Доклад "Дидактическая игра как средство развития внимания у детей с нарушением слуха"
методическая разработка

Семенова Диана Александровна

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №52

Доклад

«Дидактическая игра как средство развития внимания у детей с нарушением слуха»

Воспитатель: Семенова Диана Александровна

Дидактическая игра как средство развития внимания

у детей с нарушением слуха


   Внимание — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

   При организации и проведении дидактических игр с глухими и слабослышащими школьниками необходимо учитывать определенные педагогические условия. Игры не должны быть длительными по времени. При планировании игр целесообразно использовать различные варианты (с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся)- словесные, настольно-печатные, с постепенным усложнением содержания.

 

   Дидактические игры выполняют ряд функций:

дидактическую – формирование соответствующих знаний, умений, навыков;

развивающую – формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития, формирование навыков самоконтроля и самооценки;

-коммуникативную- умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации;

психокоррекционную- игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка;

коррекционную- в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной речи, происходит развитие слухового восприятия.

   Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго удерживать свое внимание, пока не погаснет интерес. Внимание и интерес не разделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть интересными для ребенка. В процессе игры удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях могут их не интересовать. Дети младшего школьного и дошкольного возраста непринужденно переживают чувство удовлетворения и радости от самого процесса игры, а значит от решения игровых задач.

   Внимание делится на три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, объем, распределение  - это свойства внимания.

   Потому сколько объектов ребенок может удерживать в своем сознании в короткий промежуток времени судят об объеме его внимания.

Устойчивость внимания- это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлекаться от всего постороннего.

Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания- сознательный переход от одного объекта к другому.

   Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Наша задача развивать произвольное внимание. Произвольное внимание требует волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, которые снимают волевое напряжение. В это случае говорят, что возникло послепроизвольное внимание. Игры на развитие внимания помогают развивать слуховое внимание, приучают проговаривать инструкцию игры несколько раз.

   Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношения предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

   Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию. Воспитатель, используя дидактическую игру, достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с минимальными усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем на преодоление трудностей, переносит имеющие знания в новую для него обстановку, одновременно непроизвольно активизируется познавательная деятельность, волевые усилия, настойчивость в достижении цели.

   Дидактическая игра создает эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизирую деятельность школьника, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти.

   Устойчивость, переключаемость, сосредоточенность — это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность отвлекаемость- отрицательные свойства внимания. Положительные свойства внимания в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и устойчивость речи.

   

   Отрицательные свойства внимания — это частая отвлекаемость от основного дела, суетливость, неуравновешенность, беспорядочное многословие, бегающий взгляд, сменяющийся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью. В школьном возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей: нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем здоровые и спокойные.

   Дидактические игры, упражнения включают в себя: игры-головоломки, загадки, нахождение отличий, нахождение одинаковых предметов, лабиринты, словесные игры, гимнастические упражнения по словесной инструкции.

   

Группа игр наряду с вниманием развивает слуховое восприятие.

Игра «Будь внимателен»

Цель: быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети идут по кругу с различными интервалами. Ведущий дает команды: «Зайчики», «Цапли», «Лошадки». Дети выполняют движения в соответствии с командой. «Зайчики»- дети прыгают. «Цапли»- стоят на одной ноге, «Лошадки»- дети стучат ногой о пол.


Игра «Животные»

Цель: развивать переключаемость внимания.

Воспитатель называет слова. Ребенок, услышав свое животное хлопает в ладоши.

Похожи на эту игру следующие игры: «Съедобное- несъедобное»; «Летает- не летает»; «Полезные –вредные»; «Живое – неживое».

Игра «Четыре стихии»

Цель: развивать координацию слухового анализатора, развивать внимание.

Ведущий подает команду, дети выполняют соответствующие движения. Ошибающийся выходит из игры.

«Земля»: руки внизу.

«Воздух»: дети поднимают руки вверх.

«Вода»: вытягивают руки вперед.

«Огонь»: вращают руками в локтевых суставах.

Игра «Слушай хлопки»

Цель: развивать активное внимание.

Ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети принимают позу аиста, лягушки. шагают.

Игра «Узоры»

Цель: развивать внимание, переключаемость.

Дети под диктовку рисуют узор по клеточкам. Половина узора диктуется, остальное дорисовывают сами.

Игра «Не пропусти профессии (одежду, транспорт, птиц и т. д.)»

Цель: развивать переключаемость внимания.

Ведущий читает много слов. Дети хлопают, когда слышат нужные слова.


   Следующая группа игр и упражнений на увеличение объема, распределения, устойчивости, переключаемости.

Игра «Лабиринт»

Задания такого рода интересны. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов. Способствует качеству произвольного внимания, объема, устойчивости. Нужно глазами определить, где кончается каждая линия, потом проверить и провести линию простым карандашом. Если правильно провести цветным карандашом.

Игра «Заметь все пять- десять предметов»

1 вариант. Приоткрыть предметы на 10 сек., снова закрыть. Дети называют предметы там стоящие.

2 вариант. Спросить в какой последовательности стоят.

3 вариант. Переместив 2 каких-либо предмета показать на 10 сек., снова закрыть. Предложить сказать какие предметы лежат не на своем месте.

Похожи следующие игры: «Что изменилось?», «Что появилось?», «Чего не стало?».

Игра «Зачеркни букву(ы)»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения.

Следующие игры на сравнение:

«Найди два одинаковых цветка»; «Найди носки одной пары»; «Раскрась шапочки, чтобы они были разные; «Чем отличаются ежики, дорисуй, чтобы были одинаковые»; «Найди Буратино, который отличается от всех. Раскрась его.»; «Выяви закономерность»; «Фигурные таблицы». Дать внимательно посмотреть на фигурки. Отыскать

поставить в них значки и другие варианты. Дать время 2 мин.

Примерами словесных игр могут быть такие игры:


«Небылицы» или «Что перепутал художник»

Цель: развивать внимание, умение замечать нелогичные ситуации, говорить предложениями.

«Да и нет не говорить»

Предложить детям ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить «да» и «нет».

Вопросы:

- Ты любишь лето?

- Ты любишь солнце?

- Тебе нравится купаться?

- Ты любишь ловить рыбу?

- Любишь зиму?

- Любишь кататься на санках?

- Любишь играть в снежки?

- Ты уже большой?

- Тебе нравится лепить снеговика?

- Ты любишь маму(папу)?

-

«Найди ошибку»

Ворона, сорока, воробей осенью улетают на юг. Это перелетные птицы.

Грач, скворец, ласточка, лебедь остаются осенью. Это зимующие птицы


«Кто быстрее найдет спрятанные слова»

«Зашумленный рисунок.» Кто больше назовет предметов.


Для снятия мышечного напряжения уместна психо-мышечная тренировка (комплекс).

1. «Понюхай цветы»

- поднести обе руки к носу, понюхать цветок(вдох), задержать дыхание;

- опустить руки(выдох)

2. «Попьем воды»

- наберем воды в ладошки

- поднесем ко рту

- пей- делай вдох

- стряхни воду, делай выдох

3. «Смотри медведь»

- Испугаемся, сожмемся в «комочек» (ВДОХ)

- расслабимся (выдох)

4. «Будем плавать»

- ложимся на живот руки вдоль туловища

- руки вперед со вдохом. Задержать дыхание

- руки вдоль туловища (выдох)

   Уровень внимания можно определить в таких упражнениях, как «Найди отличия», «Корректурные пробы». Ребенок, нашедший 10 отличий- высокий уровень; 8- выше среднего; 6 – средний уровень; 4- ниже среднего; 2 – низкий уровень внимания.

 

   В корректурных пробах дается две минуты. Дети заполняют лист значками. По количеству выполненного задания судят об уровне внимания.

   Таким образом с помощью дидактической игры, упражнений может быть преодолено неблагополучие в умственном развитии ребенка с ОВЗ, возникшее из-за задержек в его воспитании и обучении.