Играем пальчиками – развиваем речь
методическая разработка

Включение пальчиковой гимнастики в учебную деятельность позволяет не только стимулировать развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировать и повышать уровень развития всех сторон произвольного внимания, но и устанавливать творческий контакт между учителем и обучающимся, достигать оптимального чередования концентрации и релаксации, обеспечивая максимальную эффективность педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ДОКЛАД

на тему: «Учимся играя. Играем пальчиками – развиваем речь»

.

(выступление на ШМО учителей предметников)

Подготовила: Р.М. Бикбулатова

г. Учалы

Январь 2018г.

Играем пальчиками – развиваем речь.

Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пальчиковая гимнастика.  

        Раньше существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже забытых или полузабытых. 

Включение пальчиковой гимнастики в учебную деятельность позволяет не только стимулировать развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировать и повышать уровень развития всех сторон произвольного внимания, но и устанавливать творческий контакт между учителем и обучающимся, достигать оптимального чередования концентрации и релаксации, обеспечивая максимальную эффективность педагогического процесса.

         Важно осознать целесообразность использования пальчиковой гимнастики и неформально подходить к их комплексному и систематическому проведению. Пальчиковые игры нужны не только педагогам начальной школы, обучающих детей с нарушением интеллекта, но и преподавателям основной школы, т.к. они позволяют осуществлять межпредметные связи.  

Польза развития моторики у обучающихся в настоящее время общеизвестна. Тренировка тонкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие психических процессов, развитие произвольного внимания, развитие речи.

Уровень развития мелкой моторики – показатель готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое произвольное внимание, хорошая память и связная речь. По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую,  и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

         И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

У обучающегося с ограниченными возможностями здоровья трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Недостатки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

         В.А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры – комплекс упражнений, направленных на развитие и формирование высших психических и познавательных процессов (произвольное внимание, мышление, воображение и др.)

         Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В этих играх ребенку интересен именно процесс, наполненный речевым и двигательным содержанием. За их простотой скрывается огромная педагогическая и воспитательная ценность.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

         Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, они непродолжительны по времени. Учителю рекомендуется знакомить с такими играми и упражнениям в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из которых способствуют формированию умения удерживать статистическую позу кисти и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера.

         Пальчиковые игры относятся к играм с правилами, где определены содержание, игровые правила, предполагаемый результат.

        Условно выделяют следующие виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры, сопровождающие проговариванием;
  • Пальчиковые игры с предметами и игрушками;
  • Теневой театр, простой пальчиковый театр.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой с обучающимся можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнения разогревают ладони легкими поглаживающими до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
  10.  При повторных провидениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  12. Не ставьте несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текс). Объём внимания у обучающихся ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.

Методика руководства этими играми имеет некоторые общие особенности.

Выделяют три этапа в руководстве игрой.

  • Этап удивления. Важно заинтересовать детей игрой, вызвать желание играть. Учитель может использовать игровые ситуации, сюрпризные моменты. Неповторимый колорит играм придают считалки, потешки.
  • Этап изучения. Игра должна стать формой воспитания. Поэтому на втором этапе руководства игрой важно научить детей правилам и содержанию игры. Правила игры учитель сообщает перед самой игрой. Если игра знакомая, то необходимо вспомнить правила и содержание. При педагогическом руководстве игрой недопустима жесткая регламентация, лишающая детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность.
  • Самостоятельная творческая игра. Очень важно обеспечить активное участие каждого ребенка в игре, дать возможность учиться играть самостоятельно. Эффективным методическим приемом является поощрение.

Педагог может взять на себя роль наблюдателя, тем самым оберегает детскую самостоятельность. Но в случае необходимости обращается к детям, направляя их на поиск новых вариантов игры. Основная цель подведения итога игры: научить ребенка оценивать себя в игре, вызвать желание еще поиграть в эту игру. И самым важным условием организации пальчиковых игр является доброжелательная атмосфера в классе. Учитель должен отказаться от функции строгого наставника в игре, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления, внимания в игре.

Учитель знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук:

2 группа. Упражнения условно статические:

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок, коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы обучающийся правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Таким образом: пальчиковая гимнастика  являются прекрасной формой организации обучающихся в любой момент педагогического процесса. Перед учебными занятиями, помогают собрать внимание, настроить на учебную деятельность, облегчить переход от одного вида деятельности к другому. Регулярное использование обеспечивает хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму,  оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга, развитие речи, произвольного внимания.

Список литературы:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. –  Издательство Сфера: 2009.  
2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. –
Москва: Астрель, 2007. 

3.Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик; ДОМ XXI век, 2009.  

4. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб, Речь, 2004.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –

М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 1999. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Буклет  можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....

Презентация "Играем пальчиками - развиваем речь"

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы, он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью....

Играя пальчиками, развиваем речь

Играя пальчиками, развиваем речь...

Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...

Консультация для родителей "Играем пальчиками, развиваем речь"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их...