Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся, методики и формы работы учителей с низкомотивированными обучающимися
материал

Вдовенко Нина Васильевна

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Не все - «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными проблемами и нас ругают за двойку на ЕГЭ. Настоящие профессионалы понимают педагогическую ситуацию, глубоко рассматривают учителя как личность, создающую для учащихся хорошие познавательные возможности, но не подменяющую их, не сажающую их себе нашею и не выполняющую обязанности «бурлака на Волге». Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального. А если мы видим, что перед нами ученик, «нуждающийся в лечении», то мы сочувствуем его родителям и не осложняем их без того трудную судьбу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

(Территориальное структурное подразделение г.Кемерово  ФКУ ИК-22 )

 

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся,

методики и формы работы учителей

с низкомотивированными обучающимися

(в рамках подготовки экзаменам)

 (Выступление на МО УПКР)

Исполнитель: Вдовенко Н.В.

учитель математики

высшая квалификационная категория

 

 

Кемерово 2019

Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом.

Древняя мудрость

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Не все - «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными проблемами и нас ругают за двойку на ЕГЭ. Настоящие профессионалы понимают педагогическую ситуацию, глубоко рассматривают учителя как личность, создающую для учащихся хорошие познавательные возможности, но не подменяющую их, не сажающую их себе нашею и не выполняющую обязанности «бурлака на Волге». Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального. А если мы видим, что перед нами ученик, «нуждающийся в лечении», то мы сочувствуем его родителям и не осложняем их без того трудную судьбу.

            В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный             рост числа    детей с проблемами общего поведения и обучения. В своей работе с осужденными мы сталкиваемся  с проблемали ежедневно.Наши обучающиеся получили эти проблемы еще в в детстве и несут их по настоящее время.

             

С чем же это связано? –

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счета социально – психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребенок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживают ситуацию неуспеха. Все это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.

  1. 1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
  2. 2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
  3. 3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

  1. Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить?

Чему учить?

Как учить?

  1. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1.Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

- Частые заболевания.( в детстве)

- Пропуски и занятий.(когда ходил в школу)

- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

 Следствие: не умеет-

  1. Устанавливать причинно - следственные связи;
  2. Учитывать все признаки предмета или явления;
  3. Видеть общее ит.д.;

2.Несформированность учебных навыков

Обучающийся не умеет учиться: с текстом; выделять главное, существенное; может организовать свое время и распределить усилия и т.д.

3.Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено: собучающимся никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

4.Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что Обучающийся делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

5.Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной деятельности.

6.Низкий познавательный интерес.

Не срабатывают карательные меры (наказания и т.д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен других видах деятельности. Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении учебных задач.

7.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

8.Низкая работоспособность.

Проявляется в:

- утомляемости;

- истощаемости;

-         медленном темпе работы;

Чему учить? - Необходимо определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить? –

  1. Как вызвать у обучающегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? – Для того чтобы заинтересовать его, необходимо использовать все возможности учебного материала:
  • Создавать проблемные ситуации;
  • Активизировать самостоятельное мышление;
  • Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • Выстраивать позитивные отношения с группой;
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения цели следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавая ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой».). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже освоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

  1. Работа с учащимися, не желающими учиться:

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательской деятельности, к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • Развивать ответственность;
  • Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
  • Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

  1. «Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.

2.Не более одного недостатка в минуту.

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3.«За двумя зайцами погонишься...»

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5.Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6.Не скупитесь на похвалу.

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7.Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «        Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8.Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9.Учащийся не объект, а соучастник оценки.

Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания. (Тетрадь Вовы Согрина).

10.Сравнивайте достижения.

Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Можно сделать следующие выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо в начале года  выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.

Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчен его неудачами.

Литература:


1
. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика. – 1965. – № 7. – С.18-20.
2. Исмаилова, С.И. Дидактические условия активизации познавательной деятельности и предупреждения неуспеваемости, учащихся 5-6 классов [Текст] / С.И. Исмаилова: Диссерт. Канд. Пед. наук.- Липецк, 2000. – 124с.
3.. Менчинская, Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспевающих школьников [Текст] / Н.А. Менчинская // В кн.: Психологические проблемы неуспевающих школьников. – М.: Педагогика, 1971. – 196с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Презентация к докладу "Обеспечение дифференцированного подхода к обучению с помощью разноуровневых заданий на уроках математики".

Цели дифференцированного обучения:организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Основная задача: увидеть индиви...

Инновационные интерактивные методы и формы работы педагога-психолога с обучающимися общеобразовательных школ

Презентация к выступлению на РМО педагогов-психологов. Посвящена иннновационным интерактивным методам и формам работы с обучающимися общеобразовательных школ....

Системно-деятельностный подход в создании условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

В течение нескольких лет на уроках и во внеурочной (проектной) деятельности учителем физики/методистом по организации ПИР выстроена система работы по созданию условий безопасной и психологически комфо...

«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности»

     Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей о своём будущем ш...

Организация поддержки и сопровождения одарённых и низкомотивированных обучающихся в практике моей работы

Организация поддержки и сопровождения одарённых и низкомотивированных обучающихся в практике моей работы...