Влияние творческих мероприятий на формирование личности и позитивного мировосприятия ребенка с ОВЗ
статья

Мир, окружающий любого из нас: и ребенка, и взрослого, – очень разнообразен и многогранен. Невозможно исчерпать и осмыслить все его загадки. И одна из самых удивительных загадок мира – это загадка творчества.

Творчество наполняет жизнь человека смыслом, а его душу – счастьем. Оно наш союзник в нелегком деле формирования личности ребенка – личности свободной, успешной, готовой к любви и свершениям. Но как научить детей творчеству? И возможно ли это, ведь вдохновение – это Божий дар?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние творческих мероприятий на формирование личности и позитивного мировосприятия ребенка с ОВЗ

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество. (Платон)

Мир, окружающий любого из нас: и ребенка, и взрослого, – очень разнообразен и многогранен. Невозможно исчерпать и осмыслить все его загадки. И одна из самых удивительных загадок мира – это загадка творчества.

Творчество наполняет жизнь человека смыслом, а его душу – счастьем. Оно наш союзник в нелегком деле формирования личности ребенка – личности свободной, успешной, готовой к любви и свершениям. Но как научить детей творчеству? И возможно ли это, ведь вдохновение – это Божий дар?

Мы усматриваем здесь сразу два вопроса. Во-первых, что такое творчество; во-вторых – можно ли этому научить.

Существует два представления о творчестве. Согласно первому, произведение — это нечто новое, небывалое. Но тогда можно ли вообще говорить о детском творчестве? Ведь единицы из числа всех подростков так удивительно талантливы, что уже способны создавать шедевры. Остальные же просто рисуют картинки, едва ли подходящие для Третьяковки, сочиняют стихи, которым не суждено войти в поэтические сборники, и т.д.

Нам ближе определение Платона, вынесенное в эпиграф нашей статьи: творчество есть везде, где появляется то, чего прежде не было. Это самовыражение, внешнее проявление души человека, его мыслей и эмоций. Творчество способно лечить и воспитывать – в этом мы твердо убеждены, поэтому и уделяем столько внимания этому направлению в своей работе с классами.

Нам представляется, что достичь успеха нам помогают пять направлений и пять составляющих нашей деятельности. Это и есть наши ступеньки к раскрытию талантов наших воспитанников.

Направления нашей деятельности такие же, как и у многих наших коллег. Вот они: игры; экскурсии; конкурсы; выставки; праздники.

А принципов, на которых основана наша работа, тоже пять: проблемность; эмоциональность; личностная ориентированность; командность; позитивность.

Ступень первая – проблемность

Никому не хочется работать ради работы, не видя впереди никакой цели. Но и не каждая цель способна заинтересовать и увлечь подростка.

Поэтому мы стараемся обращать внимание воспитанников на проблемы, которые могут их заинтересовать и вызвать у них эмоциональный отклик.

Психолог В. А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, а не служить безликим памятником умения владеть технологиями. Помня об этом, мы стремимся к тому, чтобы отправной точкой любого дела служило осознание проблемы, а само дело рождалось из желания найти решение проблемы.

Так, например, мы часто говорим с ребятами об экологической обстановке на нашей планете, о неблагоприятных условиях, которые возникают в результате неразумной деятельности человека. В ходе интеллектуальных игр и квестов мы предлагаем школьникам самим сформулировать проблему, определить ее причины, наметить пути решения. Мы ставим перед ребятами вопрос: а как мы с вами, обычные люди, можем поучаствовать в решении этой проблемы?

Ребята сами додумались собирать и сдавать на переработку использованные батарейки, пришедшие в негодность гаджеты, макулатуру и крышечки от пластиковых бутылок. Мы вместе нашли в интернете необходимую информацию о том, как и куда все это можно сдавать на переработку.

Эта деятельность вызвала у ребят настоящий взрыв энтузиазма: они сами придумали, как помочь природе и осуществляют этот план! Они сделали плакат и написали воззвание к другим школьникам. И все это, мы уверены, благодаря тому, что они близко к сердцу приняли действительно важную проблему. А мы переходим ко второй составляющей – эмоциональность.

Разноцветье эмоций

Эмоциональность, по нашему твердому убеждению, - это важнейшее условие успешной работы с ребятами. Создать позитивный настрой, радостное оживление помогают добрый юмор и увлекательные игры.

Например, в начале работы можно сыграть в «Пожелайку»: ребята по очереди или в случайных парах должны высказать друг другу добрые пожелания.

Интересно проходят игры в «Доброе письмо». Заготавливаются карточки (их можно использовать несколько раз) с именами ребят из класса. Каждый вытягивает карточку с именем своего одноклассника, но никому ее не показывает, а записывает на листочке хорошие качества указанного человека и добрые пожелания ему. Потом «доброе письмо» зачитывается вслух, а остальные ребята должны угадать, кому оно адресовано.

Такие «добрые письма» можно хранить в особой папке, а в конце учебного года преподнести в конверте адресату.

Сформировав таким образом положительный настрой на творческую работу в целом, можно переходить к формированию интереса подростка к конкретному виду деятельности.

Зачем мне это надо?

Мы глубоко убеждены, что работа, в том числе и творческая, должна быть ориентирована на потребности личности. Это значит, что подросток должен ощущать личную заинтересованность в деятельности. То есть она должна удовлетворять какие-то потребности школьника.

Никто не хочет работать просто так, выполняя неизвестно зачем скучные действия. Но все меняется, если появляется интерес. Вспомним Тома Сойера и побелку забора. Если работа воспринимается подростком как престижная, интересная, заманчивая, то и выполнять он ее будет с удовольствием.

Как этого достичь? Надо представить себе, какие потребности есть у конкретного ученика – потребности, которые способна удовлетворить творческая деятельность.

Это может быть, например, что-то из приведенного списка:

  • потребность в общении;
  • желание оказаться в центре внимания;
  • мечта научиться петь (фотографировать, танцевать, писать стихи…);
  • собственно потребность в творчестве как способе самовыражения;
  • стремление быть понятым и т.д.

Затем надо подобрать подходящий вариант творческой самореализации для этого подростка (или придумать, как его потребность может быть удовлетворена в рамках уже выбранного общего творческого мероприятия).

Например, при подготовке игры КВН были вовлечены в процесс все ребята. Однако одни в основном работали над сценарием, другие подбирали музыку, третьи подбрасывали идеи. Все ученики класса участвовали в выступлении, но кому-то досталась большая роль, а кому-то – вовсе без слов (в основном детям с речевыми нарушениями). Но никто не чувствовал себя обиженным, так как процесс творчества был общим.

Мы вместе!

Таким образом, мы подходим еще к одному слагаемому успеха – командности. Команда – это не просто коллектив. Это коллектив, объединенный общим делом. В команде каждый с радостью и любовью занимает какое-то место, охотно принимает свои обязанности. Именно к этому надо стремиться.

И здесь, нам кажется, не помешает дать побольше свободы. Каждый сам почувствует, что у него лучше получается. Обязанность воспитателя на данном этапе - подчеркивать успехи и шумно радоваться им, призывая остальных членов команды оценить по достоинству вклад каждого. На неудачи стоит мягко намекнуть: «Это у тебя не очень получается. Зато вот это – лучше всех!» Так можно подтолкнуть подростка выбрать для себя правильную роль. А когда все будет хорошо получаться, можно потихоньку работать над расширением возможностей каждого воспитанника.

Обязательным условием такой работы является уважение друг к другу. Надо строго пресекать насмешки и критиканство – это противоречит свободной и радостной атмосфере творчества.

Территория радости

Творчество должно приносить удовольствие. Радостный, энергичный настрой необходим. Но и цель творчества должна быть позитивна.

Творческое дело в любом случае формирует позитивный настрой у подростков, если, конечно, его результат встречает положительный эмоциональный отклик у окружающих. Но ведь так бывает не всегда!

Мы стремимся внушить воспитанникам уверенность в важности и ценности их творческих достижений. Но вместе с тем даем понять, что уже в самом творчестве заключены радости и успехи. Это счастье – сделать реальным то, чего прежде не было, воплотить свой замысел, поведать миру что-то важное для тебя.

Мы стремимся создать для ребят ситуацию успеха, незаметно склоняя их к выбору таких форм творческой деятельности, которые способны подчеркнуть их достоинства и не акцентировать внимание на недостатках.

Результатом нашей работы стали проектные и исследовательские работы (наши воспитанники – победители нескольких конкурсов), выступления на фестивалях, участие во всех творческих общешкольных мероприятиях. Но главный результат – живые, горящие глаза наших воспитанников, их стремление к творчеству, к общению, радостный, оптимистичный взгляд в будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка"

Презентация кафедры художественно эстетического цикла....

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка

Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....

Влияние музыкального искусства на формирование личности ребёнка

Данная работа посвящена процессу формирования личности под влиянием музыкального искусства. Насколько важно ребёнка с малых лет знакомить с настоящими музыкальными произведениями, с народным творчеств...

Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка

Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического восп...

Развитие творческих способностей и формирование позитивного мировосприятия ребенка с ОВЗ.

Современные родители осознали простую истину, что необходимо не только развивать своего ребенка интеллектуально и физически, но и важное место уделить творческому началу. Обратить внимание на его спос...