Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
материал

Вислова Марина Григорьевна

Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли ведущей задачи в достижении требований стандартов второго поколения, целью которого является формирование готовности выпускника к саморазвитию и непрерывному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики как условие достижений требований ФГОС.

Титульный слайд 1

Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли ведущей задачи в достижении требований стандартов второго поколения, целью которого является формирование готовности выпускника к саморазвитию и непрерывному образованию.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный  интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически  и невозможна.  Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую  черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.  

Слайд 2

Уровни познавательной активности

Воспроизводящая активность характеризуется стремлением уч-ся понять, запомнить, воспроизвести знания, уметь применить по образцу. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий учащегося.

Интерпретирующая активность характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладению способами применения знаний в измененных условиях.

Творческий уровень активности характеризуется стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Все чаще педагоги применяют нестандартные уроки.

Слайд 3

Творческие принципы нестандартного урока

  • В организации урока отказаться от шаблона, а в проведении – от рутины и формализма.
  • Необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и вовлеченность.

Слайд 4

  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность (чтобы каждый ученик высказывал свое мнение, предлагал свои способы решения проблемы).
  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками (учение – учитель, ученик – ученик).
  • Педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию.
  • Использовать оценку не только как результатирующий инструмент, но и как формирующий (осознание отношения к отметке как показателю работы на уроке, а не конкретно ученика).

Слайд 5 

Нетрадиционные методы организации классических этапов урока

Совсем необязательно каждый урок превращать в нетрадиционный. Подготовка такого урока требует много времени и усилий от учителя.  Но можно использовать элементы такого урока. В своей работе я использую, например, такие элементы нетрадиционного урока.

Слайд 6

Организационный этап

  • Использование активных методов обучения (в начале урока можно попросить с помощью карточек разного цвета или поднятия правой или левой руки показать свое настроение, готовность к работе на уроке: хорошее настроение – карточка розовая, плохое – голубая, не хочет ученик поднять карточку….).
  • Включение в атмосферу тематического урока (можно использовать музыкальное оформление, оформление доски, слайды, костюмы необычные).
  • Тактильный контакт (как в лагере – перед началом урока обнимашки или пожатие руки).
  • Письмо незнакомца или визит гостя (можно подбросить письмо, которое найдут дети, и предложить вместе прочитать).
  • Внутренняя настройка.

Слайд 7

Постановка цели.

  • С помощью квеста (выполнить ряд заданий, чтобы подойти к теме урока или сформулировать цель урока).
  • Найти выход из сложной ситуации (создание проблемной ситуации, предложить решить старинную задачу (о подковах и гвоздях)).
  • Решить «глобальную» проблему в рамках тематического урока.
  • Внезапный визит (с просьбой выполнить расчет стройматериалов и др.)
  • Ручеек (по очереди перечислить, что уже знают по изученной теме и что хотели бы еще знать и уметь).
  • Ассоциативное солнышко (в центре ключевое слово, от него лучи-ассоциации).
  • А знаете ли вы, что…

Слайд 8

Проверка усвоения знаний

  • Опрос в самолетиках (можно заранее вместе с детьми приготовить самолетики, а потом на них написать задания, вопросы и посылать эти самолетики при проверке домашнего задания).
  • Поле чудес или дешифратор (выполнив тест или решив примеры, расшифровать термин, фамилию. В арабском городе Мекка находится главный храм ислама, который является главной святыней для всех мусульман на протяжении двух тысяч лет. Название этого храма в переводе с арабского означает «куб» и отражает форму этого каменного здания высотой около 15м. В восточный угол храма поставлен так называемый «черный камень». На самом деле это метеорит, состоящий из трех обломков коричневого цвета. Исследователи установили, что он упал на Землю более двух тысяч лет назад. Храм всегда покрыт ярко расшитыми полотнищами, на которых золотыми нитями вышиты изречения из Корана. Любопытно, что единственная дверь, ведущая в храм, поднята на два метра над землей. Поэтому ни один верующий не может войти внутрь храма.

Если верно выполните задание, то узнаете, как называется главный храм ислама.).

  • Раскраска с ответами (например, цифре 3 соответствует зеленый цвет, 7 – коричневый и т.д., в результате учителю видно, правильно ли выполнено задание).
  • Правильно или действие (по принципу игры «правда или действие»: если пример решен неверно, нужно пропеть правило или определение).
  • Я утверждаю, что… (пятью пять = 23, треугольник со сторонами 5, 4, 11 существует и т.д.)
  • Паутина (восстановить правило или определение из перепутанных слов, могут быть лишние слова).
  • Числовой фейерверк (быстро решить цепочку примеров, найти 5% данных чисел).

Слайд 9

Изучение нового материала

  • Сундуки (несколько коробок – сундуков, в которых спрятаны ноутбук, учебник, схема и т.д., с помощью которых можно попытаться получить информацию).
  • Добываем информацию (по карте-маршруту пройти, выполнив задания или ответив на вопросы подойти к новому знанию).
  • Верю – не верю (несколько фактов по теме урока, выяснить в ходе урока что верно, а что нет).
  • А знаете ли вы, что… (такой-то математик выдвинул гипотезу…)

Слайд 10

Обобщение

  •  Передай другому (по очереди на ватмане записывают (устно проговаривают, дополняют, редактируют), что запомнили, узнали, какие задания выполняли или работают по группам).
  • Письмо-ответ (составляют ответ на полученное в начале урока письмо).
  • Грандиозный итог.
  • Урок без правил (составление кроссворда, ребуса, чайнворда, схемы, опорного конспекта).
  • Я утверждаю, что…

Слайд 11

Оценка деятельности

  • Самооценка (ромашка, солнышко, лесенка успеха).
  • Две шкалы ( Быстрота и Качество – две заглавные буквы, как быстро и качественно работал на уроке, усвоил материал – на разном уровне высоты ставят отметку о своей работе).
  • Анализ результата.

Слайд 12

Домашнее задание

  • Идеальное задание (придумать задание, решать которое будет интересно всем).
  • Особое задание (индивидуальное задание, но в конверте).
  • Еще лучше (лучше, быстрее, сплоченнее).
  • Задание массивом (большое задание на несколько дней, с учетом того, что некоторые задания могут решить только после еще одного или нескольких уроков).
  • Составление вопросников.
  • Сказка по предмету, аппликация с использованием осевой и центральной симметрии.
  • Исторический материал.

Слайд 13

Рефлексия

  • Солнышко.
  • Покорение Эвереста.
  • Лесенка успеха.
  • Закончи предложение.

Заключение

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Конечно же большую помощь в развитии познавательной активности оказывает использование ИКТ, задачи на сообразительность, межпредметные связи, практическая направленность, обращение к опыту учеников.

Подводя итог, хочется отметить, что программный курс по математике усложняется, времени все время не хватает. И хотя очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Поэтому всем желаю в новом учебном году бодрости, оптимизма, здоровья и творческих успехов.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики как условие достижений требований ФГОС. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх

Слайд 2

Уровни познавательной активности: В оспроизводящая активность. Интерпретирующая активность. Творческий уровень активности.

Слайд 3

Творческие принципы нестандартного урока: В организации урока отказаться от шаблона, а в проведении – от рутины и формализма. Необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке. Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и вовлеченность.

Слайд 4

Творческие принципы нестандартного урока: Поддерживать множественность мнений, альтернативность. Развивать отношения взаимопонимания с учениками. Педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию. Использовать оценку не только как результатирующий инструмент, но и как формирующий.

Слайд 5

Нетрадиционные методы организации классических этапов урока

Слайд 6

Организационный этап Использование активных методов обучения. Включение в атмосферу тематического урока. Тактильный контакт. Письмо незнакомца или визит гостя. Внутренняя настройка.

Слайд 7

Постановка цели. С помощью квеста . Найти выход из сложной ситуации. Решить «глобальную» проблему в рамках тематического урока. Внезапный визит. Ручеек. Ассоциативное солнышко.

Слайд 8

Проверка усвоения знаний Опрос в самолетиках. Поле чудес или дешифратор. Раскраска с ответами. Правильно или действие. Я утверждаю, что… Паутина. Числовой фейерверк.

Слайд 9

Изучение нового материала Сундуки. Добываем информацию. Верю – не верю. А знаете ли вы, что…

Слайд 10

Обобщение Передай другому . Письмо-ответ. Грандиозный итог. Урок без правил. Я утверждаю, что…

Слайд 11

Оценка деятельности Самооценка. Две шкалы. Анализ результата.

Слайд 12

Домашнее задание Идеальное задание. Особое задание. Еще лучше. Задание массивом . Составление вопросников. Сказка по предмету , аппликация.

Слайд 13

Рефлексия Солнышко. Покорение Эвереста. Лесенка успеха. Закончи предложение.

Слайд 14

Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Познавательный интерес  - это один  из  важнейших  для  нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная р...

Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"

Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...

из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике

Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Особое значение имеет формирование познавательной активности в 5 - 6 классах, так как в начальных классах сформиров...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики...