Оценочные материалы по русскому языку в 7 классе
методическая разработка
Материалы содержат контрольные, проверочные работы по русскому языку в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочные материалы (демоверсии)
Контрольная работа № 1 (вводная)
Диктант.
Глухариная песня.
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.
Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание .Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена. ( 119 слов).
Задания к диктанту.
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.
3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Контрольная работа №2 по итогам первой четверти.
1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.
Третьяков покончил за пол(дня) с делами в мотостр…лковой ч…сти. Вскоре он от…скал в лесу какую (то) воронку заполне (н, нн) ую в…дой. Сняв ( тёмно) бурую от пыли и пота пилотку, он стал на к…лени. Клок белого обл…ка ск… льзил по зеркалу воды, и (в) нём Третьяков увид…л себя. Не сам он, а кто (то) ч… рный, как ц…ган, (не) знакомый глядел на него. Щеки от пыли набивш…йся в отрос…ю щетину, были (не) определённого тёмного цвета; запав…е глаза обвело ч…рным… Третьяков от…гнал к краю упавш…е на воду с…ёживш…еся листья и водя(н,нн)ого жука скакавш…го невесомо на тонких пауч…их ногах. Вода, как на т…рфянике, выгл…дела корич?невой но когда он зач…рпнул её в ладонь, ок…залась пр…зрач…на и холодна. Давно он так (не) умывался, даже гимнастёрку ст…нул с плеч?.
Теперь Третьяков чу?ствовал себя чистым, освежё(н,нн)ым.
Синело небо, (не) было слышно (ни)чьих шагов, и лишь вдали едва р…котал неум…лкающ…й гул канонады.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения (поставить знаки препинания)
Вскоре он от…скал в лесу какую (то) воронку заполне (н,нн) ую в…дой.
3. Указать количество букв и звуков в слове ЕЁ.
4. Выполнить морфологический разбор глагола ЗАЧЕРПНУЛ.
5. Выполнить морфемный разбор слов ПОДБРОШЕННЫЙ, ПРОЧИТАННЫЙ.
6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) По улицам ехал украшенный цветами автомобиль.
2) Сотни серебрившихся в лучах солнечного света снежных хлопьев падали сверху.
3) Ручей пробиравшийся меж камышами сверкнул сквозь густую зелень.
4) Дверь скрипнула и на пороге появилась фигура облепленная снегом.
7. Поставьте ударение в словах:
Поднят, поднята, красивее, прибывший.
8. Н или НН? Ответ объясните письменно.
Замаскирова…ый
Коше…ый (луг)
Полотня…ый
Жёва…ый
9. Прочитайте текст 2 и выполните задания 10−15.
Текст 2
(1) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. (2) Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (3) Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.
(4) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. (5) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (6) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (7) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (8) Я не удержался и заворочался на койке. (9) Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. (10) Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. (11) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:
– (12) Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживём.
(13) Рот его в это время был полон жёваным хлебом, перемешанным с жёлтым маслом и розовой ветчиной.
(14) В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло. (15) Ничто утром не напоминало о ночных Мишкиных обжорствах. (16) На тумбочке поблескивал тяжёлый железный замок.
(По тексту В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»)
10. Определите и запишите основную мысль текста.
11. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7–10 текста. Запишите ответ.
12. Какое впечатление произвёл Мишка на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
13. Определите и запишите лексическое значение слова «обжорство» из предложения 15.
14. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
15. Объясните значение пословицы Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен, запишите Ваше объяснение.
Контрольная работа № 3
по теме «Предлог».
Диктант.
В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части. (128 слов,)
Контрольная работа № 4 по теме «Союз».
Диктант
Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.
( 119 слов).
Контрольная работа № 5
по теме «Частица».
Диктант.
Перед грозой.
Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.
Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли о холодной воде, стучит неровно.
Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни возьмись надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то вдалеке, и гроза проходит стороной. ( 103 сл.)
Контрольная работа № 6
по теме «Союз».
Диктант
Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.
( 119 слов).
Контрольная работа по теме «Речь».
Изложение публицистического стиля
Поговорим о бабушках.
Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся ( 124 сл.) ( По И.Медведевой.)
Контрольная работа по теме «Речь».
Сжатое изложение.
« О Чехове».
Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне , и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу…
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…
Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.
А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.
Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями…
Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.
( К.И. Чуковский )
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/25/picture-70674.jpg)
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/02/picture-1499140-1701519676.jpg)
Оценочные материалы по русскому языку со спецификациями
Оценочные материалы по русскому языку со спецификациями...
Оценочные материалы по русскому языку со спецификациями
Русский язык...