Оценочные материалы по русскому языку в 7 классе
методическая разработка

Материалы содержат  контрольные, проверочные работы по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnye_materialy_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочные материалы (демоверсии)

Контрольная работа № 1 (вводная)

Диктант.

Глухариная песня.

     Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

     Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.

    Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание .Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена. ( 119 слов).

                                                Задания к диктанту.

  1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.

3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.  

                                     

Контрольная работа   №2  по итогам первой четверти.

1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.                

Третьяков покончил за пол(дня) с делами в мотостр…лковой ч…сти.  Вскоре он  от…скал в лесу какую (то) воронку  заполне (н, нн)  ую в…дой. Сняв  ( тёмно) бурую от пыли и пота пилотку, он стал на к…лени. Клок белого обл…ка ск… льзил по зеркалу воды, и  (в) нём Третьяков увид…л себя. Не сам он, а кто (то) ч… рный, как ц…ган, (не) знакомый глядел на него. Щеки от пыли  набивш…йся в отрос…ю щетину, были (не) определённого тёмного цвета; запав…е глаза обвело ч…рным… Третьяков от…гнал к краю упавш…е на воду с…ёживш…еся листья и водя(н,нн)ого жука  скакавш…го невесомо на тонких пауч…их ногах. Вода, как на т…рфянике, выгл…дела корич?невой   но когда он зач…рпнул её в ладонь, ок…залась пр…зрач…на и холодна. Давно он так (не) умывался, даже гимнастёрку ст…нул с плеч?.

          Теперь Третьяков чу?ствовал себя чистым, освежё(н,нн)ым.

          Синело небо, (не) было слышно (ни)чьих шагов, и лишь вдали едва р…котал неум…лкающ…й гул канонады.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения (поставить знаки препинания)  

Вскоре он  от…скал в лесу какую (то) воронку  заполне (н,нн) ую в…дой.

3. Указать количество букв и звуков в слове ЕЁ.

4. Выполнить морфологический разбор глагола ЗАЧЕРПНУЛ.

5. Выполнить морфемный разбор слов   ПОДБРОШЕННЫЙ,     ПРОЧИТАННЫЙ.

6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания

внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой

выбор.

1) По улицам ехал украшенный цветами автомобиль.

2) Сотни серебрившихся  в лучах солнечного света снежных хлопьев падали сверху.

3) Ручей пробиравшийся меж камышами сверкнул сквозь густую  зелень.

4) Дверь скрипнула и на пороге появилась фигура облепленная снегом.

7. Поставьте ударение в словах:

Поднят, поднята, красивее, прибывший.

8. Н или НН? Ответ объясните письменно.

Замаскирова…ый

Коше…ый (луг)

Полотня…ый

Жёва…ый

9. Прочитайте текст 2 и выполните задания 10−15.

Текст 2

(1) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. (2) Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (3) Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.

(4) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. (5) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (6) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (7) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (8) Я не удержался и заворочался на койке. (9) Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. (10) Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. (11) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

– (12) Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживём.

(13) Рот его в это время был полон жёваным хлебом, перемешанным с жёлтым маслом и розовой ветчиной.

(14) В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло. (15) Ничто утром не напоминало о ночных  Мишкиных обжорствах. (16) На тумбочке поблескивал тяжёлый железный замок.

(По тексту В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»)

10.  Определите и запишите основную мысль текста.

11. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7–10 текста. Запишите ответ.

12. Какое впечатление произвёл Мишка на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

13. Определите и запишите лексическое значение слова «обжорство» из предложения 15.

14. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

15. Объясните значение пословицы Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен, запишите Ваше объяснение.

   

Контрольная работа № 3

по теме «Предлог».

Диктант.

      В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

    Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы  попадает семя, то оно разрастается и, постепенно  утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.  (128 слов,)

                                                                               

                                         

Контрольная работа № 4 по теме «Союз».

                                                    Диктант

  Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка,  ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей.  И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.

            Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой  родине.

                                                                                                                ( 119 слов).

Контрольная работа № 5

по теме «Частица».

Диктант.

Перед грозой.

        Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.

        Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли  о холодной воде, стучит неровно.

        Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни  возьмись  надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то  вдалеке, и гроза проходит стороной.   ( 103 сл.)

                                                                Контрольная работа № 6

                                             по теме «Союз».

                                                    Диктант

  Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка,  ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей.  И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.

            Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой  родине.

                                                                                                                ( 119 слов).

                                                         

Контрольная работа   по теме «Речь».

Изложение публицистического стиля

Поговорим о бабушках.

     Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

     Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах.  Кутает, когда все во дворе давно  раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

       Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что   она тебе «жизнь отдаёт».  Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное,  у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная  тревога, её  основной жизненный интерес, её тайная надежда.

        А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у  стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца,  если он кричит.  Это его возрастная особенность.

         Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся  ( 124 сл.)   ( По И.Медведевой.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                   

                                     Контрольная работа   по теме «Речь».

                                             Сжатое  изложение.

                                                   « О Чехове».

     Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне , и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

     Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу…

    И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

     Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…

     Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у  себя в Таганроге небольшой  виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном  Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки  елями,  клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.

     А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

     Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями…

    Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы  люди зажили умнее и счастливее.      

                                                                                            ( К.И. Чуковский )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Оценочный лист по русскому языку 5 класс

Оценочный лист по русскому языку 5 класс ФГОС...

Оценочный лист по русскому языку 6 класс

Оценочный лист по русскому языку 6 класс ФГОС...

Оценочные материалы по русскому языку

Задания с кратким и развернутым ответом...

Контрольно-оценочные материалы по русскому языку

Русский язык. Тесты на платформе Гугл...

Оценочные материалы по русскому языку со спецификациями

Оценочные материалы по русскому языку со спецификациями...