ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО
опыты и эксперименты по математике (9 класс)

Чучкалова Галина Викторовна

Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ученику в подготовке к экзамену, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО

Галина Викторовна Чучкалова, учитель математики и физики, I квалификационная категория, МБОУ «СОШ №140» Советского района г.Казани, РТ

Я люблю математику не только потому,

что она находит применение в технике,

но и потому, что она красива.

(Р. Петер)

       Основной целью государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по математике (в новой форме) является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников,обладающей широкими дифференцирующими возможностями.

        Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем.

        Основная подготовка выпускников к ОГЭ по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и раньше, начиная с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ученику в подготовке к экзамену, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

       Задачи по подготовке учащихся к ОГЭ:

1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ОГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность учеников за результаты обучения.

      Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ?

     1) Провожу исследование демо-версий ГИА по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.

     2) Соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.

     3) Осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.

     4) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска». Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки. Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Провожу диагностические работы для выявления проблемных зон обучающихся. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ.

     Глобальные темы, которые нельзя запускать:

- 5 класс – обыкновенные дроби

- 6 класс – положительные и отрицательные числа.

- 7 класс – формулы сокращенного умножения.

- 8 класс – решение квадратных уравнений

- 9 класс – неравенства и прогрессии

     Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звеньях на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

     Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.      

     Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомлю с имеющимися сборниками тестовых заданий. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое.

     Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

     Я считаю, что начиная с 7-8 класса, следует предлагать учащимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Работу учащихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.

     В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.

     Формирование навыков самостоятельной работы – одна из главных задач современного образования. И эта задача решается, во первых, в процессе применения изученной информации на уроке; во-вторых, в процессе применения изученной информации на уроке, факультативе, в кружке; втретьих, в процессе выполнения домашних работ. Выработка навыков самостоятельной деятельности происходит постоянно, в течение всех лет обучения. Степень самостоятельности от класса к классу должна возрастать. Особое место в организации самостоятельной работы учащихся занимают те классы, с которых начинается каждая ступень обучения, - 1,5,10 классы. Среди этих трех классов особенно надо выделить 5 класс.

     Во-первых, с 5 класса начинается предметное обучение, увеличивается число учебных предметов, объем информации, прикладная ориентация каждого из учебных предметов, в том числе и математики, что требует формирования навыков самостоятельной работы.

     Во-вторых, ученики 5 класса имеют уже достаточный запас знаний по математике. Эти знания служат основой не только для приобретения новых знаний, но и для их самостоятельного применения.

     В-третьих, в курсе математики 5 класса постоянно усиливается роль доказательств, элементов дедуктивных рассуждений, учащиеся знакомятся с особыми математическими оборотами речи. Эти особенности школьного курса математики ставят учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать свои выводы, убеждать, а в отдельных случаях критиковать.

    В-четвертых, в 5 классе ученики уже достаточно свободно читают, поэтому целесообразно учить их самостоятельной работе с учебником. Поэтому организация самостоятельной работы учащихся 5 класса приобретает особое значение. И если элементарные навыки самостоятельного приобретения знаний в 5 классе не будут привиты детям, то учитель просто упустит время и возможность.

    Виды самостоятельных работ в 5 классе

1. Работа с книгой (учебником):

- чтение текста вслух;

- про себя;

- воспроизведение содержания прочитанного вслух (вследствие, учащиеся запоминают материал, развивается устная речь учащихся, происходит обучение их использованию математических терминов);

- обсуждение прочитанного материала (на первых порах – в виде беседы, в ходе которой задаются вопросы, ученики отвечают, учитель применяет различные методы стимулирования учащихся);

- разбиение прочитанного текста на смысловые части (сначала учитель разбивает текст на части и предлагает учащимся воспроизвести содержание каждой части, затем ученики должны выполнить самостоятельно деление текста на смысловые части, интересным и полезным для учащихся сможет стать придумывание ими самими коротких заголовок к каждой из выделенных частей текста – так постепенно они обучаются составлению плана прочитанного текста);

- самостоятельное составление плана прочитанного. Этот план используется при подготовке к ответу;

- работа с оглавлением и предметным указателем (на уроке создается ситуация, в которой ученику необходимо найти ответ на заданный вопрос в учебнике);

- работа с рисунками и иллюстрациями (рисунки, наряду с моделями и предметами окружающей действительности являются первоначальными источниками знаний, основой для общения, чертежи и рисунки, схемы позволяют учащимся не только найти решение задачи, но и перейти от учебных задач к задачам прикладного характера);

- работа над понятием, термином (здесь мною проводятся математические диктанты, чтобы дети умели правильно написать и объяснять понятия). Работа с терминологией продолжается и на внеклассных мероприятиях. Несколько занятий предусматривают разгадывание и составление кроссвордов. Эта работа учащимся нравится и перерастает в игру «Поле чудес», участниками которой становятся составители математических кроссвордов.

2. Письменные самостоятельные работы :

- выполнение упражнений, решение задач на закрепление пройденного материала;

- составление задач и упражнений самими учащимися (такие задания учащихся приучают думать, мыслить, творить). Начинать эту работу необходимо с элементарных заданий: а) составить вопрос; б) придумать аналогичную задачу, пример или составить выражение; в)составить самостоятельную работу для соседа; г) составить предполагаемую контрольную работу; д)составить кроссворд; е) придумать сказку (с каждым шагом задания увеличиваются и требуют больше творчества, а значит, мысли); ж) составьте задачу по уравнению ( у+6)-2=15 и т.д.;

- проведение практических работ (учащиеся на практике используют свои знания, умения и навыки, учатся измерять, вычислять, округлять);

- организация работы над ошибками (повторить правило, решается тот же пример или задача, решается аналогичное задание, выполняется самостоятельная работа на внимание «Найди ошибку», самостоятельно составляется или находится такое же задание в учебнике и решается);

- создание проблемной ситуации (почти каждая задача включает в себя какую-то проблему). При решении проблемы обсуждаем различные варианты и предложения, даже если они не совсем правильные;

- выполнение домашних заданий (на уроках уделяю внимание обучениюалгоритмам действий, решению текстовых задач, выполнению практических работ на вычисления и построения, изготовлению моделей, выполнению рисунков, схем, таблиц), проверка домашнего задания - в виде игры «Хлопай-топай»;

- выполнение обучающих самостоятельных работ на внимание, творческих заданий (выполнение таких заданий требует определенных умений и навыков от учащихся, задания даю разноуровневые, посильные, включаются логические задания, которые решаются не по шаблону.

    Далее перейду к мониторингу.

    Мониторинг – это форма организации, сбора, обработки, хранения, распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

    Объект мониторинга – ученик, образовательный процесс.

    Мониторинг: диагностика

                            анализ

                            коррекция

                            самоэкспертиза деятельности учителя

    Мониторинговые исследования проводятся в 3 этапа:

    1- Подготовительный:

- постановка цели (определение показателей для отслеживания);

- определение объекта;

- установка сроков проведения;

- изучение литературы и передового опыта по мониторинговой

деятельности;

- выбор диагностик.

    2- практический:

- сбор информации.

    3- аналитический:

- анализ имеющихся данных;

- систематизация полученной информации, выводы.Форма сбора информации:

- срезовые контр. работы;

- анкеты;

- тесты;

- наблюдения;

- мини-сочинения;

- беседа;

-творческие работы;

- рефераты;

- формы анализа информации;

- текстовая аналитическая справка;

- схемы;

- графики, диаграммы;

- таблицы;

- диагностическая карта (заполняется 1 раз в год).

    Мониторинг сформированности универсальных учебных действий

- умение механически читать;

- умение читать осмысленно;

- элемент вычислительных умений и навыков;

- умение чертить, рисовать;

- умение монологически высказываться;

- умение читать карту, таблицу;

- умение вести учебный диалог;

- умение отвечать на вопросы;

- умение ставить вопросы, формулировать задачи;

- умение запоминать и воспроизводить текст (устный и письменный) по памяти;

- умение выделять главную мысль фрагмента, текста в целом;

- умение составлять простой и сложный план;

- умение составлять тезисы, конспекты;

- умение составлять структурно логические схемы;

- умение записывать содержание урока;

- пересказывать текст устно, излагать письменно;

- умение создавать текст по образцу;

- умение составлять текст по заданной теме, виду, жанру;

- умение составлять алгоритм «переноса»- употребление приобретенных знаний в нестандартной учебной ситуации;

- умение использовать приобретенные знания в стандартной ситуации.

     Выбрать универсальные учебные действия для отслеживания в зависимости от уровня развития класса на данном этапе.

     В систему контроля уровня ЗУН включаю зачётный лист ученика, который составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, планируемые учителем, которые и определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу.

    Итак, система контроля с помощью зачётных листов позволяет:

    во–первых, учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов;

    во–вторых, повысит у учащихся мотивацию к учению;

    в–третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

    В соответствии с содержанием учебного материала по алгебре в 7 классе получается шесть зачётных листов:

№1 по теме: «Выражения, тождества, уравнения»

№2 по теме: «Функции»

№3 по теме: «Степень с натуральным показателем»

№4 по теме: «Многочлены»

№5 по теме: «Формулы сокращенного умножения»

№6 по теме: «Системы линейных уравнений».

    Результаты выполнения самостоятельных и проверочных работ фиксируются в диагностическую карту учащегося.

    Все самостоятельные работы, диагностическая карта, зачетные листы собираются в индивидуальную папку учащегося.

    В этом году готовлю учащихся 9 класса к сдаче выпускного экзамена.

    В течение учебного года провожу инструктажи по заполнению бланков, ознакомлению учащихся с демовариантом ОГЭ, правилами поведения на экзамене.

   При подготовке к выпускным экзаменам я практикую следующее:

*включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям,

*в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи,

*изменяю систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике,

*итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

    Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, можно выделить следующие темы для повторения и по ним провести диагностику в 9 классе:

1. Числа и числовые выражения.

2. Неравенства с одной переменной. Линейные неравенства.

3. Действия со степенями (буквенные и числовые).

4. Задачи на проценты.

5. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).

6. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.

7. Чтение графиков функций.

8. Дробно-рациональные выражения и уравнения.

9. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

10. Чтение графиков и диаграмм.

    Результаты фиксируются в диагностическую карту.

    Для того чтобы наглядно видеть уровень подготовленности выпускников к сдаче ГИА результаты выполнения диагностических и тренировочных работ отражаются в таблице.

    Итоговая таблица по результатам выполнения работ по материалам ОГЭ

   Ф.И. учащегося:_______________________________

    Следует учить учеников «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

    Обучение постоянному жёсткому контролю времени.

    На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать - от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.

    Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.

    Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

    Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа.

    Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

    Обучение приёму «спирального движения» по тесту. 

    Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №19), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз.

    Важно, чтобы все учащиеся сдали обязательную часть работы. В зачётную работу нужно включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учащихся). Информация о выполнении зачётных и диагностических работ в обязательном порядке доводится до сведений родителей.

     Подготовка ко второй части работы осуществляется на уроках (частично), во внеурочное время по желанию учеников. Многие вопросы разбираем на групповых занятиях, используем сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

     Есть и свои трудности по подготовке учеников:

1) низкая мотивация учащихся к сдаче ОГЭ;

2) низкий уровень вычислительных навыков у учащихся.

     Это ежедневные проблемы, над которыми нам ещё предстоит долго работать.

     Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.

      Литература

1. Борисова, А.М. Математика 5 класс: диагностические работы для оценки освоения содержания программы/ А.М.Борисова.-Волгоград: Учитель, 2016.-86 с.

2. Использование Интернет-ресурсов, сайтов для подготовки к ГИА

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации(9 класс)

http://gia.edu.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

   http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru

Портал информационной поддержки ЕГЭ

  http://ege.edu.ru

Федеральный центр тестирования

   http://www.rustest.ru

Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале "Российское образование"

http://edu.ru

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов в Санкт-Петербурге http://www.ege.spb.ru/

Письмо Минобрнауки от 23 ноября 2015г. № ЕТ-1346 «Онлайн-сервис «ЕГЭ и ОГЭ тестирование».http://www.russiaedu.ru/tests/ - Онлайн-сервис «ЕГЭ и ОГЭ тестирование». Предоставляется на безвозмездной основе.

На этих сайтах обучающиеся могут найти всю необходимую информацию , познакомиться с открытым банком заданий ГИА, пройти онлайн-тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »

В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации....

План мероприятий по повышению качества результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся

План мероприятий по повышению качества результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО"

Моя аттестационная работа посвящена теме применения технологии  развития критического мышления на уроках физики.      Применение технологии развития критического мышления...

Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...