« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »
статья по алгебре на тему

Володина Татьяна Григорьевна

В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • « Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике ».

Говорят,было слово вначале,

Но а мы убеждаемся снова.

Что не зря стали учителями,

Чтоб однажды сказать это слово.

Чтобы в чистые детские души

Добрым семенем слово запало.

Чтобы им, стебелёчкам растущим,

И любви и тепла доставало.

Этим робким победам так рады,

И годами растим и лелеем.

Есть на свете сермяжная правда,

Пожинаем мы то,что посеем.

Сегодня математическая культура – это часть общекультурного уровня любого человека. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности. Для выпускников, чья дальнейшая профессиональная деятельность не будет связана с математикой, тем не менее очень важно овладеть определенным математическим аппаратом, который позволил бы им осуществлять хотя бы простейший количественный анализ информации и успешно завершить курс средней школы, сдав экзамен по математике в формате ЕГЭ на положительную оценку.

ЕГЭ – уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но и самого ученика. И это бывает потому, что ученик не владеет знаниями даже на базовом уровне. При этом очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, т.к. имеют низкие учебные возможности вообще и по математике в частности.

Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.

Итак, работу по подготовке к ЕГЭ следует начинать не только с изучения нормативных документов, но и с выяснения того, какую цель ставит перед собой прежде всего сам ученик, к чему он будет стремиться и каких результатов на экзамене собирается достичь: или ему нужно только получить аттестат, или хороший балл в сертификате для поступления в ВУЗ, а так же с систематизации и обобщения теоретического материала. При этом от слабого ученика мы требуем выучить необходимый минимум теоретических знаний, определенных программой и стандартом математического образования. Почему мы говорим только об этой категории учащихся? Потому, что это не менее трудоёмкая работа, чем подготовить к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика.

Если подвести итог последних 3 лет моей работы в выпускных классах, то он выглядит следующим образом:

  • в период проведения аккредитационной экспертизы в 2012 году средний балл выполнения работы по математике 5, качество обученности в 9 классе составило 100 %.
  • в 2013 году экзамен сдавал 9 класс в полном составе (хотя была возможность сдавать его в школе или отправить на экзамен только сильных учеников)средний балл основного государственного экзамена по математике составил 4,08 (75 % качества).
  • в 2014 году средний балл основного государственного экзамена по математике составил 4,13 балла (75% качества).
  • В период проведения аккредитационной экспертизы в 2015 году средний балл выполнения работы по математике 4.83, качество обученности в 11 классе составило 100 %.

Основой успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, является правильно организованная подготовка. Очень важно чтобы эта подготовка к итоговой аттестации носила целенаправленный, системный подход.

Основными задачами подготовки учащихся к итоговой аттестации можно выделить следующие:

- Систематическое повторение курса математики основной школы с коррекцией знаний. Для этого может служить организация вводного повторения и организация индивидуального повторения, с целью выявления пробелов в знаниях и умениях конкретного ученика.

- Формирование опыта решения задач практической направленности.

- Прочное усвоение знаний по курсу математики 10-11 классов;

- Организация и руководство самостоятельной учебной деятельностью, самоконтролем выпускников по подготовке к ЕГЭ и самоподготовкой к поступлению в учебное заведение.

Помимо этого, есть определенные методические приемы, которые я использую в своей работе. Предлагаю их Вашему вниманию.

.1. Если есть возможность, то дети должны сидеть за отдельной партой. Одноместная посадка решает следующие проблемы: 1)проблема с дисциплиной; 2)Дети становятся самостоятельными и независимыми

2. Два дела одновременно человек продуктивно делать не может.

Когда учитель объясняет тему, дети ничего не должны записывать. Они смотрят, вникают и разбираются. Мысль, изображение и звук должны работать одновременно.

3. Дети на уроке отвечают сидя. Каждое вставание забирает 5,6 секунд. Потеря времени и ненужные лишние звуки.

4. Писать на доске желательно не ниже плечевого пояса. Во время решения у доски ученик не молчит, а комментирует все свои действия. Постоянное проговаривание того, что делается, откладывается в сознании.

Урок – это дробь. Числитель – это то, что говорят дети. Знаменатель это то, что говорит учитель. И эта дробь тем значимее, чем больше говорят дети.

Чтобы слабоуспевающий учащийся сдал экзамен успешно, нужно много сил и времени затратить на то, чтобы он заговорил, научился узнавать примеры на применение того или иного теоретического материала и правильно его применил. В любом случае по возможности создавать условия для саморегуляции, самоконтроля, чтобы он знал, что ему всегда помогут, расскажут и покажут как правильно нужно решать и что для этого использовать. Успех на экзаменах складывается т.о. из знания теории, умения распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы и конечно же вера в свои силы!

5.Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх

Если возразить Плутарху, можно сказать: «Не наполнишь - не зажжёшь» Знание теории должно быть на высоком уровне. Без теории практика мертва. На экзамене или контрольной работе ученик сможет опереться только на те знания, которые он извлечёт из своей памяти либо сумеет самостоятельно восстановить, опираясь на имеющуюся у него информацию.

6.Постоянное повторение определений и теорем приводит к высоким результатам, к повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний. Каменский говорил:"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений"

Преподавать математику, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее пройденный материал, это значит — передать, пересказать учащимся определенную сумму различных законов, теорем, формул и т. п., совершенно не заботясь о том, насколько прочно и сознательно освоили этот материал наши питомцы; это значит не дать детям глубоких и прочных знаний. Работать так, это, по меткому выражению Ушинского, уподобиться "пьяному вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу".

Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия.

"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".

Ушинский был против механического повторения. "Нет никакой надобности повторять выученное в том порядке, в каком оно было пройдено, а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в новые комбинации", — говорил он.

Повторение пройденного материала должно стать необходимейшим элементом в преподавании математики, органической и неотъемлемой частью каждого урока.

В начале учебного года при составлении тематического планирования я планирую уроки повторения. Но это черновой вариант, так как на момент непосредственного повторения что-то уже было повторено, а на что-то надо обратить внимание. Кроме того, к моменту систематического повторения уже есть демонстрационный вариант и т.д. С учетом всего перечисленного составляется диагностическая работа (а в настоящее есть готовые тексты на сайте в Интернете,сам придумываешь тематические задания). После проведения такой работы идет корректировка уроков повторения, организуется работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Таким образом, в течение всего учебного года используются следующие виды повторения:

1. Повторение в начале учебного года.

2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:

• повторение пройденного в связи с изучением нового материала

• повторение пройденного вне связи с новым материалом.

3. Tематичеcкoе повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).

4. Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года).

Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: когда повторять? Оно должно осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое" (В. П. Вахтеров).

Исходя из высказываний классиков педагогики, можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:

1. Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.

2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.

3. Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.

4. Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.

7. Важное значение для повышения успеваемости имеет анализ ошибок и работа над ошибками. Задачи, которые вызывают наибольшую трудность повторяются. Многократное решение задач не отражается на психике ребёнка. Если бы многократное решение задач отражалось на психике решающего, то первыми сумасшедшими стали бы учителя математики. Чем чаще учитель решает одну и туже задачу, тем лучше умеет её преподнести детям : прозрачно, без лишних слов, лаконично.

8. Домашнее задание должно находиться в тесной связи с тем, что изучается на уроках. Основную часть домашнего задания должны составлять упражнения, посвящённые отработке и закреплению изученного на уроке материала. К сожалению, имеются случаи, когда учителя просто включают в домашнее задание материал, ранее предназначенный ими для изучения на уроке, но не пройденный из-за нехватки времени. Никак не прокомментированный и не подготовленный материал оставляется для самостоятельного изучения, хотя сам же учитель считал его раннее для этого не предназначенным.

9. Ситуация успеха на уроке.

 «Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

А радость обязательно вызовет интерес к учению».

   

Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо  весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».


Мотивация учащихся и их интерес являются основными факторами в обучении.

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребёнок уходит с урока.

Любой урок состоит из определённых этапов и частей. Необходимо, чтобы одним из этапов урока стала так называемая «изюминка». Урок должен нести не только определённые знания, но и радость каждому ученику. Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

10.Чтобы на уроке  ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться  следующих правил:

-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.

-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.

-Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

-Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

11. Никаких порочащих записей в дневник делать нельзя. Писать в дневнике разговаривает на уроке –не допустимо. Дневник не для излияния своего гнева.

12. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок.

Мне хотелось бы прочитать притчу:

         Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
        В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а  для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.

13. Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

14.Общие показатели успешного обучения:

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
  4. Стабильность здоровья учащихся.
  5. Удовлетворённость учителя своей работой.

Киплинг писал: "Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Леонардо да Винчи : «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знаний непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.»

Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Что еще важно в работе учителя-предметника? Очень важна личность самого учителя, его жизненная позиция и педагогическое кредо. Хочу поделиться с Вами теми основополагающими моментами, которые, по-моему мнению, формируют личность самого учителя.

15.Гармоничные отношения с людьми. Гармония в отношениях с людьми начинается с гармонии внутри самого человека. Воистину прав был Шекспир, утверждающий, что жизненные блага доступны тем, кто живёт согласно следующему правилу: « Кто верен сам себе, тот верен и другим.»

16. Путь к успеху начинается с определения цели. Любая мысль, которую рождает разум, при уважительном и внимательном к ней отношении немедленно воплощается в самые удобные и приемлемые реальные формы. Если человек научится мыслить исключительно положительными категориями, позитивно, то он добъётся успеха. Плыть ли судну на запад, плыть ли ему на восток, решат капитан и парус, а не волны и ветерок.

17.Важнейший принцип достижения успеха в любой области человеческой деятельности –это стремление пройти лишнюю милю. Что это значит? Это значит, что человек готов работать больше и лучше, хотя зарплату ему за это не прибавляют. Достигается данное стремление благодаря положительному настрою. Человек, следующий правилу «лишней мили» получает награду за свой труд в виде профессиональных навыков и бесценного опыта, которые помогут ему в продвижении вперёд! Самый верный способ решить возникшую перед вами проблему –это значит найти кого-нибудь, чья проблема труднее вашей, и помочь этому человеку решить её. Другими словами «пройти лишнюю милю». Помогите другому найти его дорогу, и тогда вы обязательно найдёте свою.

В заключении хочется напомнить всем нам, что мы когда-то тоже были детьми. Не нужно забывать об этом. Входя в класс, вспомните себя 20 лет назад. Каким вы хотели видеть учителя? Что и как нужно сказать учителю, чтобы его услышали?

18. Учителю не желательно сидеть на уроках. Когда учитель стоит, он видит каждого. , Ученик который отвлёкся на уроке учителя не слышит. Я не имею права пропустить его мимо внимания. Нужно стараться делать так, чтобы дети воспринимали каждое слово учителя.

19. Искусство учителя состоит не только в том, что он говорит, но и в том как он говорит. Ни одного лишнего слова, ни единого пропуска. Всё должно быть строжайшим образом впечатлено в сознании ученика. Тогда он будет уважать и любить учителя, а так же будет любить Ваш предмет

17.Что такое слово учителя? Тихонько шёпотом сказал и все безукоризненно выполнили. Сказал и тут же проверь. Два три раза проверил, а на третий раз всё, уже не надо. Это становится их манерой отношения или мерой ответственности.

И ещё слова Вадима Шефнера

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

В заключении хочется сказать следующее:

Всегда относитесь к себе как к ученику и не считайте себя учителем, тогда Вы никогда не возгордитесь.Тогда Вы сумеете принять духовные наставления от всех и вся и взамен дать земные наставления, до которых Вы доходите сами.