактором, в большой мере определяющей успешность соревновательной деятельности баскетболистов [22].

Наконец, в третьих, применение средств и методов скоростно-силовой подготовки в годичном цикле может иметь успех только при соблюдении закономерностей и принципов их распределения по периодам цикла.

Планируя нагрузку в микроциклах, необходимо учитывать следующее:

1. Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, надо выделять главные, которые определяли бы его преимущественную направленность. Преимущественная направленность нагрузки определяет задачу тренировки.

2. Нагрузки в микроциклах должны иметь волнообразный характер. Волнообразность нагрузки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстановления до оптимального уровня. Необходимо чередовать предельные нагрузки с нагрузками средней и малой интенсивности и активным отдыхом.

3. Выбор оптимального варианта планирования динамики тренировочной нагрузки должен основываться на знании индивидуальных качеств баскетболистов.

4. На этапе ОФП можно сохранять однородность микроциклов, если тренировочная программа выполняется на одном уровне объема и интенсивности. Это позволяет придерживаться привычного тренировочного режима, улучшает течение восстановительных процессов, но средства и методы необходимо менять, чтобы избежать однотонности занятий.

5. Содержание и объем нагрузки по дням целесообразно планировать на один микроцикл (в крайнем случае, на два), а остальные микроциклы расписывать после выяснения, как спортсменам удалось выполнить план прошедшего микроцикла.

6. В каждой тренировке основной части занятия должна предшествовать качественная разминка.

В одном тренировочном занятии целесообразно давать нагрузку определенного тренирующего воздействия, в противном случае не исключено снижение тренировочного эффекта из-за отрицательного взаимодействия упражнений разной направленности. Доказано, что положительное взаимодействие достигается, если в тренировочном занятии выполняются:

  • скоростные упражнения, затем - упражнения на специальную выносливость;
  • скоростно-силовые, затем - упражнения на общую выносливость;
  • упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем -упражнения на общую выносливость;
  • упражнения на ловкость, затем - на развитие «взрывной» силы;
  • упражнения на быстроту, затем - на силу;
  • упражнения на ловкость, затем - на быстроту;
  • упражнения на восстановление и совершенствование техники игры до и после развития одного из физических качеств [17].

Надо строить микроцикл так, чтобы повышать эффективность тренировки за счет правильного распределения нагрузки. Положительный эффект в микроцикле дает следующая преимущественная направленность тренировочных заданий (по данным научных исследований):

  • 1-й день микроцикла - скоростно-силовая работа;
  • 2-й день микроцикла - воспитание специальной и общей выносливости;
  • 3-й день микроцикла - развитие скоростных качеств и общей выносливости;
  • 4-й день микроцикла - день отдыха.

В следующие три дня (после дня отдыха) преимущественная направленность тренировочных нагрузок повторяется.

При такой последовательности сменяемости нагрузок и применении одних и тех же средств, и методов тренировки в каждом последующем занятии одной преимущественной направленности должны увеличиваться: продолжительность выполнения упражнения, количество повторений и уменьшаться паузы отдыха [6].

Наличие в двигательной деятельности баскетболиста таких двигательных действий как быстрый бег на короткие дистанции, прыжки, броски мяча определяют значимость скоростно-силовых способностей   для   баскетболиста. Это признаётся   подавляющим числом специалистов.

В  первые два года специализированных занятий с баскетболистами 15-16 лет целесообразно уделять по 50% учебно-тренировочного времени технико-тактической и физической подготовке.  Из  объёма физической  подготовки рекомендуется отводить половину   времени   на   воспитание   выносливости,   четверть времени на воспитание быстроты и скоростно-силовых качеств и четверть - упражнениям  на  силу,   гибкость,  ловкость. В то  же время нельзя считать, что подобное соотношение учебного времени  в  первые  два  года  свидетельствует  о  преимущественной  направленности тренировки на воспитание выносливости, в ущерб скоростно-силовой подготовке.

2.2 Методы развития прыгучести баскетболистов

Двигательная деятельность баскетболистов характеризуется высоким темпом и интенсивностью соревновательных и тренировочных нагрузок. В настоящее время в игровой практике возрастает процент применения активных форм защиты и нападения (прессинг, быстрый прорыв, плотная опека нападающих по всему полю). Острые игровые ситуации требуют от игрока передвижения по площадке на максимальной скорости, резких остановок, прыжков с максимальными усилиями в условиях атлетической борьбы при подборе мяча под кольцом.

Как известно, баскетбол относится к игровым видам спорта, требующим значительного проявления скоростно-силовых способностей [7]. Одним из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста, эффективность выполнения которого прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков.

О.В. Жбанков отмечает, что высокий уровень скоростно-силовых качеств положительно влияет на техническую подготовку занимающихся, на формирование у них двигательных навыков и на способность к концентрации усилий во времени и пространстве [11].

К аналогичному выводу приходит и В. М. Левин. В своих исследованиях он выявил зависимость степени технического мастерства баскетболистов среднего и старшего юношеского возраста от уровня развития скоростно-силовых качеств, что подтверждается наличием между ними статистически достоверной связи [24]. Например, точность бросков в прыжке зависит от уровня развития прыгучести. У баскетболистов старше 15 лет обнаруживается положительная корреляция между этими показателями.

Многие специалисты, наблюдая за игрой юных баскетболистов, указывают на недостаточную активность игроков при борьбе за мяч, отскочивший от корзины, что, по их мнению, связано с недостатками в специальной прыжковой подготовке юных баскетболистов и с несовершенной техникой выполнения этого приема. Специалистами неоднократно отмечалось отставание в эффективности выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести.

Таким образом, мы приходим к заключению, что игровая деятельность баскетболистов во многом зависит от уровня развития скоростно-силовой подготовленности спортсменов, т. к. она является основой специальной физической подготовленности и оказывает существенное влияние на эффективность выполнения технических действий. При этом, технические приемы, структурно связанные с проявлением прыгучести, являются ведущими в арсенале квалифицированных баскетболистов и оказывают решающее влияние на результат игры в целом.

Между тем, в практике тренировки и научных исследованиях преимущественно исследуются и анализируются результаты в ограниченном круге видов прыжков. В большинстве случаев это прыжок вверх толчком двух ног с махом руками или прыжок в длину с места.

Так, например, В.М. Корягин, исследуя факторную структуру подготовленности баскетболистов различного возраста и квалификации, отмечает высокую значимость показателей прыгучести во всех исследовавшихся возрастных группах (15-16, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 и 21-28 лет). Однако к показателям прыгучести автор относит лишь абсолютную и относительную высоту выпрыгивания и результаты в прыжке в длину с места [19].

Изучая динамику уровня физической подготовленности баскетболистов, отмечают в целом её невыраженность в течение макроцикла. Такое положение является, по мнению исследователя, результатом преимущественно аэробного и аэробно-анаэробного характера большинства средств тренировки. При этом в качестве показателя прыгучести автор рассматривает лишь результаты прыжка вверх. Это выглядит тем более убедительно и оправданно, что в статье приводятся модельные характеристики физической подготовленности и баскетболистов высокой квалификации, среди которых также находится место лишь традиционному прыжку вверх толчком двух ног.

Аль Кхатиб Ахмад, отмечает значение уровня скоростно-силовой подготовленности для эффективного обучения технике основных приёмов игры на этапе начальной подготовки [1]. При этом автор, соглашаясь с общепринятым мнением о том, что разносторонняя подготовленность юных баскетболистов является одним из основных условий успеха в многолетней подготовке и ссылаясь на мнение многочисленных авторов о ведущем месте в структуре специальной физической подготовленности её скоростно-силового компонента, в качестве теста скоростно-силовой подготовленности мышц пояса нижних конечностей применяет также лишь прыжок вверх по методике В.М. Абалакова.

Ю.В. Озеров считал, что одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр [25].

Анализ соревновательной деятельности позволил И.В. Ерёмину установить, что баскетболисты высокой квалификации имеют в своём арсенале и активно используют чрезвычайно широкий спектр прыжков. Однако явные различия в координационной структуре, различный вклад в отталкивание маховых движений рук и ног обусловил необходимость различения в первую очередь прыжков с отталкиванием одной и двумя ногами, а избранная позиция (степень участия сократительного элемента и упругих компонентов мышц) позволила выделить среди них прыжки с места, с одного шага и разбега.

Автор отмечает, что, во-первых, прыжки толчком одной ногой с места в баскетболе не выполняются; во-вторых, анализ видеозаписи позволил сделать заключение о значительном различии по степени участия в отталкивании упругих компонентов прыжков с места и разбега. Это обусловило выделение им также и промежуточного вида прыжков – с шага. Прыжки с отталкиванием одной ногой с разбега отличаются ещё более значительной нагрузкой на упругие компоненты мышц, чем в прыжке с разбега с отталкиванием двумя ногами. По мнению И.В. Еремина в таких прыжках выражен вклад в отталкивание маховых движений как рук, так и маховой ноги [16]. Такие прыжки имеют сложную координационную структуру, и результативность в них, несомненно, может зависеть от сформированности техники . Прыжки с отталкиванием одной ногой с разбега наряду с прыжками толчком двумя ногами с разбега выполняются на большой скорости и являются основными видами прыжков, применяющимися в атаке.

Прыжки с шага с отталкиванием одной ногой применяются квалифицированными спортсменами не часто, это – скорее следствие ситуации, когда необходимо некоторое смещение во время прыжка и выполнить прыжок, отталкиваясь двумя ногами, не представляется возможным.

Прыжки с шага с отталкиванием двумя ногами – один из наиболее распространённых видов прыжков. Сюда относятся все прыжки, когда спортсмен, получая мяч, меняет положение одной из ног перед броском или делает шаг для прыжка толчком двумя ногами в защите. Такие движения перед отталкиванием помогают полнее использовать потенциал упругих компонентов мышц.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая «взрывная» сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом в баскетболе.

Чем выше этот показатель у баскетболиста, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

С целью определения уровня прыгучести также использованы только два теста: прыжок в длину с места и прыжок вверх по методике В.М. Абалакова интересно, что при описании тестов отмечается, что результат в прыжке в длину с места «характеризует скоростно-силовые качества и с координированность проявляемых усилий нижних конечностей и туловища с маховыми движениями пояса верхних конечностей», результат в прыжке вверх – только «прыгучесть»[2].

Между тем, имеются сведения, что, во-первых, результат в прыжке в длину с места и прыжке вверх толчком двумя ногами тесно взаимосвязаны, эти тесты идентичны, поэтому обычно выбирают один из них, более схожий по структуре движений с соревновательной деятельностью. Во-вторых, в литературе имеются данные о том, что показатели прыгучести в прыжках с места и разбега не имеют тесной взаимосвязи. Так в результате исследований В.И. Гаврилова установлена лишь слабая взаимосвязь между результатами в прыжках вверх с разбега толчком одной ногой и двумя ногами с одной стороны и результатами в прыжке вверх толчком двумя ногами с махом руками, с другой. В то же время, между результатами в прыжках в высоту с разбега толчком двумя и одной ногами автором установлена тесная взаимосвязь. Очевидно, это объясняется различным участием в реализации прыжков с места и разбега сократительного элемента и упругих компонентов мышц [7].

Однако с позиций участия в осуществлении прыжков сократительного элемента и упругих компонентов мышц прыжковая деятельность баскетболистов является мало изученной.

Все методы воспитания прыгучести у баскетболистов должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются:

- метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:

1. Изменение возбудимости центральной нервной системы

2. Восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опороно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %.

- Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха

- Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскочил после выполненного броска по кольцу противником. И если баскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена – насколько он активен в игре.

В последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергичного обмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.

Для развития прыгучести баскетболистов наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки [18]. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег. Некоторые исследователи, преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскока достаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста.

Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).

2.3 Физиологические особенности обучающихся 15-16 лет

В подростковом периоде продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности ее филогенетически наиболее новых отделов - ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечно - сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы [13].

Однако изменения, связанные с продолжающимся морфофункциональным созреванием, далеко не на всем подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина этого в сложных перестройках организма, связанных с половым созреванием.

Физическое развитие детей в период подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 - 7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела увеличивается за год на 7-9 см, а у девочек в 11 -12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14-15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать [10].

В подростковом периоде отчетливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Процесс окостенения скелета продолжается: если окостенение запястья и пясти заканчивается, то в эпифизарных хрящах и межпозвоночных дисках лишь появляются зоны окостенения. Поэтому позвоночник очень подвижен и податлив. И при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движений, могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину [2, 34-36].

В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14- 15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 15-16 лет.

Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 - 2 года раньше, чем у мальчиков. В эндокринной системе в этот период происходит глубокая перестройка: начинается усиленный рост половых желез, повышается активность щитовидной железы и надпочечников. Особенно существенные изменения в функционировании организма, связанные с эндокринными сдвигами, происходят в начале подросткового возраста (15-16 лет у девочек и 15-16 лет у мальчиков) и приходятся на начальные (II и III) стадии полового созревания [23]. Для этих стадий, в течение которых происходят значительные морфофункциональные перестройки, характерны высокая активность обменных процессов, усиление клеточной и тканевой дифференцировки, интенсификация ростовых процессов. Следствием этого является избыточная функциональная активность всех органов и систем в состоянии покоя, обусловливающая низкую или чрезмерную реактивность к внешним воздействиям, что приводит к снижению функциональных и адаптационных возможностей организма подростков, находящихся на II и III стадиях полового созревания.

На этом этапе развития реакции центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательных систем на нагрузки могут быть хуже, чем у детей 9-10 лет, а нередко чрезмерно усилены и выходят за оптимальные границы. Изменение реактивности физиологических систем подростка к внешним воздействиям может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья учащихся, что свидетельствует о необходимости особо тщательной дозировки нагрузок и медицинского контроля за здоровьем школьников на этом этапе развития.

Существенны различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Индивидуальные особенности его темпа приводят к возникновению значительной неоднородности контингента учащихся V-VIII классов. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания,  следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте особую актуальность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания [24].

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объем на 30-35%, а в процессе полового созревания объем сердца увеличивается на 60-70%. Особенностью сердечно-сосудистой системы подростков является более выраженное увеличение емкостей полостей сердца по сравнению с увеличением просвета сосудов. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.

Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Это является одной из причин относительно низкого  артериального  давления в 15-16-летнем возрасте [20].

Увеличение объема сердца в период полового созревания идет параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Поэтому отношение объема сердца к массе тела в пубертатном периоде меньше, чем в других возрастах. В связи с акселерацией физического развития и ускорением сроков созревания современных детей и подростков размеры сердца у них также больше, чем у их сверстников 15-20 лет назад.

Нередко в период полового созревания происходит нарушение в гармонии роста тотальных размеров тела и увеличении размеров сердца, что наблюдается чаще у подростков с акселерированным типом развития или, наоборот, резко замедленным половым созреванием. Это может привести к снижению функциональных возможностей растущего организма.

И, несмотря на это, следует помнить, что и у детей, и у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных элементов сердца и сосудов, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у юношей, а тем более у взрослых. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам [14].

Чем моложе организм, тем менее при физической нагрузке может увеличиваться систолический выброс крови, что обусловливается меньшим объемом сердца и его функциональными особенностями. Скажем для сравнения, что у детей 7-8 лет при напряженной мышечной работе систолический объем крови может достигать 50 мл, а у 11-14-летних - 80 и более миллилитров. Поэтому у подростков увеличение минутного объема крови происходит в большей степени за счет систолического выброса [6]. Так, у детей 7-8 лет минутный объем крови увеличивается в условиях максимального потребления кислорода по сравнению с величиной покоя в 4-5 раз, достигая в среднем 14-15 л/мин, у подростков - в 4-5 раз, достигая 15-20 л/мин, а у взрослых - в 6-7 раз, достигая 28-30 л/мин. Это свидетельствует о повышении экономизации сердечной деятельности в покое и о расширении функциональных возможностей системы кровообращения при физической работе в подростковом возрасте.

Оценивая возрастные особенности функции дыхания, можно отметить, что если частота дыхания у детей 7-8 лет составляет 20-25 дыхательных движений в минуту, то с возрастом она снижается до 12-16 дыханий в минуту, ритм дыхания становится более стабильным. Фаза входа укорачивается, а выдох и дыхательная пауза удлиняются. Одновременно увеличиваются дыхательный объем и скорость воздушного потока на вдохе[6].

Среди ряда параметров, характеризующих дыхательную функцию, оценивается жизненная емкость легких. С возрастом она увеличивается у юных спортсменов больше, чем у неспортсменов. Причем разница находится в прямой зависимости от стажа занятий спортом.

Режим дыхания у подростков все еще менее эффективный, чем у взрослых. Например, I л кислорода извлекается из воздуха, вентилирующего легкие, у подростков из 32-34 л, у взрослых - из 24-25 л. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл.

2.4 Критерии оценивая развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.

На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов. Нами было выбраны следующие контрольные испытания:

  1. Прыжок в длину с места со взмахом руками – И.п. стоя, ноги врозь, ступни параллельно, носки перед линией. Прыгать нужно с одновременным отрывом обеих ног от поверхности, можно и со взмахом рук. Приземлившись, спортсмен выпрямляется, ждет когда зафиксируют длину прыжка, и только после этого выходит с места своего прыжка. Длина прыжка измеряется по перпендикулярной линии от точки отталкивания до самой ближней точки касания к поверхности тела спортсмена.

Нормативы прыжков в длину с места (см).

Возраст

Мальчики

Девочки

Отлично

Хорошо

Удовл-но

Отлично

Хорошо

Удовл-но

15-16 лет

215 и >

200-214

190-199

175 и >

165-174

156-164

Участнику даётся 3 попытки. В зачёт идёт лучший результат.

Участник имеет право:

  • при подготовке и выполнении прыжка производить маховые движения руками;
  • Использовать полностью время (1 мин), отведенное на подготовку и выполнение прыжка.

Попытка не засчитывается если:

  • при наличии заступа за линию отталкивания или касание ее;
  • при выполнении отталкивания с предварительного подскока;
  • при отталкивании ногами поочередно;
  • при использовании каких-либо отягощений, выбрасываемых во время прыжка;
  • при уходе с места приземления назад по направлению прыжка.

2)Прыжок вверх(см) -  обучающийся располагается под щитом на рисованном на полу квадрате 50 x 50 см. и, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укреплённую на баскетбольном щите. В зачёт идёт лучший результат из трёх попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Результат фиксируется (в сантиметрах).

Нормативы прыжков вверх (см)

Возраст

Мальчики

Девочки

Отлично

Хорошо

Удовл-но

Отлично

Хорошо

Удовл-но

15-16 лет

64,8 и >

59,9-64,7

55,0-59,8

51 и >

46-50,9

42,8-45,9

2.5 Комплекс упражнений для развития прыгучести у баскетболистов 15-16 лет

  1. Серийные выпрыгивания вверх из глубокого приседа толчком двух ног и взмахом рук. Методические указания: упражнение выполняется без паузы.
  2. Выпрыгивания вверх из полуприседа на одной ноге (держась рукой за рейку гимнастической стенки).
  3. Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги и последующим быстрым выпрыгиванием вверх: а) на месте; б) с продвижением вперед 15-20 м.
  4. Прыжки    на    двух    (одной    ноге) с поворотом  на    90°,    180°,    360°:   а) на месте с поднятыми вверх руками; б) с продвижением вперед.
  5. Прыжки вверх, доставая рукой предметы, подвешенные на разной высоте.
  6. Серийные выпрыгивания вверх с гантелями в руках из:
     а) из полуприседа  б) из приседа. Методические указания: Упражнение    выполнять без пауз, с активным взмахом рук вперед-вверх.
  7. Стойка   ноги   врозь,    скамейка между  ног.   Прыжки  вверх  с касанием стоп   над   скамейкой   (ноги   вместе)   и приземлением   в   исходное   положение: а) на месте;  б) с продвижением вперед.
  8. Прыжки на  одной ноге  с продвижением вперед напрыгивая и спрыгивая со скамеек.
  9. Прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой с доставанием рукой баскетбольного щита (кольца) или высоко подвешенного предмета: варианты выполнения: а) с места; б) с небольшого разбега. Методические указания: Отталкивание выполнять левой и правой ногой.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В тренировке юных баскетболистов развитию прыгучести уделяется большое внимание. В методику воспитания прыгучести включается развитие таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость.

Выделяют несколько основных методов воспитания прыгучести. Метод повторного выполнения упражнений, состоящий в выполнении определенного количества повторений через определенные интервалы отдыха. Это метод позволяет точно дозировать нагрузку. Интервальный метод, в котором тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха. Игровой метод наиболее сложен для дозирования нагрузки, но позволяет повысить эмоциональность и интерес. Метод круговой тренировки дает возможность комплексно воздействовать на разные группы мышц.

Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения, причем совершенствоваться должны одновременно сила и быстрота.

В развитии прыгучести важно укреплять голеностопный сустав, сделать его эластичным и сильным, после чего можно повышать прыжковые нагрузки.

Разработанная программа развития прыгучести включает 3 серии упражнений: упражнения на месте, упражнения с использованием скамейки, упражнения в движении.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы выяснили что, прыгучесть – это способность к проявлению усилий максимальной мощности нижних конечностей в кратчайший промежуток времени, результатом которого является преодоление силы земного притяжения и переход в без опорное положение на некоторое время. Наибольший прирост результатов в скоростно-силовых упражнениях, в том числе в прыжках наблюдается от 14 до 17 лет.

  Баскетбол относится к игровым видам спорта, требующим значительного проявления скоростно-силовых способностей. Одним из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста, эффективность выполнения которого прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков.

Прыжок является основным элементом в баскетболе. Чем выше этот показатель у баскетболиста, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Cпецифическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболистов используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аль Кхатиб Ахмад. Начальное обучение юных баскетболистов на базе скоростно-силовой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук [текст]/ Аль Кхатиб Ахмад. – Волгоград, 2000. – 24 с.
  2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [текст] / Б.А. Ашмарин – М. : Физкультура и спорт, 1978 – 231с.
  3. Бабушкин, В.З. Подготовка юных баскетболистов [текст]/ В.З. Бабушкин - Киев, 2003 – 135 с.
  4. Баскетбол: Пер. с фр.[текст]/ Л. Легран, М. Ра.-М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 47[1] c.: ил.
  5. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры /под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработонное. – М. : Физкультура и спорт, 2011 – 420с.
  6. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков: пер. с англ./ Ник Сортэл. – М. : АСТ: Астрель, 2005. –237[3]с.: ил.
  7. Баскетбол. Теория и методика обучения / под общ. ред. Д.С. Нестеровского. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  8. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу / С.Г. Башкин. – М.: Физкультура и спорт, 2014 – 102 с.
  9. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. – М. : ФиС,2012. – 144 с.
  10. Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол / А.Н. Бондарь. – Минск, 2016 – 167 с.
  11. Верхошанский, Ю. В. основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 2017. – 331 с.
  12. Власов, А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет: дис. ... канд. пед. наук / А.М. Власов. – М., 2004. – 142 с.
  13. Гаврилов, В. И. Исследование эффективности и обучения прыжковым действиям в баскетболе на основе применения технических средств: автореф. дис. … канд. пед. наук. / В.И. Гаврилов. – Л., 2015. – 24 с.
  14. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский - М., 2009 – 78 с.
  15. Горбашев, И. А. Дифференцированное совершенствование скоростно-силовой подготовленности баскетболистов разных игровых амплуа.-автореф. дис. …канд. пед. наук / И.А. Горбашев. – М., 2015. – 29 с.
  16. Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов / А.М. Грасис. – М. : Физкультура и спорт, 2007 – 85 с.
  17. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. – М. : Физкультура и спорт, 2018 – 143 с.
  18. Дворник, Л.С. Использование отягощений на тренировках // Физкультура и спорт / Л.С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко. – № 3, 2007 – С. 37-39.
  19. Жбанков, О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. – 2013. – № 3. – С. 19-21.
  20. Железняк, Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
  21. Железняк, Ю.Д. Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведенией / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др. – М.: Академия, 2004. – 400 с.
  22. Жуков, В.И. Оптимизация выполнения силовых и скоростно-силовых упражнений: монография / В.И. Жуков. – Майкоп, 1999. – 111 с.
  23. Зельдович, Т.А. Подготовка юных баскетболистов / Т.А. Зельдович. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 121 с.
  24. Ерёмин, И.В. К проблеме развития прыгучести у баскетболистов / И.В. Еремин // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. – Харьков-Белгород-Красноярск. – 2006. – С. 187-190.
  25. Калюнов, Б. Н. Исследование прыгучести и прыжковой выносливости баскетболистов и экспериментальное обоснование методики их развития на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст]/ Б.Н. Калюнов. – Минск, 2016. – 20 с.
  26.  Назаренко, Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество : [Электронный ресурс]. - 2006. URL: http://sportfiction.ru (Дата обращения: 21.05.2001)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация соревнований по баскетболу

Слайд 2

Соревнования отличаются по цели; по форме зачета; по контингенту спортсменов; по составу и характеру соревновательных действий соперников; по характеру организации; по условиям проведения.

Слайд 3

По цели соревнования могут быть : Основными; Подводящими ; Отборочными ; Контрольными ; Зрелищными ; Массовыми ; Коммерческими

Слайд 4

По форме зачета существуют : Личные; Командные ; Лично-командные соревнования.

Слайд 5

По контингенту соперников проводят деление соревнований по квалификации, полу, возрасту (детские, юношеские). По территориальной принадлежности соревнования могут быть Краевые, Республиканские, Европейские.

Слайд 6

По характеру организации соревнования могут быть : Открытые; Закрыты; Т радиционные матчевые.

Слайд 7

По составу соревновательных действий существуют соревнования: по отдельным видам спорта (плаванию, волейболу и др.) или комплексные (Спартакиады).

Слайд 8

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года и т.п.) признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, высокогорье).

Слайд 9

Основные документы соревнований Календарь соревнований; Положение о соревнованиях; Заявка участников соревнований; Карточка участника; Итоговый протокол результатов соревнований; Отчет главного судьи соревнований.



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Стартинейджер»

Сведения об авторе

Ряжапова Регина ., студентка 39 группы ЧПК№1

ПМ, МДК вид практики

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1)

УП по МДК02.01. (ЧПК №1)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

1, 2, 3 курсы

Сроки реализации проекта:

Декабрь 2019 года

Цель проекта:

Проявления инициативы, творчества, концентрации внимания студентов на наиболее интересных, полезных и зрелищных формах проведения досуга.

Вовлечение студентов в активную творческую деятельность

Задачи проекта:

  • Выявление талантов студентов и создание условий для реализации их творческого потенциала;
  • популяризация молодежного досуга, активного отдыха и творчества;
  • формирование условий для творческого развития студентов;
  • популяризация массового творческого конкурса;
  • развитие и укрепление творческих связей между коллективами учебных групп.

Аннотация к проекту:

Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности.

«Стартинейджер» предназначено для привлечения студентов в активную творческую жизнь, развить и укрепить творческие связи между коллективами групп.

Этапы проведения проекта

 Подготовительный:

  • Выбор темы, определение целей и задач;
  • Определение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

  • Определить регламент мероприятия;
  • Утверждение главный судей и их помощников; состав участников;

Исследовательская деятельность:

  • Сформулировать цель;
  • Определение программы;
  • Сформулировать на основе этой программы регламент мероприятия.

Продукт проекта/

результаты деятельности

  • Мероприятие «Стартинейджер»;
  • Сплочение коллектива;
  • Выявления таланта;
  • Популяризация массового творческого конкурса