Родительское собрание. Мой ребенок - подросток
методическая разработка

Латыпова Гульнара Азатовна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: Мой ребенок - подросток

Слайд 1

Цель: Обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков; 

Задачи: 

  1. познакомить с первыми признаками и особенностями подросткового возраста,
  2. проанализировать методы общения детей и родителей,
  3. оказать педагогическую поддержку родителям в определении методов воспитания.

Слайд 2

        «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» (Я.Корчак).

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, да мы с вами именно коллеги в деле воспитания наших детей.

Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

 Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей. Статистика утверждает, что на воспитание ребенка влияют: средства массовой информации - 30%, улица - 10%, школа - 10%, семья - 50%..

   А что лежит в основе воспитания, как вы думаете? Что значит любить ребенка?

Выберите, пожалуйста, то предложение, которое вы считаете наиболее верным (постарайтесь быть с самим собой максимально откровенным)

(Слайд 3. На слайде список, родители не озвучивая, для себя определяют высказывания). 

Я люблю своего ребёнка потому что:

 Забочусь о нем

 Кормлю его

 Воспитываю его

 Обеспечиваю его всем необходимым

 Стремлюсь дать ему хорошее образование

 Поддерживаю его в трудных ситуациях

 Верю в него

 Дружу с ним

 Выполняю его требования

 Никогда не оскорбляю его достоинство

 Всегда внимательно его слушаю

 Держу его в «ежовых рукавицах» ради его же блага

 Откладываю ради него все дела

 Живу его интересами.

Нас никто никогда не учит быть родителями, все мы – самоучки, а значит, не застрахованы от ошибок, но многие ошибки можно предотвратить, если мы будем знать, с чем имеем дело.

Сейчас наши с вами дети входят в самый сложный для человека возраст. Этот период иногда называют периодом «гадкого утенка» периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицания и страдания. Вы, безусловно, знаете, что в этом возрасте происходит как физиологическая, так и психологическая перестройка организма. Наши дети порой кардинально меняются, и не только внешне. Из ласковых, спокойных, послушных они вдруг превращаются в «ершистых», неуправляемых, грубых или наоборот крайне замкнутых.

По - разному переживают дети этот период: кто-то страдает молча, кто-то открыто бунтует. Однако во всех случаях они должны ощущать и понимать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.

В начале подросткового возраста у ребенка усиливается стремление быть похожими на старших, часто форсируя события, подростки начинают считать себя взрослыми, требуя к себе соответствующего отношения. Да и мы, взрослые, начинаем предъявлять к ним уже более «взрослые» требования, особенно в части самоконтроля, ответственности.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе, появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей и друзей. Подростки склонны «застревать» в положении обиженного, непонятого, искать выходы из трудных ситуаций способами, нередко опасными для их здоровья. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты своего «я» даже тогда, когда угрозы никакой нет. Эмоциональная подчиненность родителям вступает в противоречие с жаждой признания среди своих сверстников.

Характерные признаки подросткового возраста (Слайд 4): 

  • Повышенная уязвимая эмоциональность
  • Резкая смена настроения
  • Тяга к социальному самоутверждению
  • Чувство взрослости
  • Непримиримость к несправедливости
  • Стремление к свободе
  • Болезненное переживание своих недостатков
  • Противоестественность в поступках
  • Влечение к противоположному полу.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности.

Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. (Слайд 5)

(Родителям предлагается закончить предложения. Эту работу можно организовать как в группе родителей, так и индивидуально).

Примерные предложения:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

 Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Каковы причины вызывающего поведения подростков?

( дать возможность родителям высказать свое мнение)

Слайд 6. Причины вызывающего поведения подростков:

  1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  2. Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности.  («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
  4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

- Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…»

- Что же получается в результате? Ребята понимают, что они «не могут ничего» для них – одни запреты, а взрослые  - «могут все», у них – полная свобода действий. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на них тяжелой ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

Слайд 7. При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

- Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

- Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

- Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.          

Слайд 8. Наша с вами задача заключается в создании условий для успешного обучения. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации в средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

С вашими детьми я провожу коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие коммуникативных способностей и способов конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы.

И в заключение предлагаю вам заполнить анкету «Обратная связь». Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!

Анкета «Обратная связь»

Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!

  1. Оцените степень Вашей включенности в занятие:

                       0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Что мешало Вам быть включенным?

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?                            

                      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? _______________________________________________________
  2. Что Вам не понравилось на прошедшем собрании? _______________________________________________________
  3. Ваши замечания и пожелания ведущему: _______________________________________________________

 Сегодня я хочу вам как итог нашего собрания предложить две памятки

 «Особенности возрастной психологии подростков»:

Положительные изменения, происходящие с подростком:

  • Проявление чувства взрослости
  • Рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
  • Повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);
  • Проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
  • Появление познавательной мотивации;
  • Желание быть не хуже, а лучше других.

Негативные изменения, происходящие с подростком:

  • Ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;
  • Проявление эгоцентризма;
  • Намеренная манипуляция взрослыми;
  • Внутренний конфликт с самим собой и окружающими;
  • Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;
  • Страх одиночества.

Памятка для родителей

1. В общении с подростком нужно уходить от тех принципов, которые мы использовали в начальных классах. Нельзя требовать безоговорочного подчинения (если, конечно, это не касается здоровья ребенка). Подросток хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а значит его нужно убеждать а не ругать

2. Убеждать можно только личным примером. Нельзя убедить фразой вроде «Делай, как говорю, а не как я делаю» Нужно быть для подростка примером во всем. Помните, он хочет вами гордиться.

3. Не вините только подростка за плохие оценки (кто виноват, что вы узнали об этом только на собрании?)

4. Не кричите на подростка (иначе он запомнит, как громко вы кричали, а не что именно вы сказали)

5. Не применяйте физическую силу к подростку. Это унизительно в любом возрасте, а подростку, с обостренным чувством собственного достоинства это нанесет непоправимый вред

6. Объясняйте чаще, почему нужно хорошо учиться, чего достигли вы, хорошо учатся в школе и институте или чего не достигли в противоположном случаен.

7. Помните, чтобы воспитать человека, нужно обладать безграничным терпением

8. Любите своего ребенка таким, какой он есть. Помните, что подростковый возраст – явление временное. Переживем его как стихийное бедствие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Мой ребенок - подросток

Слайд 2

«Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» (Я.Корчак)

Слайд 3

Я люблю своего ребёнка потому что:  Забочусь о нем  Кормлю его  Воспитываю его  Обеспечиваю его всем необходимым  Стремлюсь дать ему хорошее образование  Поддерживаю его в трудных ситуациях  Верю в него  Дружу с ним  Выполняю его требования  Никогда не оскорбляю его достоинство  Всегда внимательно его слушаю  Держу его в «ежовых рукавицах» ради его же блага  Откладываю ради него все дела  Живу его интересами.

Слайд 4

Характерные признаки подросткового возраста: Повышенная уязвимая эмоциональность Резкая смена настроения Тяга к социальному самоутверждению Чувство взрослости Непримиримость к несправедливости Стремление к свободе Болезненное переживание своих недостатков Влечение к противоположному полу.

Слайд 5

Закончите предложения… Если ребенка постоянно критикуют, он учится Если ребенок живет во вражде, он учится… Если ребенок растет в упреках, он учится… Если ребенок растет в терпимости, он учится… Если ребенка хвалят, он учится… Если ребенок растет в честности, он учится… Если ребенок растет в безопасности, он учится… Если ребенка поддерживают, он учится… Если ребенка высмеивают, он учится… Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (ненавидеть) (быть агрессивным) (жить с чувством вины) (понимать других) (быть благородным) (быть справедливым) (верить людям, доверять) (ценить себя) (быть замкнутым) (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

Слайд 6

Причины вызывающего поведения подростков: Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Высокий уровень тревожности. Многим подросткам трудно совладать со своим темпераментом. Отсутствие душевной близости с родителями.

Слайд 7

Приемы, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием»). Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем.

Слайд 8

Задача семьи и школы заключается в создании условий для успешного обучения. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации в средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Слайд 10

«Особенности возрастной психологии подростков». Положительные изменения, происходящие с подростком: Проявление чувства взрослости Рост самосознания, самооценки, саморегуляции; Повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда); Проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков; Появление познавательной мотивации; Желание быть не хуже, а лучше других. Негативные изменения, происходящие с подростком: Ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность; Проявление эгоцентризма; Намеренная манипуляция взрослыми; Внутренний конфликт с самим собой и окружающими; Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым; Страх одиночества.

Слайд 11

ЛЮБОВЬ — ДОВЕРИЕ— ПОНИМАНИЕ — ПОДДЕРЖКА Родителям подростков психологи советуют: Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне; Не использовать ярлыки; Помочь ребенку найти компромисс души и тела; Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее; В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого; Не перегружать подростка опекой и контролем; Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги); Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Слайд 12

Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы. Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас. Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мой ребенок - старший подросток!"

Конспект родительского собрания содержит 2 части: теоретическую и практическую, а также памятку для родителей. Область применения родители 7-8 классов....

Родительское собрание "Почему грубит подросток"

Материал для беседы с родителями о причинах грубости детей подросткового возраста...

Родительское собрание на тему - ПОДРОСТОК-РОДИТЕЛЬ

Жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми). Общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовны...

родительское собрание "Мой ребенок - подросток"

Материал содержит презентацию по теме родительского собрания и конспект. Надеюсь, что данная разработка будет интересна коллегам, работающим с детьми подросткового возраста при проведении родительског...

выступление на родительском собрании на тему: "Подросток и улица"

Выступление на родительском собрании на тему: "Подросток и улица"...

Родительское собрание на тему "Подросток".

Родительское собрание на тему "Подросток"....