«Определение интеллектуальной и психологической готовности к школе »
статья

Выступление на РМО учителей начальных классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_28.18.2019.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей начальных классов

«Определение интеллектуальной и психологической готовности к школе »

Т.В.-Л.А. Как вы определяете интеллектуальную и психологическую готовность к школе?                     (слайд 9, 10, 11)

     -Ежегодно мы проводим логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей, которое включает в себя:

   -исследование общей осведомленности

   - исследование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, воображения

   - исследование артикуляционной, общей и мелкой моторики

   -обследование состояния звукопроизношения, фонематического слуха и связной речи

   - исследование состояния лексико-грамматического строя речи, коммуникативной, познавательной и эмоциональной сфер.

   По результатам тестирования определяется уровень развития ребенка.

   

 Т.В.-Л.А. Когда вы начинаете проводить обследование?

                                                                                                   (слайд 12)

   -Работать с детьми мы начинаем после новогодних каникул - в январе месяце, для того чтобы вовремя выявить проблемы будущих первоклассников и совместно с родителями и учителями по возможности устранить недочеты.

 

 Т.В.-Л.А. Каковы результаты ежегодного обследования?

                                                                                       (слайд 13, 14, 15)

   -На слайде приведены результаты за последние 3 года на начало обучения в подготовительном и конец обучения в 1-м- классе. На конец обучения диагностика проводится по результатам комплексных контрольных работ и по результатам итогового тестирования учителей, логопеда и психолога. Последний слайд отображает результаты обследования детей подготовительных групп за 2018-2019 учебный год.

   К большому сожалению, ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем развития, растет количество детей с ОВЗ и с нарушением речи, усугубляются логопедические диагнозы. В школу приходит большое количество детей с дизартрией, нарушением фонематического слуха и с ОНР.

                                                                                             (слайд 16, 17)

 У современных детей плохо развита мелкая и общая моторика. Дети проводят много времени за телевизором и за гаджетами. От этого страдает зрение, осанка и еще неокрепшая нервная система.

   Т.к. родителям некогда общаться со своими детьми, плохо развита связная речь. Дети не могут составить рассказ по картинке и пересказать текст. Отвечают односложно или, в лучшем случае, словосочетанием.

   Страдает и общее развитие ребенка. Будущие первоклассники путают или вообще не знают признаки времен года, дни недели, названия месяцев и название нашей страны. Не знают Ф.И.О. родителей, их место работы, не прослеживают родственные связи, не знают свой домашний адрес. Многие не знают свой День рождения. Дети не оперируют счетными операциями в пределах 10, не знают обратный счет, путают основные геометрические фигуры. Наблюдается бедность словарного запаса - не знают многих обобщающих понятий и названия профессий. У малышей плохо развиты базовые процессы, на которых строится все обучение: память, внимание, логическое мышление, фонематический слух и связная речь.

   Но несмотря на это мы стараемся подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку.

   -По результатам обследования выявляются дети недостигшие  школьного возраста с низким уровнем развития, которым мы даем рекомендации пройти дополнительный курс обучения в подготовительном классе. А есть категория детей, которые, по желанию родителей, обследуются на ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

                                                                                             (слайд 18, 19)

   Благодаря проводимой совместной работе формируются коррекционные классы, в которых дети с ОВЗ успешно обучаются и достигают хороших результатов.                                    (слайд 20, 21)

   Так же ряд детей, по состоянию здоровья, находятся на индивидуальном обучении. С ними сотрудничают педагоги, специалисты и учащиеся. Ребята привлекаются к общественной жизни школы.

  Т.В.-Л.А. Даете ли вы рекомендации родителям и как проходит ваше сотрудничество?                                                

                                                                                                   (слайд 22)                                                                      

   -Т.к. обследование проходит совместно, родителям хорошо представляется общая картина, им легче воспринять советы специалистов, которые даются строго индивидуально. Многим назначаются регулярные консультации в течение учебного года.

   В последнее время выявилась тенденция к более тесному сотрудничеству со специалистами. Родители стали более заинтересованы в успешном обучении ребенка, в связи с этим стараются выполнять все рекомендации по подготовке к школе.

    Т.В.-Л.А. А как происходит взаимодействие с учителями?

                                                                                       (слайд 23, 24, 25)

   -В начале учебного года мы посещаем уроки , отслеживаем детей с проблемами в развитии, активно сотрудничаем с учителями, даем свои рекомендации, проводим совместные собрания и беседы.

 

 Л.А.- Т.В. Помогают ли вам результаты наших обследований

                                                                                             (слайд 26, 27)

   - Результаты обследований помогают нам корректировать обучение в 1-м классе. Особое внимание уделяется детям с низким уровнем готовности, но в то же время необходимо не упустить детей, имеющих высокий уровень готовности, подбирая им индивидуальные задания для дополнительной работы. А у детей с логопедическими проблемами контролируем правильную разговорную речь ребенка, автоматизируем поставленные звуки.

   ИТОГ: Благодаря совместной работе дети добиваются хороших результатов на конец обучения в 1-м классе.

                                                                                                  (слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Что такое психологическая готовность к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?...

Психологическая готовность к школе.Роль родителей.

Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...

Советы для родителей Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельс...

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе. Показатели готовности.Рекомендации для родителей....

Психологическая готовность к школе.

Готовы ли шестилетние дети к школьному обучению? Рекомендации психологов....