«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
статья

Симоненкова Наталья Викторовна

Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

                                                                                               Выполнила:
                                                                                              Симоненкова Наталья Викторовна
                                                                                              учитель ГБОУ школы №432


Санкт-Петербург

2019

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности.

В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются:

  • речевая компетентность - умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко. Умение и желание слушать собеседников.
  •  Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза).
  • Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения.
  • Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников.
  • Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации.
  • Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.  Процесс формирования коммуникативной компетенции, развитие коммуникативного опыта воспитанников должны идти через овладение и применение педагогом современных педагогических технологий, которые в последнее десятилетие прочно вошли в педагогическую сферу. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога.

Общение - самый важный фактор психического развития. Для всех групп детей, имеющих ограниченные возможности здоровья характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям с ОВЗ присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т.д. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у детей нарушено речевое общение. Отклонение в развитии личности ребенка в зависимости от дефекта, выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. Большинство учащихся с ОВЗ не умеют поддерживать беседу, не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос собеседника, затрудняются в формулировании вопроса, просьбы. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных умений и навыков, так как степень их сформированности влияет на процесс социализации ребёнка и развития личности в целом. Чем выше уровень развития речи, тем легче адаптируются в обществе.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки.

Существуют определенные методы и приемы, позволяющие выявить особенности коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективнее.

К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом учитель констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений учащихся. В отличии от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. переносят на свое Я.

Среди объективных методов использую в  работе:

Метод наблюдения

Метод вербальных выборов

Метод проблемных ситуаций

Метод наблюдения является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. В данном случае в условиях его адаптации в группе детей.

Метод вербальных выборов:
В индивидуальной беседе учитель может задать ребенку следующие вопросы:
С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
В результате данных процедур каждый ребенок в классе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе детей. 
Популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.
Предпочитаемые - дети, получившие один - два положительных выбора
Игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы не замеченными своими сверстниками)
Отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.
При анализе результатов методики важным показателем является взаимность выборов детей. Наиболее благоприятными являются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей составляется определенная социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные. Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую соометрическую структуру. Встречаются также группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. 
Метод проблемных ситуаций
Для развития коммуникативных отношений можно создать такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.)
На основании данных методов проводила коррекционную работу по привитию и развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Основные формы коррекционной работы: занятия, игры, упражнения,  доброжелательные отношения с ребенком.
Вовремя определить проблемные формы коммуникативных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагога.
Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы коммуникативных отношений среди детей в коллективе.
В результате была проведена коррекционная работа совместно с психологом, направленная на развитие коммуникативных навыков детей, на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. В данном случае были применены методы и приемы, направленные на формирование общения со сверстниками. Это игры, доверительные беседы в доброжелательном тоне, упражнения, направленные на формирование общения с детьми. Были проведены ряд игр и упражнений, применяемых как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
. Игра «Комплименты»
. «Круг друзей»
. «Солнечные лучики»

. Игра «Мяч в руки»

. Упражнение «Возьми себя в руки»
. Упражнение «Сбрось усталость».
В результате проведения всего комплекса коррекционной работы, направленной  на формирование и развитие коммуникативных отношений между детьми отмечается  доброжелательное, спокойное отношение детей друг к другу.  Для успешной коррекционной работы необходимо привлекать детей во все виды деятельности как на занятиях, так и в свободной деятельности с доверием и доброжелательностью.
Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих, с ним проводить индивидуальные беседы.

Формы работы: занятие, диалог, классные часы, различные игры, познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг и т. д. Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными для обучающегося. Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»: 

• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю); 

• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать); 

• представляемое «Я» (каким меня видят другие). 

Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими. Многие дети не знают, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я провожу такие беседы и практические упражнения:

«Давайте познакомимся»,

 «Здравствуй, друг!»,

«Нет ничего слаще, чем звук имени своего»,

«Кто такой «Я»?».

Знакомлю детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов). Провожу такие занятия:     «Живут на белом свете волшебные слова»,

«Такое простое слово «здравствуйте»,

 «До свидания»,

«Извините, спасибо, пожалуйста»,

«Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя».

Много бесед, практических занятий было проведено на темы:

«Поведение на уроке»,

«Поведение в школе»,

«Поведение в магазине»,

«Поведение в общественном транспорте».

 Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам  (логопеду, учителю, психологу).  Обычно при правильном подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, развиваются и коммуникативные умения и навыки. У детей с тяжелой речевой патологией отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Так же для таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.        

Общение учеников между собой и с учителем, будет также являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение — это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении — «учиться общению общаясь».

Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. 
Таким образом, содержание предлагаемых методов, упражнений, игр развивает у детей с ОВЗ коммуникативные умения и навыки, а также такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.


Литература

1.Баштырева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 854-857.

2. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский - М., 1956.- 448 с.

3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

4. Изучение коммуникативных свойств личности в психологии [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.



Приложение


Игра «Что в чем?»
Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова). В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово, например: «дом», а он должен назвать любую часть этого объекта, например «крыша», «труба», «окно» или «дверь».
Игра «Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Игра «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает учитель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Игра «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Упражнение «Как меня зовут»
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.
Игра «Дотронься до…»
Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.
педагог-психолог предлагает: «Дотронься до синего!» Все должны как можно быстрее сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Учительследит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра «Мяч в руки»
Учитель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты больше всего любишь?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?» или «Чего ты больше всего боишься?»
Игра «Ветер дует на…»
Со словами «ветер дует на…» учитель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть брат, сестра… кто больше всего любит сладкое и т.д.»
Игра «Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотронуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.
Упражнение «Врасти в землю»
Попробуйте сильно-сильно надавать пятками на пол, руки сложите в кулачки, крепко сцепите зубы. Вы - могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека.
Упражнение «Сбрось усталость»
Встаньте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, нагните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди и приоткройте рот, слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.
Игра «Пропущенные слова»
Педагог-психолог произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…» «Кошка поймала в саду…» «Шерсть у кошки… коготки…» «Дождик прошел из-за тучи показалось…» «Дворник взял метлу, он будет…» «Пришел почтальон, он принес…» В дальнейшем ребенок и воспитатель могут поменяться ролями; ребенок придумывает предложение, а учитель заканчивает его.
Игра «Угадай-ка»
В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, мелкие камушки). Организация игры: 10-12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.
Игра «Дорисуй!» 
Ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают предварить ее во что-нибудь, т.е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом.
Игра «Летает - не летает»

Эта игра хорошо знакома как взрослым, так и детям. В ее основе лежат элементарные формы сравнения, сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает - не плавает», «рисует - не рисует», «растет - не растет» и т.д.
Игра «Что общего»
Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и грузовым автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы, им необходимо питание (но у каждого свое), укрытие на время отдыха и т.п.
Игра "Эхо"
Эта игра развивает у детей внимание к речи собеседника, языковую чувствительность. В качестве иллюстраций могут быть использованы загадки, стихи, рассказы.
Агукало, агакало,
Аукало и плакало
И рассыпалось смехом
И называлось (эхом).
Живет без тела
Говорит без языка
Никто его не видит
А всякий слышит.
Эхо
За рекой, то тут, то там
Кто-то бродит по кустам
Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо - Ты-ы…
Эхо
мама! - слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш,
Эхо, ты кому кричишь?
Если дети не знают, откуда появилось слово «эхо», то объяснить его можно следующим образом: «Эхо живет в лесу, в горах, в пустых комнатах, но его никто никогда не видел. Его можно только услышать».
Игра «Волшебные конфеты»
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… 
Игра «Закончи предложение»
Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.
Игра «Вежливые слова»
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.

Игра – это одно из ведущих средств  воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видо...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы", 8 класс

Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...