Коллективно-творческая деятельность
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шелег Ольга Валерьевна

Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx19.98 КБ
Файл ktd.pptx861.93 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективно-творческая деятельность

       Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
      Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.
      Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
      Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности. 
      Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления.
     
Коллективная творческая деятельность является творческой формой воспитательной работы, которая проходит в процессе коллективного осмысления (педагогов, школьников, родителей) и поиска путей решения проблемы

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

   1) учитываются интересы и потребности каждого;

   2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

   3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

   4) данная форма является по исполнению уникальной и неповторимой

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются,  прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися.

        В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи незаметно. 

        Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят:

  • коллективные творческие дела (КТД),
  • чередование традиционных поручений (ЧТП),
  • сюжетно-ролевые игры,
  • коллективное планирование,
  • коллективный анализ и другие

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД)

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия.

В основе ее три основные идеи:

КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

КТД - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается...

КТД– общественно важное дело, потому что совершается вместе – ребятами, старшими товарищами, педагогами как их общая забота.

Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения.

Организация КТД предусматривает шесть стадий:

Первая стадия — предварительная работа.

Этап задумки, когда педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

Вторая стадия — коллективное планирование (начальная организация).

Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий 

Он обозначает предлагаемые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела 

Третья стадия — коллективная подготовка дела 

Руководящий орган - совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника.

Подготовка может идти по группам.

Четвертая стадия – проведение КТД 

На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями).

Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся    моменты

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД 

Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам.

Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД 

   По итогам высказанных предложений, впечатлений, переживаний планируется последующая воспитательная работа.  

Приемы, применяемые при проведении КТД:

- создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия)

- «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи

  • отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием

- защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение

Условия реализации КТД:

-соблюдение последовательности действий (стадий)

  • учитывать опыт совместной деятельности взрослых и детей в предшествующих делах

- уровень знаний и опыт учащихся, ранее используемые формы

 Заключение
Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются  идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллективно творческая деятельность

Слайд 2

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой , если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска , при этом: 1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по исполнению уникальной и неповторимой

Слайд 3

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят: коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие

Слайд 4

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД) Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века

Слайд 5

В основе ее три основные идеи : Коллективное (совместная работа взрослых и детей). Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых). Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни). Коллективная творческая деятельность

Слайд 6

Игорь Петрович Иванов является изобретателем методики КТД , создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества»

Слайд 7

Этапы КТД Организация КТД предусматривает шесть стадий : Первая стадия — предварительная работа . Этап задумки Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?

Слайд 8

Вторая стадия — коллективное планирование ( начальная организация).

Слайд 9

Третья стадия — коллективная подготовка дела

Слайд 10

Четвертая стадия – проведение КТД

Слайд 11

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД

Слайд 12

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД

Слайд 13

Приемы, применяемые при проведении КТД: создание микроколлективов , групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания . « мозговая атака» , когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. отбор идей , когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. защита идей .

Слайд 14

Условия реализации КТД: - соблюдение последовательности действий (стадий) учитывать опыт совместной деятельности взрослых и детей в предшествующих делах - уровень знаний и опыт учащихся, ранее используемые формы

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования

В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и актив...

Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...

Формирование культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории....

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.Цели:ü  Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий прое...