Развитие инновационного потенциала педагога
статья

Токарева Виктория Алексеевна

В статье проведён анализ теоретических подходов к про­блеме развития инновационного потенциала кад­рового ресурса ОУ и  выделен ряд условий, необходимых для успешного осу­ществления данного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_potentsial_pedagoga.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

Инновационный потенциал - совокупность характеристик ОУ, определяющих способность учреждения к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Инновационный потенциал ОУ - это ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.

В образовательной системе можно выделить различные виды ресурсов: кадровые, организационные, методические, информационные, материальные, финансовые и т.п. Использование различных видов ресурсов определяется связями и отношениями структурных элементов системы.

Для проведения инновационных процессов ОУ должно располагать: а) свободными денежными средствами, достаточными финансирования разработок; б) соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; в) сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала кадрового ресурса ОУ и практики инновационного образования в специальной литературе выделяется ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:

- развитие инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, и его сопровождение должны осуществляться на основе компетентностного подхода;

- процесс развития инновационного потенциала педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должен быть непрерывен, так как становление инновационной практики - это постоянно изменяющийся процесс;

- процесс развития инновационного потенциала педагога, ориентированного на инновационную деятельность, происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных мероприятиях (событиях);

- образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и оформления новых;

- так как любая деятельность человека включает решение задач, именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

- для осуществления развития инновационного потенциала педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.

Сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.

Основными процессами, позволяющими реализовать вышеобозначенные условия, являются самоопределение и специально организованный процесс реализации индивидуальных образовательных программ.

Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых. Организация процедуры самоопределения может осуществляться в форме рефлексивных семинаров на «входе» в пространство деятельности школы, реализующей инноватику. Педагоги в ходе данных семинаров демонстрируют (предъявляют) возможные места для включения в ту область, где идут разработка, освоение, тиражирование новаций.

Второй этап процедуры самоопределения ориентирован на осуществление «проб» вошедшим в деятельность субъектом. Задача состоит в том, чтобы в режиме «реального события» или модельной (смоделированной) ситуации он имел возможность определить способы и средства инновационной деятельности и «подействовать» ими применительно к ситуации. Затем за счет рефлексии осуществленных действий и оформления дефицитов, нужных для данной деятельности способов, а также соотнесения с инновационной практикой школы [3]. Результатом такой работы являются составление основы программы предстоящей деятельности инновационной школы и индивидуальные образовательные программы педагогов.

Таким образом, индивидуальные образовательные программы строятся за счет организации рефлексии особого типа, в ходе которой действия педагога в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (мастерством, способностями, профессиональной компетентностью и т.д.) и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности - образовательные задачи - индивидуальная образовательная программа.

Находясь в рефлексивной позиции, педагог устанавливает связи между разными моментами, факторами, но именно образовательные потребности обнаруживаются, когда обусловленность достижений и затруднений педагога сопоставляется с его актуальными качествами. Когда это делал сам педагог для себя - это акт, момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные задачи и сам думает, как их решить.

Рефлексивные процессы по поводу составления и коррекции индивидуальных образовательных программ проходят для педагога в образовательном учреждении и они должны быть специально организованы и управляемы.

При проектировании собственной деятельности по реализации индивидуальных образовательных программ педагоги обсуждают, какие дела предстоят каждому в ближайший период, какими качествами должен обладать каждый, чтобы успешно справиться с предстоящими делами, и каким в связи с этим должно быть его образование. Подготовка педагога к предстоящей деятельности происходит на основе выделения и понимания тех компонентов, которые характеризуют будущее (ситуаций, трудностей, целей, задач и т.д.). Так реализовывается принцип непрерывной работы с будущим в настоящем, происходит целенаправленная подготовка педагога к предстоящей деятельности.

Для реализации индивидуальных образовательных программ необходима образовательная среда, состоящая из образовательных процессов, структур, в которых есть возможность созданную индивидуальную образовательную программу реализовать [5]. Для каждого субъекта возможно как минимум два варианта: самостоятельно строить образовательную среду в границах определенного образовательного пространства или искать образовательную среду, созданную другими, и использовать ее для реализации собственной индивидуальной образовательной программы.

Образовательная среда - понятие комплексное. В значительной степени оно ориентировано не столько на обучение, сколько непосредственно на учение. Среда становится образовательной тогда, когда появляется субъект, который превращает ситуацию в образовательную для себя. Поэтому одна и та же среда может быть образовательной для одного и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый имеет возможность самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательные институциональные формы или занимаясь самообразованием.

Кроме того, в профессиональном пространстве должны быть места, где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы. Где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например духовное и нравственное развитие, стремление человека активно выбирать и конструировать среду, в которой он живет и работает.

Интеллектуальные ресурсы ОУ обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностьюподразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований в учреждении.

Инновационная активность ОУ зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития учреждения. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента в ОУ, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

Главным фактором, отражающим инновационную активность ОУ и влияющим на интенсивность инновационных процессов в нем, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в образовательном и управленческом механизме ОУ, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Восприимчивость организации к нововведениямзависит от масштабов ОУ. Она падает по мере увеличения учреждения, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.

Малые ОУ более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры для корректировки инновационных целей. Они обладают большей инновационной активностью, связанной с наличием благоприятной для творческой деятельности атмосферы, преобладанием неформальных связей.

Для оценки инновационного потенциала ОУ могут быть использованы следующие показатели:

а) научно-педагогический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень и высшую категорию; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);

б) показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.);

в) продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага);

г) характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности в ОУ; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Источники.

1. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. Сборник научных трудов. Научные редакторы Т.Г. Новикова и Е.Е. Федотова. – М.: АПК и ПРО, 2001

2. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования. Коллективная монография. /Под ред.А.В.Тодосийчука и В.А.Полякова. – М.: ИУО РАО,2006

3. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. – М.: «Оргсервис-2000»,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Мастер - класс. Заседание Методического совета «Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. ...

Организационно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала педагогических работников МАОУ «Гимназия №1»

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность призван...

«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объ...

Формирование и развитие творческого потенциала педагога.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот,...

Научно-исследовательская работа учащихся как одно из направлений развития инновационного потенциала образовательного учреждения

Статья расскрывает тему значимости научно-исслеловательской работы учащихся в современном образовательном учреждении....