Игры для развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха
статья (5 класс)

Холоимова Ольга Николаевна

В статье рассказывается как помочь ребенку развить эмоциональные сферу ребенку с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации родителям15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха

Главной задачей специальной помощи детям с нарушенным слухом является обеспечение максимальной компенсации их ограничений и открытие им пути в социум в качестве полноправных членов общества. В настоящее время специальное и инклюзивное обучение сосуществуют вместе как варианты доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями; вместе с тем в последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ, в т.ч. с нарушенным слухом, обучающихся в общеобразовательных организациях. В связи с этим встает вопрос об особенностях и возможностях осуществления социально-эмоциональных контактов детьми с нарушением слуха, которые могут и должны на равных с нормально слышащими детьми включаться в социум. Эмоциональное развитие ребенка выступает как одно из важных условий адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Работа, направленная на решение вопросов эмоционального развития учащихся взаимосвязана с уровнем владения ими словарем эмоционально-оценочной лексики.

Занятия с использованием дидактических игр обогащают воспитанника новыми знаниями, активизируют мышление для решения какой-либо познавательной задачи, развивают интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих высказываниях и мыслях, радость от найденного верного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. При проведении дидактических игр с детьми с нарушенной слуховой функцией первоочередная задача – это донесение до них значимости эмоциональных проявлений в жизни человека. Поэтому по ходу игры следует обсуждать (а при необходимости, проигрывать) модели поведения персонажей с разным темпераментом и с различными чертами характера, которые проявляются в той или иной ситуации. По окончании рекомендуется подвести детей к выводу о том, какое поведение наиболее оптимально и почему.

Игра «Домино»

Оборудование:  набор из 18 карточек размером 5х7 см, разделенных пополам. На каждой половинке карточки приведено словесное (письменное) определение или пиктограмма эмоционального состояния. Например: удивление – радость, веселье – страх, счастье – злость, обида – ужас, гнев – смущение, ярость – зазнайство, смелость – испуг, отвага – печаль, храбрость – усталость, бесстрашие – огорчение, уныние – важность, боязнь – равнодушие, несчастье – безразличие, робость – спокойствие, грусть – стыд, расстройство – гордость, восторг – ликование, скука – тоска. ± клеенка, на которой будет проводиться игра; ± наборное полотно; таблички с названием игры, описанием действий участников, названиями используемых предметов и т.п.  Описание игры

Родитель раздает детям по несколько карточек «рубашкой» вверх. Рекомендуется оставлять «банк», так как это позволит всем детям примерно в одно время завершить игру. Каждый из игроков рассматривает свои карточки. Затем кто-то из играющих (по договоренности, жребию или указанию организатора) кладет на клеенку одну из карточек лицевой стороной вверх. Следующий по часовой стрелке игрок должен выбрать из своих карточек такую, на одной из половинок которой имелась бы надпись с названием или пиктограмма того эмоционального состояния, рисунок или словесное обозначение которого есть на любой половине карточки, положенной предыдущим игроком. Разрешается приставлять карточки с обеих сторон «змейки». При отсутствии у игрока подходящей карточки следует взять одну из «банка». Если «банк» исчерпан, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки, при условии, что в «банке» тоже ничего не осталось.

Игра «Лото»

Оборудование: набор из шести карточек размером 15x9 см, разграфленных на 15 ячеек размером 3x3 см (пять ячеек по горизонтали и три – по вертикали). В некоторых ячейках имеется название или пиктограмма того или иного эмоционального состояния. Например: веселье, грусть, страх (испуг), злость, обида, удивление и т.п.; бочонки с названиями или пиктограммами эмоциональных состояний; ± мешочек для бочонков; ± набор фишек размером 3x3 см; ± наборное полотно; ± таблички с названием игры, описанием действий участников, названиями используемых предметов и т.п.

Описание игры

Бочонки складываются в мешочек. Организатор раздает игрокам карточки и фишки. Потом он перемешивает бочонки и достает их из мешка по одному. При этом организатор демонстрирует надпись (изображение) на бочонке и обсуждает ее с игроками. Ребенок, у которого на карточке имеется нужное «окошко», прикрывает его фишкой. 16 Игры и упражнения Выигрывает игрок, который первым накроет фишками все ячейки с названиями (изображениями) эмоциональных состояний.

Игра «Человечек»

Перед проведением игры надо рассказать ребенку, что различные эмоциональные состояния можно выражать жестами, мимикой, пантомимой. Можно играть втроем.

Оборудование:  листы белой бумаги;  ручки или простые карандаши; ±наборное полотно; таблички с названием игры, описанием действий участников, названиями используемых предметов и т.п.

 Описание игры

Родитель дает установку: «Сейчас ты будешь рисовать человечка, который переживает, испытывает какие-то чувства, например злость, радость, удивление. Можно рисовать веселого человечка, кто-то грустного – это не важно. Важно  не говорить, какого человечка ты станешь рисовать, это секрет». Первый игрок рисует, например, волосистую часть головы человечка, второй – глаза и нос, третий – рот и подбородок и так далее – каждый игрок рисует какую-либо часть тела человечка. Подсматривать, что нарисовал предыдущий игрок не разрешается, поэтому после завершения части общего рисунка, каждый игрок складывает бумагу таким образом, чтобы был виден только небольшой нижний фрагмент выполненного им рисунка. Последующий игрок его продолжит. Когда рисунок человечка завершен, лист бумаги разворачивают. Родитель вместе с детьми рассматривает рисунок и обсуждает, какую эмоцию выражает каждая часть тела человечка. При проведении беседы необходимо заострить внимание детей на следующем вопросе: бывает ли так, что у человека на лице «радость», его рукам «грустно», а ноги «злятся», топают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через театрализованную деятельность и игры драматизации.

Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918...

Доклад "Дидактическая игра как средство развития внимания у детей с нарушением слуха"

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса....

Доклад"Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."

Доклад "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей с нарушениями слуха."...

План работы по самообразованию на 2021г.«Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ»

laquo;Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ» план по самообразованию...