«Личность педагога и педагогическое мастерство»
статья

Бондаренко Ирина Николаевна

Педагог коррекционной школы должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения детей. Должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.  Ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях. Он должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_pedagoga_i_pedagogicheskoe_masterstvo.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Личность педагога и педагогическое мастерство»

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам педагог. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания - так писал в своих работах Адольф Дистервег. В коррекционной школе педагог - это всё для ученика - друг, соратник, близкий человек. Педагог для детей олицетворение всего нового, неизвестного.

Педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе  предъявляет к педагогу высокие требования. Успех общения участников педагогического процесса во многом зависит от личности самого педагога. С позиций профессионально-педагогических качеств личности, необходимых в работе с умственно отсталыми детьми, педагогический такт, честность, откровенность, доброта, справедливость, уважение и любовь к своим воспитанникам являются главными. Педагог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в результатах своей профессиональной деятельности. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями. Педагог должен постоянно помнить о своём поведении, так как его эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на самочувствие школьников, на их личностное и интеллектуальное развитие.

В специальных школах быть педагогом очень нелегко, так как педагог должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.

От педагогического мастерства, эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

На современном этапе предъявляются серьезные требования к личности педагога:

Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой.

 Свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы.

Без этих знаний нельзя организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советами родителям.

Кроме педагогических знаний педагог должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы.

Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.

Педагог коррекционной школы должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения детей. Должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.  Ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях. Он должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.

Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

Главными элементами, определяющими личность педагога принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Педагогическое мастерство совсем не пустое дело. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагог – это самая решающая фигура в учебно-воспитательном процессе. Поэтому он придавал особое значение педагогическому мастерству, педагогическому призванию. Что же понимается под педагогическим мастерством? Это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. В содержании этого определения можно вычленить такие признаки, как владение знаниями, обобщёнными специальными умениями, необходимыми педагогу в его практической деятельности, педагогическое призвание. Без профессиональных знаний и профессиональной направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Нужно уметь воздействовать на воспитанников. Нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Дети симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.

Эстетическая выразительность педагога – это не только опрятный вид, культура речи и поведения. Это нечто сложное и важное, скорее нечто профессиональное, выражающее педагогическую направленность всей личности учителя. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владеть взглядом, жестом, голосом, уверенность в себе, успехе своей работы – всё это привлекает учащихся, вызывает положительное отношение к педагогу, готовность к восприятию идущего от него влияния.

Педагоги - профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Творчество - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога. Специфика педагогического труда заключается в том, что педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать с детьми и творчески преобразовывать их. Так, например, одна воспитанница моей группы любит писать письма и записки понравившемуся взрослому ли ученику. Записки носят однотипный характер. Я предложила ей разнообразить содержание, украсить свое письмо. Сначала она начала рисовать сердечки, цветочки. Потом наклеила их из цветной бумаги, добавила еще элементов декора. В результате получалась красивая открытка, которую она подарила своему другу на день рождение. Процесс педагогического творчества — это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач.

Вследствие того, что произошло изменение целей современного образования, изменилась методическая система .Педагогу  приходится создавать собственные индивидуальные программы, что стимулирует его творчество. Повышение квалификации, работа в предметных МО, самообразование, участие в педагогических конкурсах, создание собственных публикаций, обобщение и распространение опыта работы, самоанализ деятельности - обеспечивает постоянный творческий рост педагога, его профессиональное мастерство.

«Личность педагога – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы – все, как в фокусе, сходится в личности педагога.

Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.

Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики.

В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Профессиональная четь и достоинство.

Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется воспитатель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей.

Педагогический авторитет.

Авторитет воспитателя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение.

Школа как государственное учреждение призвана осуществлять всестороннее развитие личности. Этот процесс предполагает высокое чувство ответственности всех педагогов за воспитание каждого учащегося, проявляющееся в единстве их действий и требований.

Там, где у педагогического коллектива нет единого тона, там, по существу, нет коллектива, а следовательно, не может быть никакого воспитательного процесса. Так мною в 2020 году обобщен опыт по теме «Формирование коммуникативных навыков  общения у обучающихся  с ОВЗ посредством игровых методик». А так же опубликована статья «Формирование эстетического вкуса на основе народных промыслов и традиций» в сборнике БелИРО «Учитель – учителю».

Взаимопомощь и взаимодоверие в педагогическом коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. Проявляются они в постоянном обмене информацией, почерпнутой из педагогической, методической и другой литературы, в обмене опытом, "находками" в процессе педагогического труда.

В атмосфере бережного отношения к педагогу рождаются мастера педагогического труда, составляющие костяк коллектива. Педагогическая этика считает правильной критику, которая направлена на недостаток, а не на его носителя – личность, критику, которая проникнута заботой об улучшении дел и поведения человека.

Педагог - это, прежде всего, образец подражания для учеников. Следовательно, его взаимоотношения с коллегами должны соответствовать нормам педагогического такта и педагогической этики.

В журнале я прочитала статью о правилах успешной работы педагога, которые я переработала, дополнила и применяю в своей практике. А назвала я их  «Кодекс нравственности педагога»

  1. Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их.
  2. Если твои ученики (воспитанники) совершают что – плохое, подумай, где ты допустил ошибку.
  3. Чаще вспоминай себя в детстве – легче будет понимать детей.
  4. Старайся в самых конфликтных ситуациях представить себя на месте своего ученика (воспитанника).
  5. Откажись от идеи превосходства над своим учеником (воспитанником).
  6. Не принуждай ребенка к откровенности и не лезь к нему в душу, если он этого не хочет.
  7. Умей ждать!
  8. Старайся видеть даже самые маленькие успехи своих детей и радоваться им.
  9. Помни, что ты - не идеал, поэтому принимай своего ученика (воспитанника) таким, каков он есть.
  10. Организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга.
  11. Ничего не делай за своих учеников (воспитанников), но делай вместе с ними.
  12. Развивай в себе умение быть смешным. Смеяться над собой, своими недостатками.
  13. Полезнее один раз попросить ребенка о чем – либо, чем сто раз приказывать ему что – сделать.
  14. Если можно что –.то не заметить, постарайся не заметить.
  15. Не читай нотаций, не ищи виноватых, постарайся искать истину.
  16. Не гонись за любовью детей, она сама тебя настигнет, если т ы ее заслужишь.
  17. Берись с детьми за такие дела, реальный результат они могут увидеть.
  18. Опасайся иметь любимчиков – это лишит тебя возможности быть справедливым.
  19. Уважай мнение своих учеников (воспитанников).
  20. Не покоряй своих учеников (воспитанников) своими знаниями, дай им возможность проявить себя.
  21. Если тебе кажется, что дети тебя не любят. Постарайся изменить себя и ситуацию.

ГБОУ «Новооскольская специальная

общеобразовательная школа – интернат»

«Личность педагога и

педагогическое мастерство»

   

Подготовил: воспитатель

                      Бондаренко И.Н.

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Участник Всероссийской экспериментально- творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство»

Участник  Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство».Тема экспериментального исследования: «Программа татарского языка и литературы и во...

Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"

Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности...