Развитие творческих способностей и формирование позитивного мировосприятия ребенка с ОВЗ.
консультация (9 класс)

Современные родители осознали простую истину, что необходимо не только развивать своего ребенка интеллектуально и физически, но и важное место уделить творческому началу. Обратить внимание на его способности и их проявления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей и формирование позитивного мировосприятия ребенка с ОВЗ.

Творчество наполняет жизнь человека смыслом, а его душу – счастьем. Оно наш союзник в нелегком деле формирования личности ребенка – личности свободной, успешной, готовой к любви и свершениям. Но как научить детей творчеству? И возможно ли это, ведь вдохновение – это Божий дар?

Современные родители осознали простую истину, что необходимо не только развивать своего ребенка интеллектуально и физически, но и важное место уделить творческому началу. Обратить внимание на его способности и их проявления

Творческое развитие предполагают комплекс который состоит из нескольких составляющих:

  • Умение видеть в обыденных вещах что-то необычное, нестандартное
  • Фантазия
  • Воображение
  • Интуиция
  • Образное, логическое и креативное мышление

Выделим основные варианты деятельности:

  • Рисуем и пишем. Стандартные и нетрадиционные методы рисования и письма.
  •  Лепим из всего: теста, пластилина, глины, песка, снега.
  • Конструируем. Здесь подойдут всевозможные конструкторы, подручные материалы, кубики, коробки.
  • Поем и танцуем, слушаем музыку пусть и фоном, играем на музыкальных инструментах (можно самодельных). О волшебном 
  •  Читаем сказки, стихи, рассказы. Читаем детям не только сказки перед сном, но и в течение дня. Чередуйте свой репертуар: пусть это будут и волшебные истории, и стихи про животных, и познавательные заметки про окружающий мир. Расширяем словарный запас и просвещаемся.
  • Аппликация из всевозможных материалов. Начните с бумаги, далее это могут быть: разные виды ткани, салфетки, пластилин и прочее.
  • Поделки.
  • Дидактические и развивающие игры. Это различные мозаики, пазлы, обучающие карточки, карты, лото, домино, настольные игры.
  • Театральная деятельность. Различные инсценировки, пьески, кукольный театр, ролевые игры.
  • Интеллектуальные игры и квесты.
  • Участие в проектных и исследовательских работах, выступления на фестивалях, участие во всех творческих общешкольных мероприятиях.

 Это самовыражение, внешнее проявление души человека, его мыслей и эмоций. Творчество способно лечить и воспитывать – в этом мы твердо убеждены, поэтому и уделяем столько внимания этому направлению в своей работе с классами.

Нам представляется, что достичь успеха нам помогают пять направлений и пять составляющих нашей деятельности. Это и есть наши ступеньки к раскрытию талантов наших воспитанников.

Направления нашей деятельности такие же, как и у многих наших коллег. Вот они: игры; экскурсии; конкурсы; выставки; праздники.

Никому не хочется работать ради работы, не видя впереди никакой цели. Но и не каждая цель способна заинтересовать и увлечь подростка.

Поэтому мы стараемся обращать внимание воспитанников на проблемы, которые могут их заинтересовать и вызвать у них эмоциональный отклик.

Психолог В. А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, а не служить безликим памятником умения владеть технологиями. Помня об этом, мы стремимся к тому, чтобы отправной точкой любого дела служило осознание проблемы, а само дело рождалось из желания найти решение проблемы.

Так, например, мы часто говорим с ребятами об экологической обстановке на нашей планете, о неблагоприятных условиях, которые возникают в результате неразумной деятельности человека. В ходе интеллектуальных игр и квестов мы предлагаем школьникам самим сформулировать проблему, определить ее причины, наметить пути решения. Мы ставим перед ребятами вопрос: а как мы с вами, обычные люди, можем поучаствовать в решении этой проблемы?

Ребята сами додумались собирать и сдавать на переработку использованные батарейки, пришедшие в негодность гаджеты, макулатуру и крышечки от пластиковых бутылок. Мы вместе нашли в интернете необходимую информацию о том, как и куда все это можно сдавать на переработку.

Эта деятельность вызвала у ребят настоящий взрыв энтузиазма: они сами придумали, как помочь природе и осуществляют этот план! Они сделали плакат и написали воззвание к другим школьникам. И все это, мы уверены, благодаря тому, что они близко к сердцу приняли действительно важную проблему. Мы глубоко убеждены, что работа, в том числе и творческая, должна быть ориентирована на потребности личности. Это значит, что подросток должен ощущать личную заинтересованность в деятельности. То есть она должна удовлетворять какие-то потребности школьника.

Никто не хочет работать просто так, выполняя неизвестно зачем скучные действия. Но все меняется, если появляется интерес. Вспомним Тома Сойера и побелку забора. Если работа воспринимается подростком как престижная, интересная, заманчивая, то и выполнять он ее будет с удовольствием.

Как этого достичь? Надо представить себе, какие потребности есть у конкретного ученика – потребности, которые способна удовлетворить творческая деятельность.

Это может быть, например, что-то из приведенного списка:

  • потребность в общении;
  • желание оказаться в центре внимания;
  • мечта научиться петь (фотографировать, танцевать, писать стихи…);
  • собственно потребность в творчестве как способе самовыражения;
  • стремление быть понятым и т.д.

Затем надо подобрать подходящий вариант творческой самореализации для этого подростка (или придумать, как его потребность может быть удовлетворена в рамках уже выбранного общего творческого мероприятия).

Например, при подготовке игры КВН были вовлечены в процесс все ребята. Однако одни в основном работали над сценарием, другие подбирали музыку, третьи подбрасывали идеи. Все ученики класса участвовали в выступлении, но кому-то досталась большая роль, а кому-то – вовсе без слов (в основном детям с речевыми нарушениями). Но никто не чувствовал себя обиженным, так как процесс творчества был общим.

Творчество должно приносить удовольствие. Радостный, энергичный настрой необходим. Но и цель творчества должна быть позитивна.

Творческое дело в любом случае формирует позитивный настрой у подростков, если, конечно, его результат встречает положительный эмоциональный отклик у окружающих. Но ведь так бывает не всегда!

Мы стремимся внушить воспитанникам уверенность в важности и ценности их творческих достижений. Но вместе с тем даем понять, что уже в самом творчестве заключены радости и успехи. Это счастье – сделать реальным то, чего прежде не было, воплотить свой замысел, поведать миру что-то важное для тебя.

Мы стремимся создать для ребят ситуацию успеха, незаметно склоняя их к выбору таких форм творческой деятельности, которые способны подчеркнуть их достоинства и не акцентировать внимание на недостатках.

Но главный результат – живые, горящие глаза наших воспитанников, их стремление к творчеству, к общению, радостный, оптимистичный взгляд в будущее.

Советы для родителей:

  • Не высмеивайте и не осуждайте работы своего творителя. У него свой взгляд на вещи и пока не совершенный. Наоборот, всячески его мотивируйте и хвалите, что так же положительно скажется на его самооценке.
  • Уберите на второстепенный план серьезность и консерватизм.
  • Для развития творческого потенциала ребенка необходимо создать для этого благоприятную среду. Заодно сразу будете приучать его к порядку, что после занятий нужно всегда прибирать за собой рабочее место.
  • Занимайтесь как можно чаще и систематически, не бросайте занятия на долгое время.
  • Не делайте занятия скучными и однообразными. Пусть это всегда будет новая история и увлекательная игра, учитесь отключаться от домашних дел и фантазировать.
  • Поддерживайте ребенка во всех его творческих начинаниях.
  • По мере взросления ребенка можно сузить круг его творческих занятий и направить на что-то определенное. То, к чему его больше тянет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и формирование интереса к самостоятельному обучению учащихся в процессе игровой деятельности с применением информативно-коммуникационных технологий.

Данная статья рассматривает виды игровой деятельности развивающие творческие способности  ребенка и формирующие интерес к самостоятельному обучению, непосредственное участие в которых принимают и...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся. Доклад на методическом объединении.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому пред­мету и к самому процессу умственного труда способствует такая органи­зация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятель­но...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...