Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе.
методическая разработка

Кадышман Марина Леонидовна

 Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Об эффективности применения технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе.

Специфика урока развития речи, связанного с подготовкой к итоговой аттестации обучающихся 5-9 классов, заключается в создании условий, в которых  ученик   формулирует проблемные вопросы и ищет ответы на них.  Приоритетным должно быть развитие самостоятельности учащихся в поиске творческих решений.

Особенность урока развития речи в 10-11 классах, связанного с подготовкой обучающихся к итоговой аттестации по литературе, состоит в моделировании ситуаций вхождения в проблему творческого исследования, установлении комплекса проблем исследования, выявлении пути их решения. Собственно анализ произведения используется здесь как инструментарий для достижения решения проблем исследования.

Практическими видами активной деятельности учащихся при решении задач может стать:

 компрессия текста литературно-критической статьи;

 составление плана к сочинению, опорных схем к произведениям, синквейнов и кластеров на уроках обобщения изученного;

 построение алгоритмов устного//письменного речевого высказывания с развернутым вариантом ответа формата заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Полезно в начале любого вида деятельности применять памятки, рекомендации к написанию творческой работы, конструированию развернутого ответа, редактированию текста, рецензированию сочинения, а также выполнение в группах определенных этапов творческой деятельности.

Основной целью уроков, проводимых в контексте подготовки к итоговой аттестации, должно стать выявление эффективных видов деятельности учащихся, обеспечивающих развитие их коммуникативной (речевой) компетенции, а планируемым результатом - интерактивные виды деятельности учащихся на уроке, способствующие эффективной подготовке к итоговой аттестации по литературе.

В качестве примера предлагаю опорный конспект одного из своих уроков литературы в 10-м классе, разработанного с применением технологии проблемного обучения, а также аналитические заметки по эффективности его проведения.

Урок «Слово – образ – мысль (о тайне смыслов на примере русской лирики о природе)».

Цель: выявление эффективных видов деятельности, обеспечивающих развитие коммуникативной (речевой) компетенции учащихся.

Планируемый результат: проектирование алгоритма анализа стихотворного текста для выполнения заданий с развернутым ответом в формате ЕГЭ: № 15, № 16 и № 17.

Ход урока.

  1.  Вступление. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом.

Пусть эпиграфом к уроку послужит поэтическая строка из Державина: «Чего в мой дремлющий тогда не  входит ум?»  В ней отражается главная интрига нашего урока.

Накануне вы разбились на группы и получили задание – проанализировать одно из четырех произведений русской лирики, связанных общей темой осени. Каждый из вас делал это по-своему. Все вместе мы попробуем выработать алгоритм анализа поэтического произведения, и вам очень поможет предварительная работа с текстом.

 

− Назовите, пожалуйста, «своих» авторов (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин).

Сегодня я предложу вам представить этих поэтов своими собеседниками, осуществить коммуникацию.

− При соблюдении какого важнейшего условия общение состоится? (При понимании собеседником мысли говорящего.)

− Значит, если допустить, что стихотворение – это высказывание вашего собеседника, ваша задача? ( Понять смысл этого высказывания.)

− Этому и посвящен наш урок. «Слово – образ – мысль». Запишите тему урока. Проясним смысл названия.

Художественный текст – особый способ передачи информации. Поэт не декларирует свою мысль, а облекает ее  в художественный образ, создаваемый словом. В момент коммуникации слушатель или читатель проделывает обратную работу: через слова выстраивает свой художественный образ и переводит его в мысли. Вопрос: в чьи мысли? (В собственные мысли.)

Возникает противоречие - ситуация недопонимания или даже непонимания авторского  смысла.  Как же быть, что нужно изменить в этой ситуации? (Нужно видеть образы автора, а не свои собственные).

  1. Целеполагание урока.

− Исходя из всего сказанного, как бы вы определили цель урока?  

(Учащиеся должны определить цель самостоятельно: научиться понимать авторский замысел лирического произведения).

− Запишите цель урока. В конце урока каждый из вас должен ответить на вопрос, достигнута ли вами эта цель.  Перед началом работы давайте убедимся, что мы владеем художественным языком, на котором с нами будут общаться авторы. Что вы можете сказать об особенностях стихотворного текста? (ответы учащихся: жанры, рифма, размер и пр.)

III.  Наблюдение над текстом.

Чтобы выработать алгоритм анализа текста, возьмем отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». Постараемся увидеть образ поэта, понять его чувства и  - главное! - мысли. Ваша задача: фиксировать в тетрадях все этапы нашей работы.

Аналитическая беседа:

  1. Начиная диалог с автором, мы должны понять круг интересов автора, затрагиваемых в тексте. Как это можно сделать? (Определить тему, по названию «Осень»).
  2. Но перед нами отрывок, который сам А.С. Пушкин выделил в отдельную главку (VII). Как можно определить тему отрывка?  (по первым строчкам, первому предложению)

− Кто готов сформулировать тему отрывка? (Учащиеся по первой строке, которая состоит из двух назывных предложений, делают вывод: тема отрывка – чувства человека в определенное время года).

  1. Где в пределах текста мы будем искать информацию о чувствах человека осенью? (В словах, словосочетаниях, предложениях текста.)

− Начнем с предложений. Что в предложении является смысловым центром?  (Грамматическая основа).

− Соответственно, что мы должны проанализировать? (Анализируются  грамматические основы: Пора, очарованье, приятна краса, люблю я).  

Что любит автор? (Перечисляется по тексту. 

В результате учащиеся осознают ту ситуацию действительности, о которой говорит автор, и пересказывают ее своими словами).

  1. Теперь о словах и словосочетаниях. Какие слова и выражения, на ваш взгляд, являются ключевыми для понимания мысли автора? (Оценочная лексика: унылая пора, очарованье, краса приятна, люблю)

О чем это говорит? (Об отношении: все нравится)

  1. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Что это дает нашему пониманию?

−Играет какую-нибудь роль в нашем поиске информации композиция произведения? (Отражает логику мысли). 

− А какова роль структуры в этом отрывке? (Передать впечатление)

  1. Какую роль играют средства выразительности?

− Видите вы их в тексте? Попробуйте объяснить их роль (метафора, инверсия, многосоюзие; комментарий учащихся)

Комментарий учителя.

Все, что мы только что проделали, характеризует первый уровень понимания художественного текста (семантизирующее понимание), при котором осознаются только смысловые значения лингвистических единиц, часто без понимания текста в целом.

  1. Можем ли мы теперь интерпретировать ту ситуацию действительности, которую автор изобразил в стихотворении?   (Учащиеся пересказывают текст, комментируя чувства автора, испытываемые им под впечатлением увиденной картины природы).

Комментарий учителя.

 Мы не только поняли, какую ситуацию реальной действительности описал автор, но и осознали чувства, которые он при этом испытал.

  1. Как вы думаете, почему Пушкин счел важным описать свое состояние?

(Чтобы передать другим свой жизненный опыт).

−  А что подсказывает вам собственный опыт? Знакомо вам чувство уныния?

(Человек может испытывать уныние, если он чувствует приближение чего-то, что он не в силах предотвратить или изменить).

− Значит, смириться, опустить руки? Кто думает по-другому?

(Нет, надо принять все и даже искать положительное во всем).

− Мы сейчас говорим о стихотворении Пушкина или о жизни?

−Чьи это мысли о жизни – наши или Пушкина?

Комментарий учителя.

На этом этапе мы поднялись на более высокий уровень (когнитивного) понимания, при котором смысл текста осознается в соотнесении его с какой-либо ситуацией действительности.

−  Что вы думали об этом отрывке сначала? А как он звучит для вас сейчас?

(ответы учащихся)

  1. Осмысление ситуации действительности, привлечение собственного жизненного опыта, а также  читательского опыта, что очень важно! – все это выводит нас за границы текста и помогает сделать обобщение.  

− Готовы ли вы теперь сформулировать жизненную позицию  Пушкина?

 (За проявлением восторга от увиденной красоты окружающего мира стихотворение передает ощущение невозможности для человека изменить ситуацию и сознание необходимости подчиниться высшей силе).

  1. Можем ли мы теперь определить идею поэтического отрывка А.С.Пушкина?

(Это отношение человека  к жизни; в чем залог оптимизма человека и т.д.)

Комментарий учителя.

 Определив идею произведения, мы достигли самого высокого уровня - распредмечивающего понимания, при котором читатель осознает текст адекватно его замыслу и способен выразить идею произведения одним – двумя словами.

IV. Закрепление. Работа в группах.

− Как Вы могли убедиться, читатель должен проделать нелегкий труд  на пути к пониманию авторской мысли.   По своим записям в тетради назовите этапы нашей работы (учащиеся коллективно выстраивают алгоритм анализа текста:  

определили тему текста – выявили  структуру текста, ключевые слова, средства выразительности в нем – составили художественную картину, изображенную поэтом, – соотнесли ее со своим жизненным и читательским опытом – сделали вывод: сформулировали идею произведения).

Вы выработали очень нужный алгоритм. Он незаменим при анализе стихотворения, значит, и в работе над сочинениями по литературе.

Предлагаю вам закрепить этот алгоритм практически: объединиться в рабочие группы «по интересам», т.е. по тому стихотворению, которое вы анализировали  дома. Ваша задача − применить данный алгоритм действий и постараться максимально точно раскрыть авторский смысл произведения. Через 10 минут каждая группа представит свой отчет о проделанной работе в виде устного сообщения. В течение этого времени у вас есть возможность задавать вопросы учителю, распределять функции и т.п. Приступайте к работе!

V. Творческий отчет групп и рецензирование выступлений.

(можно показать на экране портреты поэтов, тексты анализируемых стихотворений)

VI. Обобщение.

− Итак, мы рассмотрели один из способов понять авторскую мысль и более того – авторский замысел произведения. Мы исследовали тексты разных произведений, связанных темой осени, и могли убедиться, что картины осени лишь повод для лирического высказывания, смысл которого открывается только при определенном усилии читателя.

VII. Итоги урока.

  • Что в вашей работе было вам уже знакомо? Что вы делали впервые?
  • Что произвело на вас впечатление?
  • Что оказалось  самым легким? (трудным?)
  • Сумели ли вы ответить на свой вопрос:  как достичь понимания авторского замысла?
  • Результаты работы: похвала всем участникам, оценки.
  • Дом. задание: написать сочинение «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» на основе анализа выбранного самостоятельно стихотворения русской лирики XIX века.

− Применяйте этот алгоритм в вашей дальнейшей работе. Он поможет вам в написании сочинений о поэзии, в подготовке к экзаменам.  Не бойтесь неудач и помните, что текст открывает свои тайны только внимательному и вдумчивому читателю![1]

К вопросу об эффективности урока (Из аналитических заметок).

1. О типе урока. 

Урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок): проблемная ситуация возникает на основе противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно;  путь решения проблемы – в выработке и применении алгоритма аналитических действий. В результате учащиеся самостоятельно вступают в диалог с различными текстами, развивают способность к культурной рефлексии, саморегуляции, принятию решений в ситуации выбора, саморазвитию.

2. Об эффективных приемах:

Одним из основополагающих элементов технологии проблемного обучения является диалог. В уроке использованы разные виды диалога:

  • подводящий к теме диалог (начало урока, постановка проблемы) и побуждающий от проблемной ситуации диалог (коллективный анализ текста) -  развивают логическое мышление и речь;  
  • побуждающий к гипотезам диалог (консультативная помощь в выполнении творческого задания в группах)  - развивает творческие способности и речь учащихся.

3. О  видах деятельности учащихся:

1) моделирование ситуации вхождения в проблему творческого исследования, выявления пути ее решения. Учащиеся, опираясь на знания об условиях, необходимых для акта коммуникации (Курс «Русское речевое общение»), выявляют проблему недопонимания или непонимания авторского смысла текста, ставят проблемную задачу и прогнозируют ее решение;

2) анализ лирического текста как способ коммуникации с его автором: закрепление и проверка знаний учащихся о структуре  поэтического текста, изобразительных средствах;

3) алгоритмизация действий по выявлению авторского смысла лирического произведения – реализация пути решения проблемы исследования;

4) проектирование «диалога с автором» (работа в группе по воспроизведению  алгоритма) и представление результатов этого «диалога» - учащиеся осуществляют совместную деятельность, решают творческую задачу, создают творческий продукт – устное и (или) письменное речевое высказывание по исследуемой проблеме;

5) рецензирование отчетов творческих групп (восприятие изучаемого материала на уровне обобщения знаний);

6) рефлексия – оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

4. О видах деятельности учителя:

1) комментирование в ходе коллективного анализа стихотворения Пушкина каждого уровня понимания художественного текста – семантизирующего (уровень осознания лингвистических единиц текста), когнитивного  (уровень понимания текста в соотнесении его с окружающей действительностью), распредмечивающего (уровень понимания, адекватного  авторскому замыслу). Такое комментирование обеспечивает осмысленную выработку алгоритма, убеждает учащихся в  научном подходе к материалу анализа;

2) организация групповой  деятельности для создания творческого продукта – устного и (или) письменного речевого высказывания по исследуемой проблеме;

3) коррекция работы учащихся в творческих группах по воспроизведению алгоритма работы с текстом;

4) консультативная помощь в ходе выполнения группового проекта – создания творческого продукта – устного и (или) письменного речевого высказывания по исследуемой проблеме.

5. О практическом применении результатов урока в системе подготовки к итоговой аттестации:

Применение выработанного и освоенного на уроке алгоритма  способствует успешному выполнению заданий 15, 16 и 17 в формате ЕГЭ.

Даже весьма схематично составленные заметки убеждают, что  реализация принципа проблемности на уроке ведет к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не дает готовых знаний, но актуализирует, стимулирует тенденцию к личностному росту, поощряет исследовательскую  активность учащихся, создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач, что и является планируемым результатом и гарантирует достижение поставленной цели.

Кадышман М.Л.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 4» Го Подольск

Московской области


[1] Использованный при подготовке к уроку материал:

1. Боброва С.В. Учимся понимать художественный текст: Книга для старшеклассников /С.В.Боброва. – М.: МГОУ, 2010. – 67 с.

2. Боброва С.В. Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников на уроках русского языка: Книга для учителя по программе элективного курса: Учимся понимать художественный текст / С.В.Боброва. – М.: МГОУ, 2010. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система подготовки к итоговой аттестации

из опыта подготовки к ЕГЭ и ГИА...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »

В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации....

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

    Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы  орфографических  действий,  эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...