Выступление по теме "Проблема безграмотности в современном мире"
методическая разработка

Кряжева Любовь Николаевна

В данном выступлении уделяется внимание  проблеме безграмотности, с которой мы встречаемся не только в школе, но и в дальнейшей жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_bezgramotnosti.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Байкаловская СОШ» - «Хмелёвская СОШ»

Тема:

Проблема безграмотности в современном мире.

                                                       

                                                       Автор: Кряжева Любовь Николаевна

                                                       Учитель русского языка и литературы

2019 год

Аннотация:

   В данной работе рассматривается проблема безграмотности в современном мире. С ней мы сталкиваемся не только в школе, но и в институтах, техникумах. Я попыталась выделить     основные причины безграмотности школьников  и пути их преодоления.

Введение

   

   Первый раз в первый класс. Какое радостное событие для всех детей и долгожданный момент для родителей. С этого дня начинается новая строка в нашей жизни!  Но вдруг  мы сталкиваемся с такой проблемой как безграмотность ребенка. «Почему так выходит? Отчего одни дети грамотные, а другие нет? В чем причины?» — и ещё много вопросов, которые мы задаем себе!                                                                                                                                       Цель моей работы:

- выявить  причины безграмотности детей;

- поиск нужной информации с использованием терминов «дислексия», «дисграфия».

Задачи:

- наметить пути решения проблемы безграмотного письма;

- порекомендовать виды деятельности для занятий с детьми.

Основная часть

       Стыдно ли сегодня писать безграмотно? Пожалуй, что нет. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть практически любой блог или форум – доказательства налицо. Потеряв культуру трепетного  отношения к слову, мы не боимся писать с ошибками, даже не потрудившись перечитать написанное, не говоря уже о том, чтобы  заглянуть лишний раз в словарь.      Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь.

   Почему наши дети пишут безграмотно? Почему они делают столько ошибок при написании слов? В чем же дело? Попробуем разобраться.

Как и раньше ребенок учится писать, глядя на образец. Он видит слово, списывает его в тетрадь. Так он знакомится неосознанно, а потом и осознанно, с правилами орфографии. И грамотное письмо со временем должно становиться его «природной функцией». Недаром говорят многие взрослые, что у них «врожденная грамотность». Оказывается, нет. Это результат замечательного зрительно – логического подхода, который лежит в основе обучения русскому языку. Поэтому так называемое «языковое чутье» — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Значит,  грамотность можно и нужно развивать. Это возможно и  путем развития и увеличения словарного запаса.

А количество безграмотных детей продолжает расти. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать. Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии и дислекции.

Дисграфия - нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения.

Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты - логопеды. Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее. Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами».

Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.
Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике.
Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

   Но наличие таких заболеваний вовсе не говорит о том, что у человека нарушен интеллект. Он может быть успешен в точных науках, в музыке, в творчестве, и хорошо, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты - логопеды.  Страшно то, что часто не в состоянии освоить премудрости правописания и совершенно здоровые люди. Вот им-то как раз помочь можно и нужно!  

 С каждым годом безграмотных детей становится всё больше и больше. Можно долго выискивать причины: лень, невнимательность, спешка, нет контроля со стороны родителей и т. д. Может быть, в какой-то степени да, но только в какой-то!

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук пишет:

«Сверхраннее обучение чтению и письму тормозит развитие этих навыков…От детей требуют уметь читать и писать к первому классу - но функции, которые позволяют начать этому учиться, созревают у детей лишь к 6-7 годам. Раньше этому могут научиться лишь 20 процентов детей. Получается, что от остальных мы требуем невозможного. Плохо читающий ребенок зацикливается на каждой букве, а мы хотим, чтобы они понимали сложные тексты! Это - результат спешки».

Автор учебников по русскому языку Ольга Узорова считает, что  «сейчас чрезмерно увлекаются проектной деятельностью и метапредметными связями. На все это уходит время. Программа рассчитана на то, чтобы ребенок на уроке 40 минут занимался русским языком. Да, это выглядит красиво - работа в парах, работа в командах, фильм посмотрели. Но то, что тему красочно подали, не значит, что ребенок все сразу усвоил. Пока ученик энное количество раз не напишет слово и само по себе, и в предложении, - он его не запомнит».

Чтобы дети писали грамотно, им необходимо заниматься языком. 

Анализируя ошибки школьников, прихожу к заключению, что многие из них являются еще и  результатом распущенности. И с этим надо, безусловно, согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.

Итак, попробуем выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся причин безграмотности:

  1. дислекция и дисграфия;
  2.  несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов; нечитаемый почерк;
  3.  незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
  4.  несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма.

     Как решить эту проблему? Что я считаю важным для формирования орфографической грамотности?

1. Выучить «целые орфограммы», а не их «осколки», и научиться ими пользоваться.

2. Развить свою орфографическую память, т.е. научиться запоминать, как пишется любое незнакомое слово.

3. Развить свой пунктуационный слух, т.е. научиться слышать все паузы внутри предложения.

4. Научиться делать синтаксический анализ предложения.

      Какие виды деятельности можно порекомендовать для занятий с детьми для повышения грамотности?

1.  Каллиграфическая работа.

2. Синтаксические 5-минутки на каждом уроке (2-3 предложения, с выделением орфограмм).

3. Каллиграфическое контрольное списывание.

4. Тренировочные упражнения по «западающим» темам.

4. Зачеты по орфографии и по пунктуации.

Заключение

      Тот,  кто успешно решит эти задачи, несомненно, добьется значительного прогресса, будет писать,  если и не идеально грамотно, то очень прилично, допуская минимум негрубых, ошибок.

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.  
  2. Слуцкий В.И. Пятерка по русскому. Книга о том, как преодолеть орфографическую и пунктуационную  безграмотность. //Издательство: Литагент Ридеро, 2017.  
  3. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 56–62.
  4. Ясюкова Л.А. Ст. «Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Формы, методы и технологии проведения современного урока...