Методические рекомендации по обеспечению проверки, достоверности и использованию результатов диагностических работ в образовательных организациях.
статья

Жилина Татьяна Евгеньевна

Проведение диагностических работ различного уровня прочно вошло в практику работы систем оценки качества образования. При проведении таких работ важно не только получить объективные результаты, но и проанализировать их для принятия решений на различных уровнях управления образовательным процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жилина Татьяна Евгеньевна

Руководитель ЦОКО ИМЦ Василеостровского района.

Методические рекомендации по обеспечению качества проверки, достоверности и использованию результатов диагностических работ в образовательных организациях Василеостровского района.

Данные рекомендации составлены на основе материалов письма федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2018 №05-71 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, согласно Модели и Положению о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования, утвержденному Распоряжением Комитета по образованию от 03.07.2019 №1987-р, Методическим рекомендациям по организации работы системы оценки качества образования (ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»).

В современных условиях развития систем оценки качества образования актуальными направлениями совершенствования функционирования СОКО на уровне района и образовательного учреждения являются:

1) обеспечение достоверности результатов оценочных процедур;

2) организация адресной деятельности с различными группами участников образовательного процесса на основе результатов оценочных процедур;

3) организация повышения квалификации учителей и руководителей на основе использования результатов оценочных процедур;

4) повышение эффективности управления образовательными организациями, использование принципов управления на основе данных.

Основой для организации этих видов деятельности могут служить результаты оценочных процедур и аналитические отчеты, предоставляемые Рособрнадзором, ФИПИ, ФИОКО, СПбЦОКОиИТ, СПбАППО, районным методистом. Результаты данных работ должны быть основанием для размышлений над методическим инструментарием, способами организации и подачи материала, личностными качествами и профессиональными умениями педагога, условиями организации образовательной деятельности и т.д. Являться основой для корректировки рабочих и образовательных программ, разработки программ развития и т.п.

В образовательных организациях Василеостровского района проводятся диагностические работы различного уровня. Согласно порядку проведения данных работ, некоторые из них предполагают проведение и проверку в общеобразовательном учреждении и передачу результатов в район (районные диагностические работы), город (региональные диагностические работы, далее РДР), загрузку результатов в систему, на сайт (Всероссийские проверочные работы, далее ВПР), компьютерное тестирование (Система «Знак», работы в формате международных исследований). Для обеспечения качества проверки, достоверности и эффективного использованию результатов диагностических работ необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. В работах районного уровня принимают участие ученики образовательных организаций района по согласованию с руководителем ОО и рекомендации районного методиста. Проведение районной работы должно быть обосновано и направлено на выявление проблемных вопросов в подготовке учащихся. Любая образовательная организация района может по желанию принять участие в данной работе.
  2. В РДР участие принимают ОО, указанные в распоряжении Комитета по образованию, издаваемого для проведения каждой работы.
  3. Участие в ВПР принимают все ОО подведомственные Администрации Василеостровского района, проведение работ проходит на основании Приказов Рособрнадзора, издаваемых ежегодно.
  4. При подготовке к проведению работы необходимо использовать материалы: демо-версии, тексты заданий, отчеты и методические рекомендации, опубликованные на официальных сайтах различных исследований. Рекомендуется создавать в ОО банк таких материалов, содержащий сами материалы или ссылки на них в сети Интернет.
  5. Все диагностические работы должны быть внесены в рабочую программу учителя и поурочно-тематическое планирование, являться частью обычного образовательного процесса, не изменяя нагрузку учебного плана.
  6. Решение о выставлении учащимся в журнал оценок за районные работы, РДР и ВПР принимается в образовательной организации до начала проведения работы.
  7. Для каждого вида работ предусматривается свой порядок проведения, регламентируемый соответствующими документами. Проведение районных работ необходимо согласовывать с графиками проведения работ регионального и федерального уровня, не проводить их на первой и последней неделе четверти, не назначать единого времени проведения, предоставляя возможность образовательным организациям выбрать наиболее благоприятный режим участия.
  8. Все участники диагностических и проверочных работ должны быть ознакомлены с инструкциями по проведению работы.
  9. К проведению диагностических работ, РДР и ВПР рекомендуется привлекать независимых наблюдателей.
  10. Для обеспечения объективности проверки результатов рекомендуется организовать различные формы взаимопроверки, обмен работами между ОО, проверка работ силами творческих групп под руководством методистов, организация консультаций с районным методистом, использование вебинаров. Рекомендуется привлекать к проверке работ всех уровней и классов не только учителей, работающих в данных классах, но и всех педагогов соответствующего школьного методического объединения.
  11. При организации взаимопроверки необходимо проанализировать результаты работы в ОО и, при необходимости, провести дополнительную проверку, согласовав полученные результаты.
  12. После проведения и проверки работ любого уровня публикуются результаты и анализ работы. Рекомендуется ознакомить с ними заместителей директоров, учителей, обсудить на заседании методического объединения, использовать для работы над повышением качества обучения, принимать во внимание при планировании дальнейшей работы и принятии управленческих решений.

Соблюдения данных рекомендаций позволит следовать принципам принципов формирующего оценивания, то есть оценивания с целью корректировки, и сделать диагностические работы частью системы оценки качества образования.  

Список литературы:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
    СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Богданова Ирина Александровна,
    Начальник отдела организационнотехнологического и методического
    обеспечения оценочных процедур,
    e-mail: irina.al.bogdanova@gmail.com
    Смирнова Зинаида Юльевна,
    старший методист,
    e-mail: zinaida.smirnova@gmail.com
    Фрадкин Валерий Евгеньевич,
    Заместитель директора по науке,
    e-mail: valery.fradkin@gmail.com
    ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр
    оценки качества образования
    и информационных технологий»,
    Санкт-Петербург, Россия
  2. Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ЕГЭ

Рекомендации нацеливают руководителей образовательных учреждений и учителей как на обеспечение повышения эффективности их профессиональной деятельности при работе с обучающимися всех параллелей, так и...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функционирования"

Участие в Межрегиональном семинаре №Использование результата комплексной оценки качества образовательных результатов, как механизм перехода образовательной организации в эффективный режим функциониров...

Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях.

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащ...

Результаты социально- психологического тестирования (СПТ) как инструмент организации профилактической работы в образовательных организациях

презентация , выступление на межведомственном семинаре о Социально-психологическом тестировании...