Ранняя диагностика нарушений чтения и его коррекция.
статья

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя диагностика нарушений чтения и его коррекция.

Учитель-логопед  МКОУ «ПСОШ» Морозова Л. А.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых Саш и Серёж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

  1. опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);
  2. слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
  3. слияние нескольких слогов в слово;
  4. интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в обучении детей чтению. Результаты проверки обучающихся первых классов показали, что в каждом классе имеются дети, которые не умеют читать или читают по буквам.

Таким образом, появилась необходимость в проведении целенаправленной и систематической коррекционной работе.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.

Виды нарушений чтения в логопедии называются дислексией.

А.Н.Корнев разработал методический приём, позволяющий выявить предрасположенность к дислексии у детей 6-7 лет. Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребёнка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптическая дислексия).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространённой.

На основе данной методики была составлена карта обследования обучающихся.

Обследование обучающегося по методике А.Н.Корнева 
“Раннее выявление дислексии”.

Ф.И.обучающегося _____________________________________; _______ класс

Тесты 1 2 3 Кол-во баллов

1. Рядоговорение

2. Ритмы

3. Кулак-ребро-ладонь

4.Повторение цифр

Заключение: ________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дата_________________

Подпись экспериментатора _________ / _______________________ /

Методика и правила оценки выполнения заданий.

“Рядоговорение”. Инструкция: “Перечисли по порядку времена

года и ( после ответа на вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде

наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Оценка (в баллах):

1) правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;

2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла;

3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

Примечание. Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени,

а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

2. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же”. После этого

однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено, верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценка:

1) выполнены оба задания – 0 баллов;

2) выполнены только простые ритмы – 2 балла;

3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует

поражение премоторных и височных структур правого полушария.

У детей затруднения отмечаются при право- и левополушарном поражении.

3. Тест “Кулак-ребро-ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно

на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд

последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Ребёнок так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.

Оценка:

1) правильное воспроизведение с одной – двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

2) правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла;

3) правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

4. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие – нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке.” После этого экспериментатор ровным голосом называет ряд из трёх цифр (см.цифровые ряды).

Цифровые ряды

1) 3-8-6 6-1-2 3-4-1-7 6-1-5-8 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

2) 2-5 6-3 5-7-4 2-5-9 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценка:

1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов;

2) итоговый результат равен 6 – 2 балла;

3) итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Обучающиеся 1-х классов, испытывающие трудности в формировании навыка чтения зачисляются на логопедические занятия.

Коррекционная работа проводится в форме групповых занятий. Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме и определена система деятельности с нечитающими обучающимися и читающими по буквам.

Для формирования прочных технических навыков чтения, я использую различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:

• пространственного восприятия, пространственных представлений;

• зрительного восприятия, зрительной памяти;

• слухового восприятия;

• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

• мелкой моторики, графомоторных навыков;

• зрительно-моторной координации;

• слухоречевой памяти;

• произвольного внимания.

С целью формирования устойчивого интереса к занятиям, использую упражнения игрового характера, головоломки, кроссворды.

Таким образом, используемые в работе методики, дают положительный результат. Скорость, качество и техника чтения улучшаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей с РДА.

Одним из основных проявлений синдрома раннего детского аутизма (РДА) являются особые отклонения в речевом развитии. При всём клиническом разнообразии этих отклонений их основной общей чертой является ...

Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )

В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...

"Ранняя диагностика и коррекция в развитии детей"

Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии:цели, принципы, содержание, ценность....

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фа...