Технология интегрированного обучения
статья

Лавренюк Елена Васильевна

Актуальность технологии интегрированного обучения в учебном процессе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_integrirovannogo_obucheniya.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  • Мир, окружающий студентов, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
  • Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков:

  • способствуют повышению учебной мотивации, формированию и развитию познавательных интересов студентов, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию коммуникативной компетенции студентов, общеучебных и надпредметных умений;
  • интенсифицируют учебно-воспитательный процесс, снимают перегрузку.
  • способствуют росту профессионального мастерства упреподаваеля, так как требуют от него осуществления деятельностного подхода в обучении.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости, 
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

  1. Паритетным, с равным долевым участием каждого из них;
  2. Один из преподавателей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
  3. Весь урок может вести один преподаватель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно связанный с принципом дифференциации. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в жизни, в различных предметах.

Основные цели таких уроков: воспитание культуры ценностных ориентаций студентов; развитие интеллектуальных, познавательных способностей студентов; развитие универсальных связей.

Методическое обеспечение – информационные источники и носители (мультимедийные средства, доска, карточки, плакаты, опорные сигналы, учебники, дополнительные пособия, учебное оборудование); управление деятельностью студентов: задания, тесты, образцы, инструкции и др.

Структура интегративного урока: четкость; компактность: сжатость; логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока; большая информативная емкость материалов.

Методика интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы – подготовительный. Он включает в себя следующие элементы

1. Планирование.

2. Организация творческой группы.

3. Конструирование содержания урока.

4. Репетиции.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию, например, через описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо: обобщить всё сказанное на уроке; подвести итог рассуждениям учеников; сформулировать чёткие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на студентов сильное эмоциональное воздействие.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Методы интегрированного обучения

  1. Активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин).
  2. Рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требует привлечения знаний из разных предметов (например, экология).
  3. Исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные умения).

При организации и планировании таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  • Интегрированный урок предполагает интеграцию материала двух и более школьных предметов, каждый из которых имеет свои цели и задачи, связывающие воедино эти предметы, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
  • проведение интегрированного урока двумя преподавателями требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций, тщательной координации действий;
  • интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности студентов на уроке.

Межпредметная интеграция урока имеет следующие особенности:

  • предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах;
  • сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;
  • включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно-двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего интегрированные уроки являются спаренными и проводятся преподавателями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал для таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет студентам видеть взаимосвязь различных наук. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

По отношению к преподаванию английского языка на базовом уровне целесообразно выделить междисциплинарную интеграцию. Междисциплинарная интеграция означает осуществление интеграции на основании общности структурных элементов содержания образования, а также общности понятий, идей, концепций в изложении отдельных разделов учебных программ. Ведущие идеи, понятия, концепции придают изучаемому материалу внутреннее единство, выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являются своего рода стержнем, вокруг которого и происходит концентрация, объединение этого учебного материала. Для осуществления данного уровня интеграции в содержании учебных дисциплин необходимо выделять дифференцированную часть (базовую, присущую только данному предмету) и интегрированную, которая может стать структурным элементом и других предметов (например, изучение истории, обществознания, права, экологии, географии и т.д. на уроках английского языка). Интеграция содержания на данном уровне исключает дублирование в изложении материала ряда предметов, позволяет более концентрированно изучать многие разделы и темы.

        Таким образом, интегрированные уроки помогут сформировать у студентов более целостную картину мира, в котором сам иностранный язык будет выполнять специфическую функцию – служить средством познания и общения. Такие уроки способствуют разностороннему и целостному развитию обучающихся за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих способностей разных учебных предметов, кроме того, интегрированные уроки расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию более широких интересов студентов, их склонностей и способностей к различным видам деятельности. Наконец, эти уроки создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность студентам увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

Технология интегрированного обучения как основа построения учебного занятия

Технология интегрированного обучения рассматривается как вариант реализации метапредметного подхода в современном образовании....

Технология интегрированного обучения

Методические материалы в тезисной форме предсталяют технологию интегрированного обучения как способ реализации метапредметного подхода в школьном образовании...

Урок в технологии интегрированного обучения

Урок алгебры в 10 классе по теме "Применение производной"...

Методическая разработка урока по геометрии 7 класса по теме: «Третий признак равенства треугольников» (технология интегрированного обучения, игровые технологии)

Цели: Создать условия для организации и проведения повторения и закрепления изученного материала в ходе решения задач, обучения учащихся умению применять изученные теоремы при решении задач; спос...