Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства
методическая разработка по теме

Притыкина Марина Николаевна

 

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_zanyatie_v_sisteme_udo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации занятия

 в дополнительном образовании детей.

Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться”.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

базироваться на развивающих методах обучения детей;

для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

основываться на социальном заказе общества;

отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс в УДО  осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного  взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования  невозможно без грамотной, творческой организации занятия.

Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования  невозможно безграмотной, творческой организации занятия.

Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс.

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования  невозможно безграмотной, творческой организации занятия.

Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс.

Структура учебного занятия

Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов:

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Все перечисленные этапы очень важны в организации занятия. Сегодня мы с вами рассмотрим самый первый  - начало занятия.

Начало занятия

Типичные “барьеры общения”, встречающиеся в работе начинающих педагогов.

1. Барьер несовпадения установок.

Педагог ждет своего занятия, у него интересный замысел, увлекательный материал. Группа же либо равнодушно-сонно “непробиваема”, либо возбуждена: болтовня, невнимательность и т. п. Педагог сразу же раздражается, нервничает - соответственно развиваются на занятии взаимоотношения.

2. Барьер отсутствия контакта.

Педагог в начале занятия начинает действовать автономно (пишет на доске, “ковыряется” в своих записях, перебирает тетради и т. п.), то есть сам “разводит” мосты, вместо того чтобы их “наводить”.

3. Барьер сужения функций общения.

Педагог организует лишь информационное общение. Личностного общения не признает, взаимоотношения “опускает”.

4. Барьер негативной установки.

Педагог считает группу учащихся враждебной или, наоборот, лебезит перед группой. Соответственно выбирает тон.

5. Барьер боязни ошибок.

Страх сделать ошибку в материале, опоздать, поставить не ту отметку.

6. Барьер подражания.

Педагог старается подражать кому-либо конкретно, или вообще имитирует поведение опытного педагога.

Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

Лекция        

Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар

        Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия        

Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Конференция

        Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия        

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Экспедиция        

Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

Туристический поход        

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Учебная игра        

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей

Презентация предмета, явления, события, факта.        

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта        

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Философский стол        

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

Чаепитие        

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

Крепкий орешек”        

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

День добрых сюрпризов        

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Конверт вопросов        

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг        

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия

 

хорошее знание материала;

бодрое самочувствие; чувство «физической»  

                         раскованности, свободы на занятии;  

продуманный план занятия;

правильный выбор и разнообразие методов

                         обучения;

занимательность изложения, ярко    выраженное  

                        эмоциональное отношение    педагога  к излагаемому  

                        материалу   богатство  интонаций,  его  выразительная

                          мимика, образная жестикуляция;

выраженная заинтересованность педагога в

                          успехе учеников;

Факторы риска

неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

рыхлая композиция занятия;

неправильный подбор и однообразие методов обучения;

скованность движений педагога, его «зажатость;»

 монотонность и сухость при изложении материала  

                           бесстрастность педагога, отсутствие проявлений  

                           личной заинтересованности и увлеченности предметом;

отход от темы занятия, увлечение посторонними, не

                           связанными с темой и задачами занятия;

отсутствие эмоционального контакта педагога и

                           обучающихся, безразличие педагога к результатам  

     обучающихся ;

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Литература:

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятиях в Школе Педагогического Мастерства по теме "Коммуникативный метод изучения иностранного языка".

«Коммуникативный метод изучения иностранного языка»                                           ...

Школа педагогического мастерства "Я - Педагог"

Название проекта и его аннотация. Проект направлен на формирование профессионального роста молодых учителей, повышение потенциала сельских учителей, на повышение престижа профессии педагога. В летней ...

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА "Я - МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ"

Название проекта и его аннотация. Проект направлен на формирование профессионального роста молодых учителей, повышение потенциала сельских учителей, на повышение престижа профессии педагога. В летней ...

Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования» учитель ХИМИИ первой категории, педагог дополнительного образования

Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования»учитель ХИМИИ  первой  категории, педагог дополнительного образов...

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...